Русская линия
РИА Новости02.04.2005 

Основная проблема в отношениях РПЦ и Ватикана католический прозелитизм

Основными проблемами во взаимоотношениях Русской Православной и Римско-Католической Церквями являются католический прозелитизм на территории России и других стран СНГ, а также конфликт православных и греко-католиков на Западной Украине. Об этом заявил РИА «Новости» секретарь по межхристианским связям Отдела внешних церковных связей (ОВЦ) Московского патриархата священник Игорь Выжанов.

Под католическим прозелитизмом в Московском патриархате понимают «действия представителей Римско-Католической Церкви, направленные на вовлечение в богослужебную и иную церковную практику россиян, не имеющих исторической связи с этой Церковью, но принадлежащих к православной традиции по крещению и культурным корням». «Именно на это нацелена деятельность многочисленных католических миссионеров, приезжающих в Россию и другие страны СНГ из-за рубежа», — отметил Выжанов.

Неразрешенные проблемы в отношениях между двумя Церквами и стали причиной того, что визит Папы Иоанна Павла II в Россию, несмотря на его многолетнее желание посетить страну, так и не состоялся, а планировавшаяся в 1997 году в Граце (Австрия) встреча Папы с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отменена.

По словам Выжанова, в ходе предварительных переговоров в 1997 году был подготовлен проект совместного заявления, где, в частности, содержался отказ от униатства как средства воссоединения Церквей и от католического прозелитизма в России и других странах СНГ. Но в самый последний момент высшее руководство Римско-Католической Церкви решило исключить эти важные пункты из совместного документа. Это лишило уже почти организованную встречу всякого смысла.

Представитель Московского патриархата напомнил также, что в минувшем году, когда в Россию из Ватикана был возвращен почитаемый список Казанской иконы Божией Матери, Патриарх Алексий высказал твердое убеждение, что «возможная встреча с Папой Римским должна стать не протокольным мероприятием, а результатом преодоления конфликтных ситуаций, которые приносят боль верующим».

Что касается конфликта православных и греко-католиков на Западной Украине, то он имеет глубокие исторические корни, отметил секретарь ОВЦ. Его истоки восходят к XVI веку: в 1596 году в Бресте часть православных епископов Западной Руси, входившей тогда, вследствие оккупации, в состав польско-литовского государства Речь Посполитая, заключили «унию» — союз — с Римско-Католической Церковью.

В результате унии часть православных признала церковную юрисдикцию Папы Римского и полностью приняла католическое вероучение, сохранив при этом православный богослужебный обряд.

Заключившие унию с Римом стали называться «греко-католиками» или «униатами». При поддержке польского правительства и Католической Церкви они начали насильственно насаждать унию на территории нынешней Украины и Белоруссии.

«В XVIII веке в результате разделов Польши эти исконно православные земли вошли в состав Российской империи, и верующие получили возможность воссоединиться с Православной Церковью. Уния продолжала существовать лишь на территориях, отошедших к Австро-Венгрии, являясь постоянным инструментом антироссийской политики этого государства», — отметил Выжанов.

«Во время Второй мировой войны украинские греко-католики активно сотрудничали с нацистскими оккупантами. В 1946 году советская власть запретила деятельность Украинской Греко-Католической Церкви на территории СССР», — подчеркнул он.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов Украинская Греко-Католическая Церковь получила возможность легального существования. К этому времени в регионе успела сформироваться крупная православная община, находящаяся в юрисдикции Московского Патриархата.

Сразу после легализации Украинской Греко-Католической Церкви православная сторона предложила мирный и справедливый путь раздела храмовых зданий и другого церковного имущества между православными и греко-католиками: на основе численного большинства верующих в той или иной местности. Для этого в 1990 году была создана четырехсторонняя комиссия, в которую вошли представители всех заинтересованных сторон: Римско-Католической, Украинской Греко-Католической, Русской Православной Церквей и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

«Однако под давлением радикальных националистов, которые в то время приобрели большое влияние в украинской политической жизни, представители Украинской Греко-Католической Церкви вышли из состава комиссии, вследствие чего ее работа оказалась сорванной», — подчеркнул собеседник агентства.

Используя лозунг о «восстановлении исторической справедливости», при активной поддержке антироссийски и антиправославно настроенных местных властей, греко-католики начали силой захватывать храмы. В результате в трех областях Западной Украины — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской — каноническая Православная Церковь потеряла почти все храмовые здания, ее верующие оказались в гонимом положении, с ущемленными гражданскими правами.

Подобное положение сохраняется до сих пор. «Учитывая тот факт, что подавляющее большинство верующих Украины принадлежит к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Русская Православная Церковь не может оставаться безучастной к притеснениям своей паствы в трех вышеупомянутых областях страны и непрестанно поднимает данный вопрос на переговорах с представителями Ватикана, к церковной юрисдикции которого относятся греко-католики», — отметил Выжанов.

Он особо отметил также, что Украинская Греко-Католическая Церковь упорно пытается распространить свое влияние на православные юг и восток Украины — регионы, где исторически унии никогда не было. «Широко известно о планах руководства украинских греко-католиков перенести свою главную кафедру из Львова в Киев, где у них также практически нет паствы, и придать Украинской Греко-Католической Церкви статус патриархата в противовес Православной Церкви. Единственным препятствием в осуществлении этих намерений является отсутствие формального одобрения со стороны Святого Престола», — сообщил собеседник агентства.

По его словам, процесс достижения взаимопонимания между двумя Церквами и разрешения существующих проблем осложняется несколькими факторами. «Прежде всего, это определенная непоследовательность позиции Римско-Католической Церкви», — отметил Выжанов.

С одной стороны, официальные представители Ватикана постоянно демонстрируют вполне миролюбивую позицию своей Церкви по отношению к Православной «Церкви-сестре». Так, в ходе своего визита в Москву 17−23 февраля 2004 года председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер заявил, что католики считают Православную Церковь Церковью-сестрой и хотят братских отношений. «Прозелитизм в России — это не наша политика и не стратегия, более того, он противоречит политике Святого Престола», — заверил посланец Ватикана.
По словам Выжанова, «имеется множество примеров добрых отношений, сложившихся между Русской Православной Церковью и отдельными епархиями, монастырями, приходами, учебными и научными заведениями, благотворительными организациями Римско-Католической Церкви».

Но с другой стороны, на фоне положительных примеров взаимодействия православных и католиков при постоянных заверениях католической стороны об уважении и любви к Русской Православной Церкви имеет место «агрессивная миссионерская деятельность», осуществляемая католиками в России и других странах СНГ, которую православные расценивают как недружественную, отметил представитель ОВЦ.

Подобная миссия осуществляется несмотря на то, что в Римско-Католической Церкви имеется документ, призванный регламентировать деятельность католических миссионеров на канонической территории Русской Православной Церкви. Он был издан в 1992 году Папской комиссией «Pro Russia» по результатам встречи делегаций Ватикана и Московского Патриархата 1−2 марта 1992 года в Женеве и получил название: «Общие принципы и практические нормы для координации евангелизаторской деятельности и экуменического обязательства Католической Церкви в России и других странах СНГ». Документ обязывает католическое духовенство избегать чрезмерного рвения в пастырской деятельности в указанных странах и стараться согласовывать свои действия с епископатом Русской Православной Церкви.

«Однако с момента опубликования этого документа, не было ни одного случая, когда представители Римско-Католической Церкви следовали бы его рекомендациям», — подчеркнул представитель Московского патриархата.

По его словам, противоположный духу документа комиссии «Pro Russia» настрой католиков особенно остро почувствовался в учреждении четырех католических епархий в 2002 году. «Созданные без каких-либо предварительных консультаций с Церковью, к которой принадлежит подавляющее большинство верующих граждан России, новые католические структуры явно не соответствуют небольшому числу российских католиков, к тому же регулярно завышаемому их руководством», — сказал Выжанов.

Он добавил, что в том же 2002 году католики учредили две епархии на традиционно православных землях юга и востока Украины — Одесско-Симферопольскую и Харьковско-Запорожскую. В мае 2003 года Ватикан объявил о решении создать две новые католические епархии в Казахстане — «архиепархию Пресвятой Девы Марии в Астане» и «епархию Пресвятой Троицы в Алма-Ате».

«Во всех указанных случаях католические церковные структуры создавались явно „на вырост“, в расчете на успехи миссионерской деятельности. Русскую Православную Церковь, имеющую несопоставимое с католическим присутствие в этих странах, подобное отношение „Церкви-сестры“ не может не беспокоить», — подчеркнул Выжанов.

«Отдельные факты недавнего времени также демонстрируют отсутствие у католической стороны стремления прислушиваться к мнению Русской Православной Церкви», — считает представитель Московского патриархата. Одним из примеров является попытка создания католического женского монастыря ордена кармелиток в Нижнем Новгороде.
Примеры такого рода Русская Православная Церковь расценивает как «экспансию католичества на традиционно православные земли», — указал Выжанов.
Вместе с тем, представитель Московского патриархата заявил, что оценивает перспективы православно-католических отношений «с осторожным оптимизмом» и считает нормализацию православно-католических отношений «долгом двух христианских Церквей» перед лицом угроз и проблем современного мира.

Особые надежды собеседник агентства возлагает на совместную комиссию, созданную в феврале 2004 года специально для решения проблем в отношениях РПЦ и РКЦ. «В мае и сентябре минувшего года прошли два заседания совместной группы. На них разбирались конкретные примеры прозелитической деятельности католических структур в России, в частности, в детском приюте „Родничок“ под Москвой и других приютах», — сообщил Выжанов.

Тем временем 1 апреля этого года в Москве состоялась первая встреча нового председателя Конференции католических епископов России епископа Западной Сибири Иосифа Верта с председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Кириллом. Стороны выразили готовность к совместному поиску путей решения существующих проблем в отношениях между двумя Церквами.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru