Православная газета г. Екатеринбург | 22.03.2005 |
Краеведение — уникальный предмет, соединивший в себе многие компоненты. Главной является духовно-нравственная составляющая. Знание своего края, своей Родины изначально предусматривает нравственные цели воспитания. Именно в краеведении локализуется интерес к истории Отечества, и мы должны помочь нашим воспитанникам не только освоить историю, но и дать возможность проявиться здесь духовно-нравственному началу, которое имеет своей основой православную веру. Как отметил Его Святейшество Святейший Патриарх Алексий II на Рождественских чтениях в 2003 году, «православие имеет неоценимое значение для понимания нашего прошлого, для устроения нынешней жизни и для созидания лучшего будущего».
Святейший Патриарх отметил, что за нами стоит великая духовная и культурная традиция, образование должно быть выдержано на уровне, достойном этой традиции. Его должно отличать «великое благоговение, любовь к Церкви, бережное отношение к ее наследию, доставшемуся нам не по нашей заслуге…» Воспитание патриотизма, ориентации на духовные ценности российской культуры, а также развитие у детей способности оценивать те или иные исторические явления с православной точки зрения — наша педагогическая задача.
Церковное краеведение отличается тем, что имеет высокую цель — воцерковление детей, приведение их к Богу через воспитание патриотизма. Только Он может пробудить в душе ребенка истинную любовь к Родине. Святые отцы учат, что любовь к Родине — это дар Божий. Он развивается через веру, через обращение к святыням. Задача учителя — помочь детям войти в жизни Церкви, встретиться со Христом. Историю Отечества, как и историю края нужно рассматривать как присутствие Промысла Божия в домостроительстве нашего спасения. Жизнь каждого города и поселка, каждой маленькой деревушки строится рукой Божией. Это и становится отправной точкой осмысления нашей истории, воспитания исторического видения у детей.
Педагогическая конференция была призвана раскрыть значение церковного краеведения для воспитания детских душ, показать формы работы по церковному краеведению в церковно-приходских школах. На Пленарном заседании участники конференции говорили о том, что краеведение — это, прежде всего, знание о жизни Церкви в родном крае. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Викентий в обращении к участникам конференции сказал: «Нашими отцами и святыми отцами была основана Церковь. Благодаря их подвигам мы имеем большое духовное богатство. Нам необходимо изучать святые места, изучать тех людей, которые подвизались в этих святых местах, перенять от них опыт духовной жизни». Изучение истории помогает нам «воодушевляться в исполнении заповедей Божьих», относиться к родной земле как месту нашего спасения.
Любовь к родному краю должна быть деятельной. История должна стать из учебного предмета реальной жизнью детей, учить их быть и внешне, и внутренне русскими людьми. Важны не столько теоретические знания, сколько опыт духовной жизни, сохраняемый церковным преданием.
Участники конференции говорили о необходимости продолжать традиции русского дореволюционного образования, главным ориентиром которого была нравственность. Учитель традиционно на Руси был родителем для воспитанников. И сегодня задача педагога — помочь детям познать любовь Божию, любовь предков, окружающих их людей.
На конференции было отмечено, что подготовка учителя — это залог успеха его воспитательной деятельности. Поэтому педагогам были представлены особо значимые темы, такие как: изучение подвига новомучеников и исповедников Российских, роль Церкви в Великой Отечественной войне; а также темы, вызывающие трудности в преподавании, такие как: уральское церковное искусство, явленное, прежде всего, в невьянской иконе.
На круглом столе были представлены различные формы работы, которые осваиваются церковно-приходскими школами Екатеринбургской епархии. Обобщая представленный педагогами материал, можно предложить следующие направления работы:
1. Первый шаг — знакомство с храмом.
2. Теоретический курс краеведения в церковно-приходской школе.
3. Ведение в школе современной летописи жизни и деятельности прихода
4. Индивидуальная работа преподавателя с учениками над рефератами по краеведению.
5. Паломнические поездки по епархии.
6. Полевые экспедиции по сбору исторической информации на местности.
7. Организация при воскресной школе молодежного клуба православных краеведов.
8. Ведение учащимися совместно с педагогом в церковной и светской местной прессе рубрики о местных святых и святынях.
9. Организация при школе церковно-исторического кабинета или музея силами ребят.
Таким образом, краеведение открывает широкие возможности для преподавателя. Глубина проработки тех или иных эпизодов местной истории, степень использования методов исследовательской работы могут быть различны: от простого ознакомления до вполне серьезной научной работы. Краеведческая работа может стать формой допрофессиональной подготовки учащихся, которые, увлекшись этой работой, могут продолжить обучение на исторических отделениях ВУЗов. Однако необходимо помнить, что основной целью является не обретение знаний, навыков и умений, а воцерковление детей, приведение их к Богу. Правящий Архиерей призвал церковных педагогов, занимаясь краеведением, «ревновать о славе Божией, о славе нашего Отечества и тех мест, которые являются для нас источником благости, милости Божией».