Красная звезда | Андрей Гаравский | 02.09.2005 |
Базовый радар «Копье» прошел все виды испытаний, в том числе летные с боевыми стрельбами, подтвердив все заявленные характеристики по воздушным, наземным и надводным целям. Радар «Копье-25» прошел испытания в составе самолета Су-25ТМ. Уже разработан радар «Копье-М» с увеличенной дальностью действия.
Радар «Жук-МЭ» также заканчивает летные испытания. Еще разработаны: радар «Жук-МФЭ» с фазированной антенной решеткой для самолета МиГ-29СМТ, радар
«Жук-МСЭ» для самолета Су-27 МКЗ, радар «Жук-МСФЭ» на самолет Су-27КУБ.
Подведем итоги работы «Фазотрона» в условиях реформ: созданы новые радары (адаптации) для модернизации 12 типов самолетов и 4 вертолетных радара, использование которых станет основой модернизации фронтовой и армейской авиации ВВС России, а также палубной авиации ВМФ. Сегодня активно ведутся разработки по созданию интегрированного радиоэлектронного комплекса (ИРЭК) для истребителя 5-го поколения с активной фазированной антенной решеткой.
Корпорация продолжает традиционные работы по созданию систем отображения информации о состоянии и жизнеобеспечении космонавтов для обитаемых космических кораблей и стыковке кораблей на орбите.
Каждый новый радар «Фазотрона» по своим возможностям уже давно вышел за рамки прижившейся за последние 40−50 лет английской аббревиатуры RADAR — radio detecting and ranging (радиообнаружение и определение дальности). Функции современного фазотроновского радара гораздо более широкие. Он способен в любое время суток при любой погоде на максимальной дальности (по сравнению с любой другой информационно-управляющей бортовой системой летательного аппарата) обнаруживать воздушные, наземные и морские цели, сопровождать много целей, одновременно атакуя несколько из них. Он является основой бортовой системы управления вооружением и обороной летательного аппарата, включающей в себя также средства радиотехнической разведки, помехозащиты, опознавания целей и другие информационно-управляющие системы. Он управляет боевыми ракетами «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» и корректируемыми бомбами — самым современным высокоточным оружием. Он дает информацию о метеообстановке, позволяет в автоматическом режиме совершать облет препятствий в режиме маловысотного полета.
Он позволяет различать цель в группе целей, распознавать ее тип, дает рекомендации пилоту по выбору наиболее опасной, а также по выбору вида оружия против нее. Он имеет систему единой индикации в виде многофункционального жидкокристаллического дисплея, на котором в удобном для пилота виде выводится выходная информация, позволяющая ему быстро принимать решения о необходимых действиях по атаке и защите своего самолета.
Он предназначен для установки на ударные летательные аппараты — и самолеты, и вертолеты (это первый современный радар, используемый российскими вертолетами). Похоже, что фазотроновской радиолокационной станции и создаваемой на ее основе системе управления вооружением и обороной летательного аппарата пора придумать новую аббревиатуру.
Словом, корпорация «Фазотрон-НИИР» по всем параметрам отвечает своему названию, ведь слово «фазотрон» означает «ускоритель», и это соответствует назначению радаров, ведущих самолет и его боевую ракету к цели самым коротким путем. Символичен и девиз предприятия — «Всегда впереди и всегда вперед», происходящий от места радара в самолете.
Так почему же новые радары «Фазотрона» не востребованы в родном отечестве, почему ими не перевооружаются самолеты российских ВВС?
Выполненная «Фазотроном» за счет собственных сил и средств работа дает возможность в минимальные сроки и с минимальными затратами на разработку, внедрение и эксплуатацию провести модернизацию всей фронтовой авиации ВВС и палубной авиации ВМФ России, повышающую боевую эффективность отечественных авиационных комплексов этого назначения в 2−7 раз. При этом будут сэкономлены миллиарды рублей.
Но здесь проявляют активность лишь инозаказчики. К примеру, напомним, что корпорацией завершена поставка 125 радаров «Копье» по контракту с Индией для модернизации самолетов МиГ-21БИС индийских ВВС, успех которой подтвержден совместными испытаниями и военными учениями в Гвалиоре.
К сожалению, в течение последних 13 лет в Вооруженных Силах России не обеспечена соответствующая сегодняшнему времени модернизация самолетов фронтовой авиации ВВС и других ее видов. Ошибочно считать, что наши истребители прекрасно выполнят свои боевые задачи и со старыми радарами или их доработанными версиями. В ВВС всех ведущих стран мира модернизация самолетов идет, в первую очередь за счет замены радара на новый. И зарубежные аналоги — сверстники наших лучших самолетов МиГ-29 и Су-27, Су-30 провели такую замену уже 2−3 раза. Да, у наших истребителей лучшие в мире летные характеристики, но это еще не все, нужен новый интеллект борта, новые радары.
Нельзя не учитывать и то, что сегодня во всем мире уже идет проработка истребителя пятого поколения, который требует даже не радара в классическом понимании, а интегрированного радиоэлектронного комплекса, представляющего собой интеллект самолета и предлагающего летчику конкретные решения и ускоряющего принятие этих решений для работы в режиме крайне ограниченного времени.
Этот интегрированный радиоэлектронный комплекс (ИРЭК) должен одновременно работать по большому количеству целей, как воздушных, так и наземных, быть широкообзорным (±70°), помехозащищенным, надежным (живучим), высокоинтегрированным. Все это может обеспечить только использование активной фазированной антенной решетки на основе твердотельного приемо-передающего модуля (ППМ).
«Фазотрон» начал выполнение этих работ, несмотря на их чрезвычайную сложность и высокую стоимость, за счет собственных средств, которых явно недостаточно. Полувековой опыт корпорации в создании радаров для отечественных реактивных истребителей всех поколений должен быть востребован.
Модернизация летательных аппаратов отечественных ВВС на базе современных систем авионики, построенных на основе новейших радаров, является важнейшей национальной задачей России. Наша страна, имеющая огромную территорию, должна быть надежно прикрыта с воздуха. Если для этого не будут найдены необходимые средства, это может привести к самым тяжелым последствиям, в том числе деградации ВВС как вида Вооруженных Сил. Поэтому государство должно выбрать, какие радары «Фазотрона» необходимо запустить в серию в первую очередь для модернизации российских самолетов и вертолетов и дать госзаказ корпорации, которая обеспечит его выполнение на самом высоком уровне, в самые короткие сроки и при минимальных затратах государственных средств.