ОВЦС МП | 23.04.2005 |
Эта встреча является четвертой в серии собеседований, начатых в 1992 году в Бад Урахе (Германия), объединивших две ветви ранее проходившего диалога — «Арнольдсхайн» (начался в 1959 году; Евангелическая Церковь в Германии (ФРГ) — Русская Православная Церковь) и «Загорск» (начался в 1974 году; Федерация Евангелических Церквей (ГДР) — Русская Православная Церковь). В общем числе собеседований настоящая встреча является 23-й.
Собеседования проходили в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на территории Московского Свято-Данилова монастыря и в Московской Духовной академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Собеседования были посвящены двум темам:
«Диалог между Русской Православной Церковью и Евангелической Церкви в Германии в год 60-летия после окончания Второй мировой войны»;
«Вызовы нашего времени и понимание христианских ценностей в протестантских Церквах в Германии и в Русской Православной Церкви».
В собеседовании приняли участие:
Со стороны Русской Православной Церкви:
митрополит Волгоградский и Камышинский Герман — глава делегации;
протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП;
протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии;
священник Игорь Выжанов, и.о. секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям;
священник Владимир Шмалий, проректор Московской Духовной академии, секретарь Синодальной богословской комиссии, консультант ОВЦС МП;
диакон Александр Васютин, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям;
А.И.Осипов, профессор Московской Духовной академии;
В.В.Лебедев, главный редактор журнала «Православная беседа», председатель Союза православных граждан;
А.И.Кырлежев, научный консультант Синодальной богословской комиссии;
Е.С.Сперанская, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям.
Алексей Шиленков, переводчик.
Со стороны Евангелической Церкви в Германии:
епископ д-р Рольф Коппе, глава Отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии, — глава делегации (Ганновер);
пастор профессор д-р Кристфрид Бётрих (Грайфсвальд);
вице-епископ Евангелической Церкви в Рейнланде Петра Боссе-Хубер (Дюссельдорф);
пробст д-р Йоханн Хинрих Клауссен (Гамбург);
пастор профессор д-р Кристоф Гестрих (Берлин);
старший церковный советник пастор д-р Дагмар Хеллер (Ганновер);
пастор Михаэль Хюбнер, исполнительный секретарь колледжа для православных стипендиатов Евангелической Церкви в Германии (Эрланген);
вице-епископ, пробст Зигфрид Каспарик (Лютерштадт-Виттенберг);
пастор д-р Ариане Шнайдер (Штутгарт);
пастор профессор д-р Мартин Тамке (Геттинген);
пастор профессор д-р Рейнхард Теле — консультант (Бенсхайм).
Надя Симон, переводчица (Пульхайм).
Почетный гость:
епископ профессор д-р Вольфганг Хубер, Председатель Совета Евангелических Церквей в Германии, епископ Евангелической Церкви Берлин-Бранденбург (Силезский Оберлаузитц).
Гости:
пастор Евангелической группы немецкоязычных приходов в Москве Фритьоф Амлинг (Москва);
профессор д-р Александр Пастор, президент Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине и других странах (Санкт-Петербург).
На заседаниях попеременно председательствовали митрополит Герман и епископ Рольф Коппе.
II. Диалог проходил под знаком 60-летия окончания Второй мировой войны.
Эта тема была освещена в следующих докладах:
1. «60-летие окончания Второй мировой войны» (епископ Рольф Коппе).
2. «Русская Православная Церковь и Вторая мировая война: церковное возрождение в России в контексте военного конфликта двух тоталитарных режимов» (протоиерей Георгий Митрофанов).
Цитируя в своем докладе главу «Мученичество периода отчуждения и примирения в XX веке» из совместно изданной Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии в 2003 году книги «Видеть и слышать друга», епископ Рольф Коппе напомнил о значимых для обеих Церквей событиях, связанных с диктатурами национал-социализма и большевизма. В это период в обеих Церквах существовали также свидетельства о единении гонимых, которые не должны быть забыты.
Визитом пастора Мартина Нимёллера в Москву к Святейшему Патриарху Алексию I в 1952 году была открыта новая, после Второй мировой войны, глава в отношениях Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, что, наряду с обменом визитами, привело к началу в 1959 году двустороннего диалога, который продолжается доныне, и к дальнейшим многообразным формам христианских связей и помощи.
С особой благодарностью вспоминался визит Святейшего Патриарха Алексия II в Берлин в 1995 году. Связи между обеими Церквами сохранились, несмотря на политические преобразования и кризис в ВСЦ. Сохранившаяся связь между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии внесла важный вклад в примирение. Она и далее сохраняет свое большое значение в рамках германо-российских отношений при решении основополагающих вопросов, таких как сохранение человеческого достоинства и позиция христиан в связи с объединением Европы.
Согласно докладу протоиерея Георгия Митрофанова, период Второй мировой войны стал временем, когда поставленная на грань полного уничтожения Русская Православная Церковь все же смогла не только сохраниться, но и укрепить свои позиции в жизни официально продолжавшего оставаться атеистическим советского общества. Однако разнообразными, пусть даже хорошо известными церковно-исторической науке причинами не может быть объяснена в полной мере имеющая для каждого христианина метаисторическую природу тайна бытия Церкви в земной, нередко пронизанной духом богоборчества истории.
Ставшее одним из величайших чудес ХХ века возрождение Русской Православной Церкви в трагические годы Второй мировой войны в своей метаисторической сущности может быть объяснено действием Промысла Божия. Именно Промысл Божий не попустил богоборческому коммунистическому и неоязыческому нацистскому тоталитарным режимам, вступившим между собой в смертельную схватку, уничтожить огражденную заступничеством собора новомучеников Святую Русь.
По второй теме — «Вызовы нашего времени и понимание христианских ценностей в протестантских Церквах в Германии и в Русской Православной Церкви» были представлены следующие доклады:
1. «Современные вызовы традиционной христианской нравственности» (диакон Александр Васютин).
2. «Церковь и ценности перед вызовами нашего времени» (проф. д-р Христиан Гестрих).
3. «Христианская этика и христианский этос: богословское рассмотрение проблемы христианской нравственности» (священник Владимир Шмалий).
4. «Заповеди блаженства как основа христианского действия» (проф. д-р Кристфрид Бётрих).
В своем докладе диакон Александр Васютин сказал о вызовах, которые современный мир ставит перед христианскими Церквами — растущей секуляризации общества, моральном и религиозном релятивизме, смещении жизненных ценностей и устремлений человека исключительно в сферу материальных интересов. По мнению докладчика, христианский ответ на эти вызовы должен состоять не в приспособлении Церквей к требованиям дехристианизирующегося мира, но в отстаивании традиционной системы духовных ценностей, в основе которой лежит не узко социальное восприятие евангельского благовестия, а взгляд на человека в его связи с Богом.
В докладе профессора д-ра Христиана Гестриха сообщалось о сложностях, возникающих в немецких гимназиях в связи с введением предмета «ценности» в школах Германии. Определение возникшего лишь в XIX столетии понятия «этические ценности» должно проводиться в его отношении к понятиям нормы, добродетели и заповеди, а также к преобладающему в общественном сознании значению слова «ценность».
Отправными точками в христианском понимании ценностей являются вера, любовь, надежда, милосердие и другие добродетели. Христиане должны привнести это понимание в дискуссию по основным общественным ценностям, таким как свобода и справедливость. Христианская мысль должна исходить из сути веры и из богословских убеждений: учения о Троице, о Воплощении и богоподобии. Например, ценность и достоинство человека должны обосновываться не генетически, а на основе отношений с Богом. Были рассмотрены практические примеры сегодняшней церковной деятельности в этом направлении. Прежде всего обращалось внимание на деятельное стремление Церквей предотвратить борьбу между культурами (в духе Хантингтона) и на поддержку незащищенных групп и слоев общества.
По мнению докладчика, таким примером является и «Экуменическая хартия» КЕЦ. Церковное выступление в поддержку ценностей осуществляется не только как учение — оно важно также как пример. Необходимо совместными усилиями решить герменевтическую задачу по разъяснению и по достижению действенности в обществе, определяемом секуляризацией, этики, вытекающей из веры во Христа.
В докладе священника Владимира Шмалия отмечалось, что академическое русское православное нравственное богословие XIX века повторяет ряд чуждых святоотеческому православному наследию методических принципов, некритически унаследованных от инославного богословия. Неприемлемым для православного богословия, с точки зрения докладчика, в частности, является: формализация отношения к Богу как к безличному абстрактному Благу; интерпретация заповедей Божиих как гетерономного нормативного свода внешних по отношению к судьбам человека нравственных принципов; идущая от стоиков идея «естественного закона» и «естественного человека», некритически интегрированная западной христианской, а позднее и православной этической мыслью.
Докладчик полагает невозможным существование христианской этики (или нравственного богословия) как дисциплины, отдельной от основ веры, духовной жизни и аскетики. Следует говорить не о «христианской нравственности», а о «христианском этосе» — понимая под этим термином целокупное бытие человека, в котором этическое измерение отождествляется с онтологической глубиной его существования, как бытия в Церкви, в общении с Богом, как жизни во Христе, бытия преображенного и преображающегося, совершаемого им пути ко Спасению, пути покаяния, очищения от грехов и страстей, пути обожения.
Христианская нравственность не может рассматриваться как совокупность формальных предписаний, «внешних» по отношению к истинной природе человека. Христианский этос предстает в данном случае как образ подлинного существования человека, включающего его нравственное измерение как неотъемлемый элемент его бытия во всей полноте наличных контекстов — триадологическом, христологическом, антропологическом, экклезиологическом, сакраментологическом, аскетическом. Важнейшим основанием для понимания человеческого существования является парадигма Троичного бытия, утверждающая приоритет личности по отношению к ее природным проявлениям, приоритет любви, раскрытия личности в общении с иными личностями. Спасением, совершенным Господом Иисусом Христом, было восстановлена человеческая природа, пораженная грехом, и вновь открыт путь к обожению. В этой перспективе особое значение в деле утверждения приобретает духовно-аскетическое патрологическое наследие, сохраняемое Православной Церковью.
Доклад профессора д-ра Кристфрида Бётриха утверждает, что обязательства нести в общество общехристианские ценности основывается не на политической прагматике, а на обязательстве христиан по отношению к слову Священного Писания. Поэтому вопрос о христианских ценностях возвращает нас к общей библейской основе.
На примере толкования Заповедей блаженства стало ясно, как методика библейской герменевтики позволяет выяснять содержание христианских ценностей на основании Библии и Предания. Заповеди блаженства укоренились как в православной литургии, так и в протестантской проповеднической традиции. Они содержат в себе напряженность между обетованием и требованием. Из сопоставления Евангелий от Матфея и от Луки ясно, что сохранение и актуализация благовестия Иисуса является частью процесса Предания, который начался уже в Новом Завете. Особое значение принадлежит в рамках общего воспоминания об окончании войны 60 лет тому назад заповеди о миротворцах. Здесь Церкви призваны подать знак путем взаимного понимания, дабы послужить примером для общества в XXI веке.
III. Участники диалога благодарят Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за приглашение на эту встречу и гостеприимство. Они также благодарят Святейшего Патриарха за приглашение делегации на празднование 55-летия его священнической хиротонии. В воскресенье 17 апреля немецкая делегация присутствовала в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией, совершение которой возглавил Патриарх. На состоявшемся после окончания литургии приеме, посвященном 55-летию священнической хиротонии Святейший Патриарха Алексия II, Его Святейшество обратился к участникам диалога с приветствием. Епископ Рольф Коппе обратился с ответным приветственным словом к Патриарху.
Во второй половине дня состоялось посещение полигона в Бутово — места массовых расстрелов и захоронения жертв НКВД, среди которых были многочисленные страдальцы за веру, в том числе причисленные к лику святых Русской Православной Церковью. Участники диалога почтили память жертв репрессий. Митрополитом Германом была отслужена заупокойная лития, затем молитву совершил епископ Рольф Коппе.
Заседания диалога сопровождались утренними и вечерними молитвами, проводившимися православной и евангелической сторонами попеременно.
При окрытии диалога митрополит Кирилл приветствовал обе делегации. Подводя итоги предшествующих собеседований, он сказал, что богословский диалог был в какой-то степени отражением мировых политических процессов и попыткой влияния на них в христианском духе. Мы вновь и вновь пытаемся осмыслить значение этого диалога. В настоящее время мы склонны оценивать его больше с точки зрения развития дружеских отношений между нашими Церквами, чем с точки зрения богословского значения. Это не вполне справедливо.
Не будем скрывать, отметил митрополит Кирилл, что в Русской Православной Церкви присутствует определенный скептицизм по отношению к перспективам продолжения богословского диалога. Но это не означает, что мы не видим смысла в его продолжении. Просто мир, Европа, протестантские Церкви претерпели огромные изменения за прошедшие десятилетия.
С православной точки зрения, часть протестантского мира во многом следует за миром секулярным, последовательно разрушающим иерархию христианских ценностей. В то время, как мы стремимся сохранить норму христианской жизни в противостоянии тенденции секулярно-гуманистической идеологии, видящей практически в любых желаниях и любых проявлениях воли человека мерило его современного существования. Как кажется, пришло время прояснить наши позиции. И очень хочется, чтобы мы вместе хранили, развивали и прививали новым поколениям стремление жить по вере во Христа Иисуса.
Вечером того же дня Посол Германии в России Ганс Фридрих фон Плётц дал прием в честь участников диалога. Почетными гостями были епископ профессор Вольфганг Хубер, председатель совета Евангелической Церкви в Германии, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, епископ д-р Рольф Коппе, архиепископ Георг Кречмар (Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине и других странах).
Во вторник 19 апреля участники диалога возложили венок на могилу неизвестного солдата у Кремлевской стены в память о многих жертвах войны. После этого делегации почтили память погибших во Второй мировой войне в крестовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре. Была совершена православная лития, возглавленная Патриархом Алексием II, и протестантская молитва, возглавленная епископом Хубером.
На состоявшейся после этого встрече Святейший Патриарх Алексий II приветствовал делегации следующими словами:
«Знаменательно, что ваш визит, дорогой епископ Хубер, равно как и очередной раунд нашего богословского диалога, происходят накануне празднования 60-летия со времени окончания Второй мировой войны.
Когда пастор Нимёллер приезжал после войны в Россию, он заложил основы постоянного общения между протестантами Германии и православными христианами нашей страны и начал переговоры о богословских собеседованиях, получивших название „Арнольдсхайн“. С тех пор наши встречи с немецкими христианами неизменно были очень сердечными.
Мы с благодарностью вспоминаем помощь немецких Церквей в деле восстановления храмов и монастырей, в сфере образования, в области подготовки социальных церковных работников, в которых мы испытывали и испытываем сугубую нужду. И, конечно, наши верующие не забудут помощи немецких христиан в самом необходимом — вы присылали им продукты питания и одежду в наиболее трудное время. Такая работа милосердия всегда приносит добрые плоды, поскольку совершают ее люди, движимые любовью к Богу и ближнему. Мы высоко ценим и помощь со стороны немецких христиан, которые предоставляют нашим молодым людям возможность учиться в знаменитых богословских учебных заведениях Германии.
С большим интересом и вниманием мы относимся к продолжению богословского диалога с Евангелической Церковью в Германии, которому уже больше сорока лет. Рад приветствовать участников очередного раунда нашего богословского диалога, который выжил в трудные годы переустройства бывшего Советского Союза, да и всего мира. Сам диалог изменился. Теперь вы больше внимания уделяете вопросам, связанным с жизнью и деятельностью христиан в обществе. Видимо, это неизбежно в период перемен, когда складывается своего рода новая культура. И мы не можем допустить, чтобы эта культура отошла от христианства. Я думаю, мы ответственны за то, какой будет эта культура».
Епископ Хубер в своем ответном слове поблагодарил за приглашение в Москву и напомнил о годовщине смерти реформатора Филиппа Меланхтона, особо активно выступавшего за отношения с Восточной Церковью и за христианское обучение. В связи с 60-летним юбилеем окончания Второй мировой войны он вспомнил о евангелическом богослове Дитрихе Бонхёффере, убитом нацистами в апреле 1945 года.
«В начале 21 века, — сказал епископ Хубер, — мы осознаем нашу обязанность стремиться к примирению и миру: В мире, переживающим глобализацию, и в объединяющейся Европе мы, Церкви, призваны решать эти задачи совместно. В этой связи я вспоминаю о задачах, связанных с секуляризацией мировоззрения, с новыми техническими и медицинскими разработками, с соседством социальной бедности и экономического успеха, с контактами между религиями в нашем едином мире, а также с новыми политическими условиями».
По словам епископа Хубера, в дискуссии с митрополитом Кириллом в Берлине он мог констатировать, что в сфере этических вопросов имеется много общего. Должна существовать обоюдная готовность к тому, чтобы учиться постепенно разрешать сложные этические вопросы на совместной основе. При этом важно понимать общественно значимые понятия, такие как, например, понимание свободы не в духе либерализма, но в неразрывной связи с ответственностью. Важным дополнением к этому является обмен стипендиатами, благодаря которому может быть углублено теологическое сотрудничество, а также контакты между евангелическими и православными общинами, которые уже сейчас вызывают резонанс в церковной жизни.
В завершение епископ Хубер выразил надежду, что существует возможность взаимного признания и уважения при учете существующих различий между Церквами, чтобы совместно принести в жизнь людей идею примирения и мира.
В четверг делегации посетили Поклонную гору — место памяти жертв войны.
IV. В завершение состоявшейся дискуссии участники собеседования подвели его итоги и наметили дальнейшие перспективы диалога.
Участники собеседований объединились в скорби о жертвах самой кровопролитной в истории войны, во время которой были отвергнуты и попраны христианские ценности, а миллионы человеческих жизней были принесены в жертву греховному стремлению поработить или уничтожить целые народы, навязать им чужую волю, захватить их землю. Пусть такие стремления навсегда исчезнут из жизни народов мира, ибо это даст возможность предотвратить новые мировые войны.
В дискуссии о христианской этике участники диалога констатировали наличие различных традиций в библейской герменевтике и богословском описании феномена христианской нравственности. Вместе с тем было отмечено, что диалог Церквей не должен ограничиваться стремлением к достижению консенсуса в теоретической сфере христианской этики, но должен видеть в качестве своей цели достижение единства идеала христианской духовной жизни.
Диалог помог сблизить позиции по отношению к христианской этике. Обе стороны придавали значение основанию, которое нравственные ценности имеют в христианской вере, в библейской и святоотеческой традиции. Христианское понимание ценностей должно в современном европейском обществе отчасти защищаться, а отчасти входить в формирующиеся новые этические представления. При этом особое значение имеет присутствие этих ценностей в общественной сфере — в частности, в школе, в средствах массовой информации, в армии, пенитенциарных и социальных учреждениях.
Обе стороны придерживаются единого мнения, что собеседования должны продолжаться для обсуждения фундаментальных богословских вопросов, для обмена мнениями о положении Церквей в обществе и для расширения сферы официальных встреч между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью.
Желательно было бы образовать исследовательскую группу, которая в период между официальными собеседованиями занималась бы темами, представляющими общий интерес, а также подготовкой и подведением итогов собеседований. При этом следует вновь усилить аспект богословского диалога. В этой связи упоминаются еще открытые темы для обсуждения: экклезиология, герменевтика и антропология. Темами для совместного изучения могут также стать биоэтика, демография, экономика, церковно-государственные отношения, христианские взгляд на национальные, европейские и мировые общественные процессы. Предлагается также совместное изучение Священного Писания и святоотеческого наследия. Мы просим руководство наших Церквей изучить вопрос о формах координации этого процесса. Обе стороны подчеркивают свое желание интенсифицировать обмен богословскими стипендиатами и продолжить обмен студенческими группами.
Кульминацией собеседований явилось посещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В Московской Духовной академии обсуждался последний вариант коммюнике, текст которого был затем торжественно подписан руководителями делегаций в присутствии преподавателей и студентов.
(Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман)
(Председатель Отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии епископ д-р Рольф Коппе)
22 апреля 2005 года