РИАНА «Урал-пресс-информ» | Протоиерей Игорь Шестаков | 12.05.2010 |
Вопрос о передаче храма Александра Невского, занесенного в список памятников истории и культуры как уникальное творение русской архитектуры начала XX века, в собственность Челябинской и Златоустовской епархии поднимался и в начале 90-х годов прошлого века.
Девятнадцатого апреля 2010 года в ходе первосвятительского визита Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Челябинск глава города Михаил Юревич, который 22 апреля вступил в должность губернатора Челябинской области, пообещал Его Святейшеству передать храм во имя Александра Невского в лоно Русской православной церкви.
Православные верующие, после десятка лет ожиданий, получили надежду на то, что храм во имя святого благоверного князя Александра Невского будет возвращен Русской православной церкви и там, после восстановления и освящения, как и положено, будут проходить Богослужения.
Православная церковь стремится аргументировано пояснить свою позицию, при этом, не настаивая на поспешности решения очень непростого вопроса. О позиции РПЦ наш корреспондент беседовала с настоятелем Свято-Троицкого храма, руководителем рабочей группы отцом Игорем Шестаковым.
— Отец Игорь, расскажите немного об истории храма.
— История храма достаточно интересна, большей части наших горожан она не известна.
Изначально на Александровской площади была заложена часовня имени князя Александра Невского. Этот храм задумывался изначально как храм памятник царю освободителю Александру Второму. Да, Челябинск и Южный Урал никогда не знали крепостного права. Но в любом случае, все в Великой России были благодарны Александру Николаевичу, за то, что он, будучи самым прогрессивным из монархов и правителей тогдашней Европы, да и всего мира, принял такое решение. Для сравнения скажу, что в США рабство было отменено пять лет спустя после кровопролитной гражданской войны. В просвещенной и вполне передовой Германии крепостное право было отменено еще в более позднее время. Этот энтузиазм народный был подхвачен маленьким городом Челябинском. Однако, та часовня, которая была возведена первоначально, не могла устроить ни горожан, ни верующих.
В 1907 году возобновилось строительство храма Александра Невского по проекту Александра Померанцева, в том виде, который мы и видим сейчас.
Храм-памятник построен на средства верующих. Средства собирались долго, и строительство велось не один год. Часть денег на возведение храма была пожертвована императорской семьей. Не лично государем Александром Вторым, а именно всей семьей. Они выделили пять тысяч рублей. Это по тогдашним меркам деньги не малые. Строительство храма обошлось в 60 тысяч тогдашних рублей. Но дело даже не в этом.
Храм освятили в 1911 году и до 1930 года в нем совершались Богослужения. Храм, как и город, был участником и свидетелем всей бурной истории начала 20 века. В храме изымались церковные ценности (описи есть в областном государственном архиве). Храм был закрыт во время мощного витка атеистической пропаганды 1929−1930-х годов прошлого года: замолчали навсегда колокола, были сброшены кресты, храм был превращен в подсобное помещение. Долгое время в нем размещался планетарий. Сейчас в нем находится органный зал. При этом орган в здании некогда православного храма был установлен без всякого согласия со стороны верующих.
И сейчас, когда встает вопрос о возвращении храма, многие себе позволяют бестактные грубые выходки, выпады в адрес русской православной церкви и в адрес тех, кто все эти годы не кричал, не протестовал, не требовал немедленного разрешения этого вопроса.
Если вспомнить события начала далеких 90-х годов, когда начинал подниматься этот вопрос, мы и тогда вели себя очень сдержанно и спокойно, не реагируя на оскорбительные замечания в адрес челябинской и русской православной церкви, понимая тех, кто не был готов к принятию мысли, что утраченное должно быть возвращено церкви.
— Основные аргументы противников передачи здания — опасения за судьбу органа…
— Понятно опасение, которое высказывают за судьбу органа. Однако, следует сразу сказать, что с этим уникальным музыкальным инструментом ничего плохого не случится.
Сегодня уместно говорить о том, что Челябинску нужен еще один объект — настоящий органный зал, куда могли бы ходить все. В настоящее время православные верующие нашего города не могут посещать концерты органной и классической музыки, так как они происходят в оскверненном храме. И пусть кто-то обидится или сочтет нас не политкорректными, но пока в храм не вернулся храм, пока не освящен престол, на котором должна совершаться бескровная жертва, совершаться Божественная литургия, мы будем говорить об этом месте как об оскверненном храме.
— Как, по вашему мнению, нужно решить вопрос с храмом, чтобы никто и ничто не пострадало?
— Решение вопроса храма Александра Невского, в нашем понимании, — это как возвращение святынь и приобретение городом еще одной концертной площадки. Только так мы хотим рассматривать этот вопрос. Мы не хотим, чтобы сегодня кто-то пострадал или чьи-то права или интересы были ущемлены. Наша позиция — позиция созидательная, а ни в коем случае не разрушительная и не варварская, потому что все мы патриоты нашей страны и прекрасно понимаем, что сейчас наша задача в возведении и возрождении. Но возрождение духовности не мыслится до тех пор, пока не свершится повторное освящение храма, пока верующие не будут иметь возможность радоваться тому, что в нашем городе появился еще один храм. Не только для православных, но и для всех.
Сегодня вопрос о храме Александра Невского уже не больной, не острый, он уже не ранящий душу той или другой стороны. Напротив, он перешел в категорию вопросов, разрешение которых позволит понять и почувствовать силу единства нашего общества и общность наших взглядов на проблему. Храм-памятник должен быть возвращен церкви и служить народу. А уникальный инструмент будет нас радовать своим звучанием в новом концертном зале.
— Многие волнуются, что церковь торопит события, и орган могут вынести непонятно куда.
— Это неправда, церковь никого никуда не торопит и позиция Святейшего Патриарха такова: чтобы никто не был ущемлен, забыт, чтобы никто не пострадал.
Мы за самый конструктивный способ решения этой проблемы. Для этого создана рабочая группа Общественной палаты Челябинской области, которую я возглавляю, как член палаты. Мы обсуждаем этот вопрос с законодателями, с деятелями культуры, с теми людьми, которые будут отвечать за техническую экспертизу данного инструмента. Никто не вынесет уникальный орган — тоже достояние народа — и не бросит его в чистое поле. Я полагаю, что те, кто сегодня подстрекает людей к некоему флэш-мобу, должны знать — нашу позицию: мы против силового и категоричного разрешения этой проблемы, мы за конструктивный способ ее решения.
— Идут разговоры о том, что орган может быть перенесен в католический храм?
— Я считаю, что это в известном случае неэтично. Было бы несколько наивно для нас, чтобы мы настаивали на варианте переноса органа из храма православного в храм католический. Орган не имеет конфессиональной принадлежности — это музыкальный инструмент. И поэтому рабочая группа рассматривает площадки, которые выбирает министерство культуры.
— У церкви есть уже опыт возвращения возращения принадлежащих ей ранее зданий и переноса располагавшихся там учреждений в более приспособленное помещение — перенос краеведческого музея из Свято-Троицкого храма в 1990 году. Насколько он был положительным для обеих сторон?
— Посмотрите, какое сейчас у краеведческого музея просторное, отвечающее всем современным требованиям здание и расположено оно также в центре города в удобной доступности для горожан и гостей города. Кто-то говорит, что его строили 15 лет, но не забывайте, что 10 лет из этих 15-ти были лихими 90-ми, когда совсем ничего не строилось. И все-таки музей жил и существовал.
Кроме того, возвращение Свято-Троицкого храма церкви — большой плюс для верующих, а также историков и краеведов. В 1990 году, когда была начата реставрация, мы в храме обнаружили роспись школы Васнецова, о которой не знали и наши историки. Ее восстановление послужило толчком для работы историков и краеведов. Сегодня росписи васнецовской школы не только сохранены, но и восстановлены. Они будут служить нам и нашим потомкам.
Мы воссоздали интерьер Свято-Троицкого храма не таким, как он был до революции, а даже увеличив культурный вклад в него. Потому что сегодня наш иконостас — это культурный прецедент, которому мало можно найти аналогов в Русской православной церкви. Да, это 10 лет кропотливой работы, но зато какой результат.
— Аналогичный результат можно получить и в храме Александра Невского?
— Совершенно верно. Понимаете, это же отношение. Мы за культурное возрождение и процветание. Уже давно пора отрешиться от нелепого стереотипа, что церковь — это собрание грубых и невежественных людей. У нас 45 процентов прихожан — люди с высшим образованием, работающие по специальности, 25 процентов прихожан — молодежь, которые учатся в вузах. Придите хотя бы один раз в православный храм во время воскресной проповеди или на наши детские праздники. Мы несколько лет подряд с администрацией Челябинска проводим городскую рождественскую елку. И число желающих не может вместить даже такие большие площадки как оперный театр.
Я настоятельствую в Свято-Троицком храме 13 лет. За это время в нашем храме побывало по сути дело полмира. У меня были шведы, немцы, американцы, китайцы, японцы, вице-премьер Финляндии, консул Венгрии, полномочный посол Чешской республики, приезжали немцы-органисты, профессора из венской академии музыки. В нашем храме был уважаемый на весь мир датский органист Хансон и он недоумевал, почему в православном храме у нас стоит орган. Противоречий между церковным священноначалием, верующими и культурным сообществами нет и быть не может. Мы стоим на одной позиции и вместе сохраняем национальную культуру.
— На восстановление храма сколько времени понадобится?
— Не знаю, надо смотреть, какой объем восстановительных работ нужно провести. Но совершать Богослужения можно и в весьма стесненных обстоятельствах и условиях. Община у Храма Александра Невского будет, я в этом абсолютно убежден. Многие люди, которые все эти годы не оставляли надежды, что храм будет возвращен и будет жить, они энтузиасты своего дела и действительно верующие люди, спокойно и трезво относящиеся к этой ситуации.
Храм будет открыт не для того, чтобы, как кто-то сказал, вокруг собрались бомжи и нищие (они не будут у нас спрашивать, где им собираться). Храм будет открыт, прежде всего, для того, чтобы люди верующие молились в нем. Кроме того, храм — это памятник архитектуры, это историческое место, которое будет служить не только местом общения верующих, он будет, прежде всего, выступать как лицо нашего города.
Уже сейчас это брендовое здание размещают на всех календарях и открытках, демонстрируя внутреннюю суть, а внешнюю проблему скрывая. И стыдливо подписывая: Храм Александра Невского, а ниже в скобочках — Органный зал. Или наоборот. Этим вызывая очень большое недоумение, поверьте, у людей, которых я бы отнес к прогрессивным представителям современного не только российского, но и мирового общества.
Мы готовы доказать, что современный храм — это, прежде всего, источник культуры. Восстановление росписи школы Грабаря, которая сейчас законсервирована, восстановленные интерьеры — разве это не будет лучшим свидетельством того, что у нас есть совершенно нормальный и взвешенный взгляд на решение проблемы.
— Восстановление храма будет происходить на средства верующих или в этом будет принимать участие и светская власть?
— Не знаю про светскую власть, но скажу, что энтузиазм верующих в этом вопросе очень большой. И пока мы будем рассчитывать на свои силы. Церковь не претендует на вливания из бюджета. У власти будет множество забот, связанных с переносом органа, восстановлением достойной площадки. Мы будем искать источники финансирования, которые состоят из вкладов меценатов и средств, которые собирают наши верующие.
— Отец Игорь, сколько всего храмов в Челябинской области?
— На сегодняшний день в области зарегистрировано 153 прихода.
— Это много или мало?
— Это мало.
— Почему?
— Потому что надо один храм на одну тысячу человек. Но у нас в этом отношении штурмовщины нет. В этом направлении очень здравая и взвешенная политика правящего архиерея владыки митрополита Иова. Он говорит так: «Храм должны строить верующие». И это абсолютно правильно. Конечно, храм может построить человек, обладающий большими финансовыми ресурсами. Но это, прежде всего, должны быть чаяния людей, так как храм должен служить людям.
— Сколько у нас в области еще храмов, которые используются не по назначению?
— Я точно сказать не могу. Достаточно много храмов, которые просто находятся в руинах. В основном это сельская местность. Восстановить многие из них это может быть результатом очень большой и кропотливой работы. Но такие прецеденты есть. Седьмого мая в селе Губернское освятили когда-то полностью разрушенный и восстановленный храм Георгия Победоносца. Это очевиднейший пример того, как и что там может и должно быть.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время своего Первосвятительского визита в Челябинск (апрель 2010 года) сообщил, что в России заканчивается разработка законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Выступая перед руководителями УрФО и духовенством, Патриарх Кирилл выразил надежду, что процесс возвращения храмов, культовых зданий никого не будет огорчать. «Ведь очевидно, что и государство, и наши благотворители, представители бизнеса, должны будут вместе с Церковью позаботиться о том, чтобы эта передача сопровождалась, в том числе, предоставлением помещений тем учреждениям, которые, высвобождая свои площади для религиозных целей, будут продолжать свою профессиональную деятельность», — считает Его Святейшество.
В ходе визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Челябинске чин великого освящения новопостроенного храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Его Святейшество с горечью констатировал, что в Челябинске мало храмов: «На вашем городе печать старой жизни. И это видно невооруженным глазом». Глава Православной церквипризвал южноуральцев строить больше храмов. «Я буду с удовольствием приезжать сюда, чтобы их освящать», — пообещал Патриарх Кирилл.
История храма:
В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлению строительство церкви Александра Невского по новому проекту, автором которого стал Александр Николаевич Померанцев (1849−1918). К этому времени руководитель мастерских высшего училища при Академии художеств был уже зодчим с мировым именем. Новый стиль в архитектуре — «русско-византийский» — был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен.
К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах.
Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Великой Октябрьской Социалистической революции органы Светской власти г. Челябинска в память от событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле.
С конца 20-х — начала 30-х годов 20-го века в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле. Обезображенный, он часто использовался как склад. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 15 ноября 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа.
В 1983 году началась реконструкция памятника архитектуры. Была проведена уникальная, не имеющая аналогов работа по реставрации здания. Полностью обновлен фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придававшим зданию однородный красивый красный цвет. Заново было установлено 13 куполов на высоте 30 метров. Изменился и интерьер здания — изящная в позолоте лепка, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из цельных пород дерева; заново сделаны оригинальные оконные рамы, двери. В июле 1987 года в здании бывшей православной церкви зазвучал орган, изготовленный мастерами фирмы «Ойле» из ГДР. Об этом сообщает филармония.
Ирина Поволоцкая
http://uralpress.ru/review1904.htm