Русская линия | 25.05.2010 |
По словам священника, «памятник федерального значения — храм Воскресения Христова в Кадашах, расположенный в заповедной зоне Московского кремля (в объединенной охранной зоне N85) должен иметь территорию памятника и охранную зону». «Территория памятника была несколько раз утверждена, в том числе Москомнаследием и Министерством культуры РФ. Но эти согласования, до сих пор не подтверждены решением московского правительства, что, скажем прямо, странно. Согласно закону, на территории памятника и в его охранной зоне не может осуществляться никакое новое строительство, возможна только регенерация исторической зоны», — рассказал отец Александр.
«Квартал N401, в котором расположен наш храм, является местом, где было много исторических зданий 17 — начала 20 вв., — продолжил священник. — Некоторые из этих зданий считаются историческими памятниками, а некоторые — „ценными градообразующими объеками“. Так вот, какие-то люди решили между собой, что если здание является „ценным градообразующим объектом“, то его можно спокойно сносить, и строить на его месте современные здания неопределенного вида и назначения (офисные или развлекательные центры, рестораны или забегаловки). И сейчас они продвигаются в этом направлении, а то, что будет с исторической Москвой их не интересует», — заявил настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах.
«Я всем задаю один и тот же вопрос: столице России 850 лет, а где это можно увидеть? Какие исторические здания, кроме Кремля и ещё нескольких, мы можем назвать? Ситуация крайне прискорбна — исторические здания сносятся, — заявил протоиерей Александр Салтыков. — Москва — столица России, и надо ли говорить, что для любого государства столица — очень важное место, и любое правительство заботится о престиже своей столицы? Но престижа не может быть без истории. А в нашем государстве, в нашей столице никакого внимания к историческому наследию не уделяется: всё идёт под снос ради культурно-развлекательных центров, игорных домов, пивных, макдональдсов… Это на месте города с великим прошлым, фрагментом которого является и квартал 401, где расположен наш храм!»
По словам священника, в Кадашах «есть земля и здания, которые исторически принадлежали Воскресенскому приходу». «Они нам пока не переданы, хотя мы настаиваем, чтобы это было сделано, — отметил отец Александр. — Вчера, в день святых Кирилла и Мефодия, в день славянской письменности, то здание, которое было навечно завещано нашему приходу в 1892 году, было просто сметено с лица земли. Там собирались строить 8-этажное здание! Общественность сумела добиться отмены этого беззакония, тогда они сказали, что ограничатся тремя-четырьмя этажами. Но три этажа по четыре метра, да плюс крыши — вы понимаете, как „красиво“ это будет выглядеть. Отмечая день славянской письменности и культуры, мы эту культуру сами и уничтожаем! Как же это так?! Почему происходит это беззаконие? Нам здесь не нужны ни офисы, ни пивнушки, ни дворы, где за трехметровыми стенами будут жить князья мира сего!».
«А помимо этого снесенного здания, здесь есть остатки фабричного здания 19 века в так называемом „кирпичном“ стиле. Нужно сказать, что и технические сооружения — это наша история: будучи достаточно компактными, они декорированы архитектурными элементами. В Кадашах есть двухэтажный корпус художественной формы, который получил высокую оценку всех специалистов, но не был отнесён к историческим памятникам. Но на самом деле, это памятник. Я говорю: покажите нам ещё в Москве здания кирпичного стиля. Их практически нет! Все были снесены „под шумок“. Сейчас происходит снос и этого здания. Так что я считаю, что та молодежь, которая встала на защиту законности и культуры, поступает абсолютно правильно. За законность нужно бороться, потому что если её не будет, то очень скоро придёт конец всему», — подчеркнул отец Александр.
«Сейчас, например, принят „Закон о генплане Москвы“, так это, на самом деле, закон об уничтожении столицы: он допускает застройку охранных зон, — продолжил священник. — И хотя всех утверждений он ещё не прошел, полная перестройка на исторической зоне уже намечена. Уничтожается православный город, а на его месте создаётся безликий монстр, который ничем не отличается от Сингапура, Шанхая, Нью-Йорка и десятков других городов по всему миру. Поэтому необходимо, чтобы народ добивался сохранения культурных ценностей. Не менее важно это и для Церкви, ведь в огромной степени христианство проповедуется культурой. Историческая архитектура, историческая планировка Москвы, её храмы наводят человека на размышления о том, откуда всё это взялось. Утратив свою культурную идентичность, мы станем, как „перекати поле“ — не зная своего прошлого, невозможно строить будущее».
Русская линия