Русская линия | Протоиерей Олег Стеняев | 30.04.2010 |
Идея создания такого Совета возникла ещё в начале 1980-х годов, но тогда Иоанн Павел II отказался от её воплощения. Теперь об этой инициативе вспомнил кардинал Анджело Скола, который и представил её Бенедикту XVI. Официальное заявление о создании Совета будет сделано в ближайшие недели, отмечают СМИ.
Прокомментировать эти планы Ватикана мы попросили известного московского пастыря и миссионера, руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерея Олега Стеняева.
Инициатива Ватикана создать Совет по евангелизации Европы вызвана кризисом католицизма, который потерял свою веру в Бога. Создав такой совет, католики фактически расписались в своем бессилии, в полном духовном банкротстве. Произошло то, что апостол Павел называет «кораблекрушением веры». Проблема в том, что они решили пойти путём модернизации, обновления богослужения — тем путём, который сейчас предлагают нам наши церковные либералы, а в результате Ватикан потерпел страшный крах. Это началось сразу после Второго Ватиканского собора. Я вспоминаю слова старого московского ксендза, ныне покойного Станислава Можайски, который говорил, что как только Ватикан перевёл богослужение на разговорный язык, католические костелы сразу опустели. Это произошло только потому, что люди не захотели разговаривать с Богом на том языке, на котором они разговаривают друг с другом на кухне, на языке газет и журналов.
Христианский кризис в Европе свидетельствует о провале самой идеи модернизации церковной жизни. Наши либералы считают, что надо как бы приблизиться к людям, и поэтому надо обновить Церковь, но, опускаясь на уровень мира, они и остаются на этом уровне. Складывается такое впечатление, что они и опускаются туда не для того, чтобы поднять людей на более высокий духовный уровень, а просто для того, чтобы опуститься — по крайней мере, так у них это получается. То, что Ватикан вынужден заново евангелизировать Европу — это серьёзный урок для наших церковных либералов, им стоит на него обратить самое пристальное внимание. Католики исповедуют такое понятие, как «aggiornamento» — обновление вероучения, обновление догматов. Мы православные в это не верим.
В нашей классической теологии говорится о раскрытии догматов — не об обновлении, не о пересмотре их, не о ревизии веры святых отцов, а лишь о раскрытии. Отказ от традиции святых отцов в толковании Священного Писания в результате и губит западную церковь. Мы это прекрасно понимаем. Что сегодня происходит с христианами в Европе? Протестантизм погряз уже просто в диком либерализме и безнравственности. Протестанты поддерживают аборты, эвтанизию, т.н. «гомосексуальные браки». Католики пытаются выдерживать нравственный тонус, пытаются противостоять этим тенденциям, но пока они будут придерживаться постановлений Второго Ватиканского собора, они вряд ли будут иметь успех. Потому что всякая модернизация — это обмирщение, а обмирщение в Церкви — это апостасия.
Я думаю, что, прежде всего, Ватикану следует обратить внимание на потерянную паству. Миссионерские программы Ватикана традиционно были обращены к пространству вне их церкви, вне Европы: Азия, Африка и так далее. Но они совершенно забыли о необходимости осуществлять внутреннюю миссию, наводить порядки в своем собственном европейском доме. Католическая церковь остается многочисленной за счет, прежде всего, Южной Америки, Африки, Азии, то есть внешней миссии. Но миссионерская работа в социально неразвитых государствах, обычно сопровождается гуманитарными программами. Поэтому понять степень искренности этих обращенных достаточно сложно. Что их привлекает в католицизме: гуманитарная программа или же сама теология?
Для успешной миссии католикам следовало бы вернуться к святым отцам. Ведь бегство в ислам в Англии и по всей Европе обусловлено тем, что люди в ужасе от либерализма. Они видят в нем беспринципность. Они не видят теологических твердых оснований. Современная западная христианская теология размыта. И поэтому храмов становится всё меньше и меньше, а мечетей всё больше и больше. В католических семинариях до сего дня не изучают даже труды Фомы Аквинского, который всё-таки пытался выдерживать линию на святых отцов. Ватикан отошёл от принципов консервативной схоластики и учит своих семинаристов по учебникам патрологии. Мы же сильны пока именно тем, что имеем доступ к отцам, читаем их, изучаем. Мы пытаемся исследовать Священное Писание, и в этом наша сила. А если и Россия пойдёт по пути Ватикана, нас ждет такое же «кораблекрушение веры», как и их. Конечно, не дай Бог!
Русская линия