Красная звезда | Юрий Авдеев | 02.09.2005 |
Выставочный комплекс МАКС-2005 был развернут на площади более 850.000 кв. метров, а общее количество выставочных площадей превысило 30.000 кв. метров. Продемонстрировано более 200 летательных аппаратов. В работе авиасалона приняли участие около 50 тыс. представителей деловых кругов из 42 стран, в том числе около 700 фирм из России и СНГ. Число обычных посетителей салона составило около 800 тыс. человек. За время работы салона заключено сделок на сумму около 1 млрд. долларов. Работу салона освещали около 100 телекомпаний и более 2.000 журналистов.
Продолжим тему радаров с позиций фирмы «Фазотрон-НИИР». Ее разработки вызвали большой интерес у иностранных специалистов. Радиолокационные комплексы для вертолетов вообще не имеют себе равных в мире. За рубежом решают задачу, как обнаруживать ракету, выпущенную с переносного зенитно-ракетного комплекса по летательному аппарату, т. е. гражданскому авиалайнеру. В России она уже решена. К тому же разработанные фирмой радары устанавливаются на вертолетах «Ка», которые получили новые уникальные возможности для боевого применения.
И все же основные возможности летательного аппарата закладываются его двигателем. В этом направлении прорыв сделало НПО «Сатурн». Фирма успешно ведет работы по двигателям для истребителя 5-го поколения и регионального самолета RRJ. В тендере для учебно-тренировочных самолетов HJT-36 индийских ВВС победил двигатель АЛ-55. Индийская сторона также рассматривает возможность установки этого двигателя и на двухдвигательный самолет HJT-39. Однако он может быть установлен и на учебно-тренировочные (боевые) самолеты Як-130, МиГ-АТ. Не это ли побудило итальянских партнеров «ОКБ им. Яковлева» не только продолжить сотрудничество по Як-130, но и развивать его в других областях?
Демонстрировались и другие разработки, которые для обычных посетителей выглядели на стендах не так эффектно, как хотелось бы. Например, продемонстрировано большое количество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Некоторые из них выглядели как авиамодели, но устанавливаемая аппаратура делает эти БПЛА незаменимыми помощниками для мониторинга земной поверхности как в гражданских, так и в военных целях. Найдены весьма интересные конструкторские решения.
Ряд наших фирм продолжает успешно создавать и совершенствовать авиационные тренажеры, которые не считаются за границей дорогостоящими игрушками. Обучение отдельным элементам летного мастерства, а тем более отработке действий при отказе авиационной техники безопаснее и экономичнее проводить на земле, чем в небе. Российские конструкторы разрабатывают математические модели для каждого типа и модификации летательных аппаратов. Условность полета сведена к минимуму. Все это позволит летчикам и экипажам более качественно готовиться к выполнению полетных заданий различной степени сложности. И это не хвалебные строчки из рекламных буклетов, а заключения летчиков, которые испытали тренажеры в деле.
На МАКС-2005 авиастроительные компании прежде всего продемонстрировали умение работать в рыночных условиях. Создание нового самолета или двигателя — весьма дорогой, сложный и длительный путь. Есть и другая дорога — модернизация. Здесь российские фирмы подошли с весьма интересными и заметными результатами.
К примеру, на Западе никто всерьез не воспринимал варианты модернизации Ил-76. Некоторые специалисты уверяли, что не может быть найдено каких-либо конструкторских решений, позволяющих получить в итоге значительное улучшение возможностей самолета. Как видно, они ошибались. У авиационного комплекса им. Ильюшина получились весьма интересные модификации.
Ил-76МФ имеет грузовую кабину длиннее базовой модели на 6,6 метра. Ее объем увеличился до 400 квадратных метров. За счет оборудования двигателями ПС-90А может перевозить 60 тонн груза. При этом дальность полета выросла на 20 процентов. Создана и установлена навигационная система
«Купол-3», соответствующая всем международным требованиям. Российский транспортник превосходит зарубежные аналоги в насколько раз. Сравним это в цифрах.
Для перевозки 375 тонн груза на дальность 7.000 км потребуется 10 самолетов Ил-76МФ, или 58 —
С-130J, или 32 — А400М (разрабатываются для ВВС европейских стран). При этом будет соответственно израсходовано 1 584, 2 860 и 2 530 тонн топлива. По времени выполнение перевозки займет приблизительно 12, 28 и 22 часа летного времени. Ценовой фактор говорит сам за себя. Европейский А400М в 2,5 раза дороже Ил-76МФ, а цена не сертифицированного для гражданской эксплуатации американского транспортника и того выше.
Военно-транспортные Ил-76МФ совершили прорыв на арабский рынок, привлекли внимание зарубежных заказчиков вертолеты Ка-226 и Ка-52. Высокоманевренный боевой вертолет оснащен современной аппаратурой, имеет комплекс вооружения, превосходящий по дальности и точности применения все мировые образцы. При этом его цена соответствует западным машинам легкого класса. Мы по-прежнему удерживаем лидерство в производстве авиатехники по критерию «качество — себестоимость». Российские авиастроители за последние годы весьма успешно развивают сотрудничество с Индией, Китаем. Вышли наши фирмы и на авиационный рынок в Южной Америке.
В заключение стоит обратить внимание на такую немаловажную деталь. Признанием МАКС-2005 и успехов российских разработчиков авиатехники служит и пиар-кампания, проводимая информационными киллерами по дискредитации отечественной авиатехники. Все специалисты убедились в перспективах российского авиапрома, однако кому-то еще хочется остановить, как говорится, вырулившую на взлетную полосу и готовую к взлету отечественную авиапромышленность. Но никому не стоит забывать, что русские долго запрягают, но быстро ездят.