Православие.Ru | 22.03.2005 |
Недавно Илье исполнилось 18. Свою повесть он начал писать в 12 лет, в 16 получил за нее литературную премию. Потом о нем и его маме был снят фильм. Как правило, героям и создателям этого фильма аплодируют стоя в переполненных залах. И у нас в России, и за рубежом.
Издание книги Ильи Попенова осуществлено при поддержке полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском Федеральном Округе Петра Михайловича Латышева издательским центром «Мария». Первый тираж, 3 тысячи экземпляров отпечатан в ФГУ ИПП «Уральский рабочий». Типография «Уральский рабочий» активно и последовательно участвует в благотворительных проектах, способствующих развитию образования и просвещения в нашей стране, направленных на поддержку юных талантов, российских школ, библиотек, музеев. Издание книги Ильи Попенова — один лишь факт из благотворительной деятельности коллектива типографии.
Издателем и редактором книги «Чудеса и тайны» выступила Елена Гончарова. Она и представляла автора и его работу на прошедшей презентации. Ее вступительная статья претворяет собственно саму повесть-сказку Ильи Попенова «День света: чудеса и тайны». И сама статья тоже нередко кажется сказкой, таким необычным, удивительным кажется то, о чем пишется в ней.
Вот лишь небольшие цитаты из вступительного слова Елены Гончаровой, которую она назвала «Полет спеленатого Ангела, или белые клавиши мужества».
«Белые клавиши мужества — это не возвышенная метафора, это реальность. Свою книгу Илюша написал, касаясь кончиком носа клавиатуры компьютера, потому что руки у него бездействуют. Живет он с мамой в однокомнатной квартире на окраине большого Екатеринбурга. Порой мама мечтает уехать с сыном за рубеж, там намного лучше относятся к инвалидам. А Илья гордится великой страной, в которой родился, ее мучительной и прекрасной историей. Книга, которую он написал, учит добру. Как-то Илюшу спросили: «Зло откуда?» — «Зла нет, — ответил он. — Это маска человечества. Сорвать ее можно только добром, но моя миссия на земле невыполнима…»
И в самом пространстве книги, и вокруг себя Илья пытается создать территорию доброты, и может, поэтому у тех, кто рассказывает о нем, звучит слово «ангел». Но ангел этот спеленат болезнью. Ее «имя» — детский церебральный паралич. Посмотрим правде в глаза: сегодня для многих в России жизнь неимоверно тяжелая. Среди этих многих не только неизлечимо больные люди. Для них Илюша — звезда, символ каждодневного сражения с неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Впрочем, почему только дня «них» — для всех нас.
В начале нынешнего века попечительским советом Независимой литературной премии «Дебют» учреждена специальная премия «За мужество в литературе». Премия присуждается в том случае, если автор произведения проявил незаурядные творческие и личностные качества, и стал писателем вопреки суровым жизненным обстоятельствам. Попечительский совет не определяет премию «За мужество в литературе» как ежегодную. Она присуждается только тогда, когда на нее есть реальный претендент.
В 2001 году лауреатом премии «За мужество в литературе» стал москвич Аркадий Бабченко. Молодой прозаик воевал в Чечне и написал об этом цикл пронзительных рассказов «Десять серий о войне».
В 2002 году лауреатом премии «За мужество в литературе» стал екатеринбургский школьник Илья Попенов. Повесть Ильи «Чудеса и тайны» вошла в «длинный список» 2002 года. Она поразила экспертов, а затем и жюри светлым мировосприятием, свободой и богатством фантазии. Руководители Международного фонда «Поколение» уверены, что у Ильи Попенова есть писательское будущее.
Запомните это имя, приобретите и прочтите книгу юного екатеринбуржца. Вам предоставляется уникальная возможность следить за творчеством нового, необычного автора с самых первых шагов в его творческой жизни. Будем надеяться, что путь Ильи будет широк и светел, так же, как широка и светла его душа, его улыбка, обращенная всем людям без исключения.
Для режиссера фильма Олеси Фокиной «Чудеса и тайны», который демонстрировался в Екатеринбурге на Международном фестивале документального кино в октябре минувшего года, Илья — ангел. В заключительных кадрах картины он предстает зрителю, стоящим на крыше дома над ночной Москвой, и за спиной у него — белые крылья. «Он вырос оттуда, с неба, — говорила Олеся, представляя зрителям свой фильм и его героя. — Я не вижу его связи с землей. У него необыкновенный запас духовной прочности».
«В книге Ильи добро побеждает зло, — завершает свою вступительную статью Елена Гончарова, которой в числе первых из екатеринбуржцев посчастливилось познакомиться с работой юноши. — Но что характерно — за это зло никого не наказывают. В финале повести торжествует свет… Так просто? А может, зло только и способно жить в тени?». На этот вопрос каждый из нас должен ответить самостоятельно. И, возможно, помощь в этом окажет и книга Ильи Попенова «День света: чудеса и тайны».
Есть красивый обычай, когда люди в одно и то же время зажигают и ставят в своих окнах свечи. Как знак солидарности, как символ единения, как эстафету добра. Судьба Ильи, его талант объединили уже сотни и тысячи людей. И тех, кто ставит свечу добра в кремлевском окне, и тех, кто зажигает ее на рабочей окраине.
Чудеса и тайны человеческого сердца — они действительно сбываются. Как сбывается день света и все самое лучшее в книге Ильи Попенова. Об этом могут свидетельствовать все, кто побывал 18 марта в Доме актера на презентации его книги. Илью и его маму, Елену Сергеевну, встретили аплодисментами. Как уже отмечалось выше, они не просто вместе живут, они — вместе дышат, вместе творят свою судьбу. И не случайно свою первую книгу (будем надеяться, что не последнюю) Илья посвятил своей маме.
…В зале гаснет свет, и на экране появляются кадры из фильма Олеси Фокиной. Они показывают, как рождалась книга, которую все гости ее презентации получили при входе в зал.
На стуле сидит мальчик с заломленными назад руками, он наклоняется над клавиатурой компьютера и кончиком носа прикасается к очередной клавише. На мониторе можно увидеть текст той главы, над которой работает Илья. «Земляной потолок над Цивилизайском-Подземским растворился, будто его никогда и не было. Впервые за сто шестьдесят восемь лет над городом засияло солнце. Со всех сторон слышались радостные возгласы, ведь многие горожане первый раз в жизни увидели настоящий солнечный свет».
Кто-нибудь из читающих эту статью хочет попробовать «написать» так хотя бы одно слово? Я попробовала. Это — невероятно трудно. Но именно таким способом была написана автором книга, содержащая 24 главы!
Уполномоченный по защите прав человека по Свердловской области Татьяна Георгиевна Мерзлякова первой озвучила мысль, которая была, наверное, у многих. «От того, что я сейчас увидела на экране, и до сегодняшней презентации книги Ильи, путь, который показался мне поначалу нереальным. Но… сегодня здесь находится реальный автор, реальные люди, которые сделали реальным нереальное… И мы должны сделать все возможное, чтобы этот талантливый человек оставался в нашей литературе, а этот мужественный человек — в нашей действительности».
Президент благотворительного фонда «Синара», который в свое время поддержал проект издания книги Ильи Попенова, Владимир Семенович Мамаев отметил, что «книга — серьезная веха в жизни для Ильи и — хороший пример для других». Мы же отметим, что и для «Синары», под чьим попечением находится детский дом в поселке Синарском Каменского района и «Демидовский фонд скрипачей», новый проект поддержки юных уральских талантов — тоже серьезная веха в их благотворительной деятельности.
Директора издательского дома «Мария» Елену Ивановну Гончарук, можно назвать «мамой» родившейся книги. О своем «детище», по ее признанию, она может говорить бесконечно, но в этот вечер Елена Ивановна больше говорила об авторе книги. «Илья дорог мне вдвойне: и как автор книги, и как человек, который будит своей работой наше собственное воображение. Та лихость, с которой закручивается сюжет повести, события, которые в ней происходят, отражают истинно русский менталитет. В книге — масса узнаваемых деталей нашей действительности, которые так дороги нам, взрослым. Но есть и совершенно иные, необычные персонажи. Чего, например, стоят «секретный агент добра» или летающий Владимир Ильич Ленин?! Он выступает в роли «прелестного резонера»: выдвинет какую-нибудь идею, произнесет тезис для дальнейших действий героев книги и…превратится в камень. А вы — думайте, решайте, как поступить, где здесь — правда, а где — ложь…»
Евгения Леонидовна Умникова, начальник Управления образования города Екатеринбурга, вручая мамам автора и книги букеты живых цветов желтого цвета (цвета надежды) выразила уверенность в том, что книга Ильи Попенова будет интересна школьникам. Ее мнение разделила и директор «Дома книги», которая, как знающий человек, заявила, что «книг для детей в настоящее время издается очень мало, а хороших книг для детей — практически нет». «Книга Ильи — светлая, чистая книга. Если такие книги и в дальнейшем будут издаваться и продаваться, мы можем быть спокойными за будущее наших детей», — сказала она в заключение своего небольшого выступления.
Примечательно, что первыми «экспертами» книги «Чудеса и тайны» стали кремлевские дети. Именно они, прочитав работу Ильи Попенова, дали ей высокую оценку. И не случайно издание этой книги в Екатеринбурге было поддержано правительством и осуществлено при поддержке полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском Федеральном Округе П.М. Латышева.
Главы книги стали своеобразной «цепочкой добра», протянувшейся от кремлевских стен до рабочей «химмашевской» окраины города Екатеринбурга, и очень важно, чтобы эта цепочка не прерывалась и в дальнейшем.
Презентацию книги, которую, напомним, Илья Попенов посвятил своей маме, органично дополняло выступление семейного квинтета солиста Екатеринбургского оперного театра Николая Любимова. Свое выступление они начали с песни «Аве, Мария!». Затем Лариса, мать троих детей, которые выступали вместе с родителями, рассказала о своей первой встрече с руководителем городской общественной благотворительной организации «Особый ребенок» Верой Тихоновной Шешневой. Не трудно догадаться, что встреча эта произошла в больнице, где Вера Тихоновна, бабушка Ильи Попенова, выхаживала своего внука, и где умирала от рака дочь Ларисы Любимовой Лидия.
С тех пор прошло десять лет, Лидия жива и здорова, на этом вечере она вела партию виолончели в итальянских романсах и оперных ариях, которые исполнял ее отец. Но Лариса Любимова никогда не забудет, от кого получила она первый лучик света и надежды. Как не забывают это сотни екатеринбуржских семей, где люди, несмотря на обрушившее на них горе (ребенок-инвалид), живут и радуются жизни, где всегда есть источник вдохновения, есть надежда на лучшее будущее, есть вера в Бога и свои силы. Овациями зрителей было встречено выступление офицеров запаса, представителей «Благотворительного фонда Рината Сандриева». Они объявили о том, что Илье Попенову будет выплачиваться из фонда ежемесячная стипендия, а 20 книг из первого тиража его повести будет закуплено и передано в детские дома-интернаты города.
В своей статье я несколько раз делала акцент на том, что повесть «Чудеса и тайны» написал подросток, инвалид детства. Но закончить ее хочется на другой ноте, приведя часть выступления на презентации книги известного уральского писателя Валентина Лукьянина. Когда во время проведения областного конкурса юных интеллектуалов Урала «Серебряное перышко» Валентина Петровича попросили прочесть эту повесть, он абсолютно ничего не знал о ее авторе. Там более — КАКИМ способом была напечатана им эта книга. «Я просто начал вечером ее читать, и не остановился, пока не прочил до конца», — так вспоминает свою первую «встречу» с рукописью молодого автора маститый писатель.
Валентин Петрович открыл слушателям несколько критериев, которые он применяет в своей работе, и в оценке работ коллег. Он рассказал об интересной статистике, которую приводят французские исследователи. К концу года человек забывает 80 процентов от прочитанного им, через десять лет — 90 процентов. По признанию Валентина Петровича, он помнит книгу Ильи до сих пор. По мнению Валентина Лукьянина, книга, которую не хочется перечитывать, — книга не интересная. Повесть «Чудеса и тайны» Валентин Петрович перечитывал несколько раз, и всегда — с большим интересом.
Я тоже два раза прочла работу Ильи Попенова. Первый раз накануне презентации книги, второй раз — перед тем, как начать работу над статьей. Сейчас читаю ее вновь — просто так, для души.