Сайт Московской епархии | 25.02.2005 |
По мнению протоиерея Михаила Ялова, целью встречи была выработка совместного плана мероприятий по взаимодействию Церкви и армии.
«Мы составили с руководителями воинских частей планы работ, где наметили экскурсии, встречи, — сказал отец Михаил. — Задача — попытаться осуществить на практике сотрудничество с командирами, которые уже осознали необходимость такого взаимодействия.
Душа по природе христианка. Если офицеры станут христианами по убеждению, по жизни своей, они будут и к солдатам относиться, как отцы, будут воспитывать солдат в христианском духе».
«Что бы хотелось видеть итогом этой встречи? — продолжает отец Михаил, — Чтобы в каждой части могли работать священнослужители, чтобы между священниками и военными складывались хорошие человеческие отношения. Сейчас крайне необходимо не сидеть сложа руки.»
Своим пониманием вопросов взаимодействия Церкви и армии делились присутствовавшие на встрече командиры воинских частей.
Полковник А.Г. Роженко, заместитель командира отряда топографов рассказывает: «Я познакомился с отцом Михаилом Яловым на одном из городских мероприятий лет восемь тому назад: тогда он сам проявил инициативу сотрудничества с военными. Сегодня священник в рясе в воинской части не вызывает удивления. Отец Михаил поздравляет нас с Днем защитника Отечества, приходит к нам на день части». Сотрудничество Церкви и арми! и, считает полковник Роженко, необходимо прежде всего в деле воспитани я преданных Родине воинов.
Эту мысль развивает и углубляет полковник А.И. Искоростинский, военный комиссар Ногинского района: «По сути, в связи с разрушением Советского Союза у нас нет главенствующей идеологии. Только одна идея не девальвировалась: это идея военно-патриотического воспитания. Я считал и считаю, что патриотическая работа, в которой с каждым днем принимают все более и более активное участие храмы Богородского благочиния, является одной из самых важных составляющих укрепления оборонного сознания населения. А уровень оборонного сознания, заметил Александр Иннокентьевич, как раз и поддерживает обороноспособность государства. Во всякой войне победа в конечном итоге определяется состоянием духа тех, кто на поле боя проливает свою кровь. Укрепление духа воинства — главный вопрос патриотического воспитания. И здесь военным ближе всего по формам работы, по воздействию — Православная Церковь».
Чем же армии могут помочь священники?
О такой практической работе и рассказывает Александр Иннокентьевич: «Когда мы провожаем ребят для прохождения службы на подшефных кораблях, их обязательно напутствует священник, каждому надевает крестик, благословляет на выполнение воинского долга. Во время осеннего и весеннего призывов отец благочинный обязательно совершает молебен во здравие тех призывников, кто идет укреплять оборону Державы.
Я не раз участвовал в совместных поездках с отцом Михаилом на боевые корабли Северного и Тихоокеанских флотов. Общение священника с теми, кто выполняет боевые задачи в условиях вынужденной изоляции, его внимание трудно переоценить, настолько оно обогащает душу человека.
Сегодня военных угнетает не только то, что они получают за труд мизерное вознаграждение от государства (оно настолько ничтожно, что об этом стыдно говорить). В таких условиях отдаваться полностью выполнению воинского долга могут только те, кто свято убеждены в необходимости этого. Сейчас Вооруженные силы служат народу, понимая, как тяжело он живет; сами обязывают себя служить так, как это не обходимо, без соответствующего внимания со стороны государства и правительства. Священник в этой ситуации укрепляет дух военнослужащих, помогает им переносить тяготы и лишения. Думаю, в этом — призвание православного священника в наше трудное время. Он помогает воину утвердиться в мысли, что его труд, труд защитника Отечества, сегодня нужен народу. Кто же еще поможет воину выполнить эту задачу, которая возложена на него государством?»
По мнению военачальников, встреча в Богоявленском соборе призвана более четко выявить формы взаимодействия Церкви и армии, ведь собрались воины и священники не поговорить о проблемах, а наметить формы и методы совместной работы. Наиболее доступные из них — участие священника в воспитательной работе с личным составом воинских частей, беседы об истории Церкви, о смысле человеческого бытия и выполнения воинского долга. Эти беседы, считают командиры частей, дадут большой результат, будут иметь познавательное и духовное значение, помогут сфор! мировать мировоззрение воинов. А участие в религиозных праздниках, которые существуют тысячелетия, позволит им утвердиться в мысли, что есть вечные истины.
Полковник А.Ю. Самарин, представитель Военно-воздушных сил убежден, что встречи со священниками на местах, беседы, лекции были бы реальной помощью, реальным результат. «Эти вопросы давно назрели и требуют незамедлительного решения. Здесь промедление работает против нас», — заключает военный летчик.
«Наша история — это основа для сотрудничества сегодня, — сказал заместитель командира полка по работе с личным составом, офицер внутренних войск О.А. Лысенко. — Смерти боятся все. Другой вопрос, что на поле боя отдают свою жизнь за то, во что свято верят. Русские воины отдавали свои жизни за веру, царя и Отечество».
По мнению Олега Алексеевича, новое — хорошо забытое старое. Надо вернуться к институту полковых священников. «Войсковой священник в Российской армиии был почитаем, нередко он даже подымал солдат в атаку, о чем свидетельствуют исторические факты. Именно поэтому считалось, что русские священники не подпадают под положения Женевской конвенции, русских священников расстреливали — за то, что они не щадили самой своей жизни во славу Отечества. Я бы хотел видеть полкового священника в нашей воинской части, как это всегда было в Российской армии».
Взаимодействие Церкви и воинства стало насущной задачей, которую осознают многие командиры. Есть надежда, что в Богородском благочинии совместные усилия священнослужителей и военачальников принесут свои плоды.