Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург24.02.2005 

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископа Викентия и епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия
в студии телеканала Екатеринбургской епархии «Союз» 11 февраля 2005 года.


 — Владыка Климент, Вы приехали для участия в форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Уральский регион». Каково Ваше мнение о демографической ситуации в нашей стране.

Владыка Климент:

 — Демографическая ситуация сегодня немного печальная, по той причине, что на протяжении уже довольно приличного времени уменьшается наше население. Сокращение началось в семидесятые годы, когда стало меньше рождаться россиян, которые бы потом вырастали и занимали рабочие места. Но в девяностые годы произошел демографический обвал. В России рождалось всего миллион с небольшим детей. И, несмотря на то, что 200−300 тысяч человек приезжали ежегодно в нашу страну, население России сокращалось на 700−600 тысяч человек, а в некоторые годы на целый миллион. Мы за последние пятнадцать лет потеряли 9 миллионов человек! Причин этому очень много. Во-первых, у нас очень короткая продолжительность жизни, средний возраст жизни мужчины — 58 лет. Разные причины влияют на это. У нас каждый год около 40 тысяч человек гибнет в результате дорожно-транспортных происшествий, в основном гибнут трудоспособные люди. Каждый год от наркомании умирает примерно 30 тысяч человек. Каждый год смерть забирает несколько сот тысяч человек, убитых алкоголем или болезнями, вызванными употреблением не только крепких напитков, но и пива. Это все люди, которые должны бы работать. Но самое страшное, самая большая проблема в том, что в нашей стране ежегодно совершается от 2 до 3-х миллионов абортов. Убиваются в утробе матери те, кто должны бы стать Ломоносовыми, Менделеевыми, Пушкиными, защитниками нашего Отечества… Убиваются те, кто должен заботиться о пожилом поколении. Это все приводит к трагической ситуации.

 — Владыка, но ведь матерям тяжело растить детей. Как быть?

Владыка Климент:

 — Да, есть экономические трудности для матерей, семей, воспитывающих детей. Но эти трудности не у всех! Я скажу, что причина демографического кризиса кроется больше не в материальном. Благополучные западные страны тоже переживают демографический кризис, коренное население там сокращается, а его замещают люди, которые приезжают из других стран, иммигранты. То же самое и у нас. Давайте вспомним послевоенные годы, когда у людей было трудное материальное положение, когда страна находилась в полуразрушенном состоянии. Но тогда семьи рожали детей — по три, четыре ребенка, и не боялись… Я рос в семье, и помню, как мы ждали зарплаты отца, чтобы купить хлеба! Мы не думали об икре, хоть она и стояла на прилавках. И не одни мы так жили, и все было нормально. Прежде всего демографический кризис происходит от самосознания человека. Сейчас люди, которые начинают супружескую жизнь, планируют иметь машину, отдыхать за границей, но не думают о детях. Говорят, что если и будут иметь детей, то одного, может, двоих. А для того, чтобы Россия поддерживала нормальную численность населения, каждая семья должна иметь не менее троих детей.

Мы можем посчитать: начиная с девяностого года самая высокая рождаемость была в 1456 тысяч, притом большая детская смертность, много детей-инвалидов. И еще печальная статистика: по разным источникам, от одного до трех миллионов в нашей стране детей-беспризорников. А разве они в будущем будут способны создать семью, скитаясь по помойкам, бомжуя? Это одно. Другое: у нас очень большая детская преступность. И опять, смогут ли эти дети создать семью? Если арифметически рассчитать: сколько же из миллиона четырехсот родившихся детей смогут создать семью? Сколько появится детей, если шестьсот тысяч семей будет создано. Для кого-то это, может, и хорошо, но для России — плохо! Чтобы россиянам удержать свою страну, нас должно быть 160 или 180 миллионов. А если средняя продолжительность жизни — 58 лет, предложим, сколько у нас через 60 или 65 лет будет населения, если состоится всего 600 тысяч браков каждый год? И в семье будут рожать по одному ребенку?.. Тем, кто родились в 90-е годы, надо будет иметь в семье по четыре или пять детей, чтобы поддерживать нормальную численность населения.

Церковь считает, что разрушение нравственности, проповедь на отдельных телеканалах вседозволенности, культивирование греха, — все это привело к печальной ситуации. Принцип, который насаждался в 90-е годы, — «бери от жизни все!». Тогда внушали, что жить надо для себя, искать пути легкой жизни. Эти молодые люди вырастают и не думают о будущем России, о том, что останется после них. Они думают о том, чтобы прожить как можно лучше для себя. Но совсем скоро мы почувствуем, что у нас недостает работоспособного населения.

В этом году мы отмечаем 60 лет Победы в Великой Отечественной войне. После войны был «бум» рождаемости. В скором времени люди, родившиеся в послевоенные 1946/47 и последующие годы, будут уходить на пенсию. А кто займет их рабочие места? Должны прийти те, кто родился в девяностые годы. Но мы каждый год теряли миллион! Значит, у нас не будет хватать миллиона человек, которые бы могли встать у станка, водить машины, стать инженерами, учеными…

Есть в народе поговорка «свято место пусто не бывает». Вот и Россия — святое место — пустым не будет! Сюда приедут люди из других стран, с другой ментальностью, другими духовными традициями. И мы тогда почувствуем всю тяжесть той проблемы, которую мы сейчас переживем. На Дальнем Востоке уже возникают эти сложности. Епископ Читинский ставил вопрос на Архиерейском Соборе, когда мы встречались с Президентом, что уже большое количество китайцев живет в Читинской области, и не только там. Он ставил вопрос в том плане, что государство должно предпринимать какие-то меры, решать вопросы демографии. А пока в стране ничего не делается! Когда родители получают пособие на ребенка в размере 70-ти рублей в месяц… Что можно купить на эти деньги? Носки? Но ведь ребенок не ходит в одних носках…

 — Уважаемый Владыка, Вы искренне обрисовали ситуацию. Действительно, сложно одеть, обуть и накормить на такие деньги наших детей. Но все-таки Вы думаете, что, несмотря на трудности, нам надо рожать детей…

Владыка Климент:

 — Я считаю, что, во-первых, государство должно принять какие-то меры. На форуме в Москве губернатор Белгородской области предложил, чтобы матерям, родившим третьего ребенка, выплачивать сто или двести тысяч на его воспитание. Сам белгородский губернатор ввел своим распоряжением такую материальную поддержку матерям. Есть ряд подобных программ в ряде регионов. У нас, в Калужской области, губернатор тоже думает об этом. Он списывает 25 процентов кредита за квартиру, если в семье родился второй ребенок; если третий — то еще 25 процентов; а если в семье рождается четвертый ребенок, то и вовсе гасит кредит. То есть, если в семье четыре ребенка, то она может взять трехкомнатную квартиру бесплатно, за счет области. Следовательно, есть разные пути. Я думаю, что нужно повысить пособия на детей. Тем матерям, которые имеют, например, пятерых детей, должно быть особое внимание от государства. Раньше был орден «Мать-героиня», и сейчас нужно многодетных матерей поддерживать. Когда проходил демографический форум в Москве, Святейшему Патриарху подали записку: «Я имею двенадцать детей. Но мне никто даже спасибо не сказал. Я не прошу материальной помощи, пусть хотя бы как-то государство или Церковь обратят на меня внимание, — будет облегчен этот подвиг воспитания».

Это одна сторона. Другая состоит в том, что каждый должен задуматься. У нас же много людей, которые в состоянии воспитывать и трех, и четырех, и более детей, имеют две машины, а ребенка одного, имеют квартиру и дачу, а думают — иметь или нет второго ребенка. Это тем, кто плохо обеспечен, должна быть поддержка, а ведь есть люди, которые обеспечены и могут содержать детей. Мне как-то в Москве один человек сказал: «Владыка, демография, это чисто экономический вопрос!». Я ответил: «Дорогой, у нас у подъездов появляется больше иномарок, чем детей"… Это было в Москве. А на деньги от покупки одной иномарки, можно вырастить одного ребенка. Если в Москве, не говоря уже о Екатеринбурге, на ребенка тратить пять тысяч рублей в месяц, то в год это около шестидесяти тысяч рублей, всего две тысячи долларов. Иномарка стоит сорок, семьдесят, а то и больше тысяч долларов! А вырастить ребенка до двадцати лет, дать ему достойное образование, имея такие деньги, легко.

 — Звонок от телезрителя: «Спасибо Владыка, что Вы поднимаете такие вопросы, как демография, они очень важны. Но не кажется ли Вам, что их должно поднимать государство, а не Церковь? Ведь Церковь от государства отделена».

Владыка Климент:

 — Абсолютно не кажется. Мы отделены от государства, но не отделены от общества. Каждый, живущий здесь, например, в Первоуральске, — потенциально наш прихожанин, и Церковь призвана заботиться о нем. Если человек вынужден совершать аборт, совершать грех, то Церковь должна помочь, и если есть возможность, сохранить жизнь того, кого женщина носит в своей утробе. Сейчас ученые говорят, что уже в недельном, двухнедельном возрасте ребенок уже реагирует на те или иные моменты, происходящие с его матерью. Он тоже имеет право на жизнь, и Церковь должна его защищать и выступать за жизнь этого человека, пусть не родившегося еще. Когда мы защищаем общество от этого греха, мы защищаем человека, потому что аборты приносят еще и физический вред той женщине, которая идет на него. Церковь разве не должна заботиться о людях? Должна! Наша прямая обязанность — как раз социальная сфера деятельности.

А то, что мы ставим вопросы перед государством… Церковь всегда была печальницей за свой народ. Святейший Патриарх обратился к Президенту с этой проблемой по праву печальника за русский народ. Мы должны думать о будущем России!

 — Хотелось бы узнать, с кем Вы встречались на уральской земле? Как люди воспринимают ту информацию, с которой Вы их знакомите?

Владыка Климент:

 — Думаю, о том, с кем я встречался, лучше расскажет Владыка Викентий.

Владыка Викентий:

 — Мы встречались с губернатором нашей области, Эдуардом Эргартовичем Росселем. Когда Владыка Климент говорил об этой проблеме, то глава области был полностью согласен с мнением Церкви. Он говорил, что это действительно самый важный вопрос в нашей жизни, что мы находимся на грани жизни и смерти нашего Отечества. Губернатор рассказал, что в нашей области что-то уже делается, есть некоторые результаты. Он уже ознакомился с документами, принятыми на форуме, и постарается вместе с нами выполнить все принятые решения.

Владыка Климент выступил по нашему радио «Воскресение», отвечал на многие звонки, общался с жителями нашей области. Вопрос демографического кризиса широко обсуждается, люди озабочены этой проблемой. Причем, как мы говорили на «круглом столе» в резиденции губернатора, проблему демографии не может решить одно государство, или одна общественная организация, или одна Церковь. Нужно решать проблему в единстве трех сил, общественных организаций, Церкви и государства! Каждый в своем направлении, помогая друг другу, должен решать эту проблему — и в итоге все трудности можно преодолеть, только нужно заинтересованное сотрудничество.

 — У нас сегодня в гостях Владыка Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Владыка, как в Вашей епархии обстоят дела?

Владыка Феодосий:

 — Знаете, Тамбовский регион мало отличается от России, — проблемы, которые есть в нашей стране, затрагивают каждый регион, в том числе и Тамбовскую область. Затронула нас и демографическая проблема. Сегодня проводятся и в Москве, и в других городах форумы, которые ставят проблему демографии. Общество начинает прислушиваться. Мы тоже на региональном, местном уровне так или иначе пытаемся решать эти вопросы совместно с руководителями городов и районов. Проводим и конференции, различные форумы, привлекаем СМИ и встречаемся в больницах с врачами, проводим разъяснительную работу. Кстати говоря, очень заинтересованно все подходят к нашим инициативам, ибо все знают об этой проблеме, но только Церковь, по благословению Святейшего Патриарха, говорит об этом активно. У нас в городе есть больница имени Архиепископа Луки, который во время войны проводил лечение. Сегодня в этой больнице живут его пациенты. В год 60-летия Победы нужно говорить об участии этого архипастыря в Победе, чтобы здоровым выросло поколение. Многие сегодняшние врачи учатся у святителя Луки, читая его труды. Они стараются осуществлять его добрые советы в жизни, в том числе и поднимая тему абортов. В общем, действительно нужно, чтобы сегодня возвращались христианские ценности, чтобы эти заповеди были не только по названию. Не убий! — это относится ко всем. И врач, который делает эту операцию, должен подумать о том, что он совершает: убийство или операцию? Думаю, что задача Церкви — привлечь внимание всех людей, самых разных слоев общества, к проблеме духовности, чтобы нравственность вернулась в нашу жизнь. Может быть, тогда нам удастся совместно решить демографическую проблему.

 — Звонок в прямой эфир: «Владыки, вы так хорошо говорите, что аборт — это плохо. Но как быть нам, матерям? Хочется дать своему ребенку лучшее образование, лучшее питание. А если я из нищенской среды, почему я не могу задуматься над тем, чтобы мне сделать аборт, чтобы не мучить дитя, которое еще не родилось?

Владыка Климент:

 — Я думаю, если ребенок, которому грозит убийство в процессе аборта, все же родится, — то он будет более счастлив, чем убитый в утробе матери. Даже если человек имеет трудности, живет небогато, — он счастлив, что живет. А мы лишаем жизни тех, кто вообще еще не видел солнца, тепла. Мы беремся решать за того, кто еще не родился, жить ему или нет, а он ведь такой же человек! Я не знаю, какая мать может думать, что, убив собственного ребенка, делает его счастливее. Это внутренняя проблема человека!

Владыка Викентий:

 — Я хотел добавить, что такое отношение к жизни человека, пусть еще и не родившегося, неправильное. Мы, люди верующие, понимаем, что душа живая после такого убийства во чреве уходит в иную жизнь, и там она еще больше мучается, чем если бы родилась на этой земле. Пусть и кажется, что нищенская ситуация, тяжелая, но через трудности, которые человек будет нести в этой жизни, он будет зарабатывать себе счастливую вечность, блаженную вечность, на радость себе и матери, которая его родила. Потому что он будет молитвенником за свою мать. А когда несчастная душа после такой смерти уходит в иной мир, она будет вечно мучиться в неопределенном состоянии: не в свете и не во тьме, не в радости и утешении. Вот, что дает мама, не понимая, что делает таким убийством. Она и себе приносит болезни душевные и телесные, и ребенку. Это сейчас, пока женщина еще молодая она не дает себе отчета в том, что делает, а когда станет постарше, то поймет всю тяжесть этого греха и будет страдать и мучиться. Многие наши женщины приходят к нам со слезами. Такая психическая напряженность приводит к тому, что женщина уже не находит себе места.

Часто спрашивают: что делать? Какие есть способы искупить этот грех? «Я чувствую крик этого младенца, я чувствую страдания своего младенца в том, очень плохом состоянии. Он мне снится, и кричит!», — вот что говорят женщины, которые приходят к нам. Поэтому не нужно заблуждаться, что если ребенок не родится, то будет счастливее. Мы не делаем его счастливее, а наоборот — делаем хуже и его жизнь, и свою. Поэтому мы, как люди церковные, глубоковерующие, понимающие, не советуем делать эти страшные грехи, которые приносят страдания и в этой жизни, и в будущей.

 — Владыка, может быть, телезрительница имела в виду, что она может сделать счастливым одного или двух, но не трех, не четырех…

Владыка Климент:

 — И десять будут счастливыми! Я скажу про себя, что у нас в семье порой неделями не ели ничего кроме картошки и постного масла. Но все равно счастливы и благодарны своим матерям, что нас было четверо ребят, и она не делала ни одного аборта.

 — Звонок в прямой эфир: «Владыки, вы говорите о традиционных духовных ценностях, а как другие религии смотрят на это? Общие ли это ценности?»

Владыка Климент:

 — У нас очень хорошее отношение с традиционными религиями. Когда мы говорим о нравственном воспитании, то не говорим о конфессиональном воспитании, наоборот, поддерживаем представителей ислама, а они нас поддерживают в этом вопросе. Очень важно, чтобы с юного возраста детям преподавали основы нравственности, заповеди, а они даны Библией — Священной книгой как для мусульман, так и для христиан, и для иудеев. Нужно, чтобы дети знали, что такое хорошо и что такое плохо, чтобы могли отличить зло и отказаться от совершения зла, выбрать добро и совершать добро. Мы отстаиваем, чтобы преподавалась наша российская культура, а не какая-то западная культура, по сути бездуховная, безнравственная. Посмотрите общероссийские телеканалы, сколько там безнравственности, сколько там насилия! Вечером, когда вы приходите домой с работы, садитесь за стол, с вами садятся ваши дети, вы включаете телевизор, а там смотреть нечего. Правда, сейчас появились российские фильмы, но и они сняты по типу западных боевиков. Маленькие дети смотрят, а родители оправдывают себя: мол, маленькие еще, ничего не понимают. Это не так, подсознание ребенка «пишет». Сейчас особо остро стоит проблема отцов и детей, потому что у молодых совершенно другая ментальность, они выросли на этих боевиках, они выросли на фильмах, где разврат, распущенность. Реклама пива и прочего у них подсознательно «записана», и думают они совсем по-другому.

Мы выступаем за то, чтобы наше образование сделало акцент на нашу традиционную культуру! Особенность России в том, что она многонародная, многонациональная, и никогда у нас не было межнациональных или межрелигиозных конфликтов. И здесь, в вашей области, живут представители многих национальностей, различных конфессий, и все живут мирно. Православная Церковь выступает за уважение к другим религиям. Есть Межрелигиозный совет, в котором мы обсуждаем эти вопросы и находим понимание с представителями ислама, буддизма в том, что общество находится в беде. Надо возрождать нашу молодежь.

 — Звонок в прямой эфир: «Владыки, подскажите. Когда я несколько лет назад выходила замуж, то приняла исламскую веру, чтобы угодить свекрови. А сегодня у нас двое детей, младший — мусульманин, а старшую дочь я не отдаю, вырастет — сама решит. Подскажите, как мне быть, как мне вернуться обратно в Православие, которое мне и ближе, и родней».

Владыка Викентий:

 — Если есть такое твердое решение — вернуться в Церковь Православную, то никто этому не препятствует. Мы рады с вами встретиться и рассказать, как можно приступить к таинствам церковным. Подойдите к настоятелю ближайшего храма, и он вам все расскажет. Вы не смущайтесь, приходите, и мы все обсудим.

Владыка Климент:

 — Поймите, что Крещение — это не вступление в какую-то партию: получили партийный билет, а потом его можно выкинуть. Коли вы крещены, вы получили благодать от Господа и она присутствует в вас. Нет человека, который бы жил и не согрешил, так и вы, если изменили в чем-то Православной вере, то есть путь покаяния. Я думаю, что и семью можно сохранить — если муж любит свою жену, то он не будет заставлять ее отказаться от своей веры.

 — Владыка Климент, скажите о Вашем отношении к первому православному телеканалу России. Каково Ваше видение задач журналистов?


Владыка Климент:

 — В первую очередь, я хочу поздравить первоуральцев с тем, что у них есть такая замечательная телекомпания. Это первая в России такая телекомпания, и не случайно вы называетесь Первоуральском, первые — и не только на Урале, но и во всей России. Я думаю, этот канал будет приносить пользу людям, люди всех возрастов смогут получить ответы на волнующие вопросы. Будет польза и для молодежи, которая сможет духовно, нравственно укрепиться, осознать смысл своей жизни, полюбить русскую культуру, лучше понимать, как жить в этом мире, научиться противостоять греху, научиться совершать добро. А чем больше мы бережем свое сердце от всего греховного, тем лучше для нас.

Каким же должен быть журналист? Журналист должен служить духовному, нравственному становлению России. Журналист должен быть, в первую очередь, сам нравственен. Если он сам не имеет нравственности внутри себя, то он не может научить людей нравственности. Я также говорю и священникам: если священник не имеет веры, то он не может привить ее людям. Каждый журналист должен быть высоконравственным и говорить «не по бумажке», а от сердца. Как он понимает жизнь человека в этих условиях, как можно избежать греха. Нужно журналисту помнить главную заповедь: «Горе тому человеку, через которого в мир входит грех!» Журналист не должен делать так, чтобы его передачи, его телеканал, его фильм вводили в грех людей. Нет ничего случайного в жизни, и даже самое малое соприкосновение человека с чем-то оставляет глубокий внутренний след. Поэтому журналист должен это понимать и осознавать, что журналисты также созидают Россию крепкую, здоровую, целостную. За будущее России ответственны все мы вместе, и если учитывать то, что журналист влияет на сознание людей, он особо ответственен в этом.

 — Звонок в прямой эфир: «Я была участницей форума, было очень интересно слушать Вас, Владыка Климент. Я педагог, и мне хотелось бы услышать Ваше мнение о деградации нашего населения. Я наблюдаю, что умножается население неблагополучное, то есть в семьях неблагополучных бывает и пятеро, и шестеро детей».

Владыка Климент:

 — Скажу такую вещь, что те семьи, которые имеют одного или двоих детей, они тоже не могут называться благополучными. Если семья отказывается от рождения ребенка, значит, что-то есть в сознании, мешающее рождению детей. Может быть, другая семья — с тремя или четырьмя детьми внешне и не благополучна, а внутренне она — целостна. Мы не должны делить на благополучные и неблагополучные семьи только по внешнему, материальному признаку. Отказ от детей уже говорит о каком-то внутреннем неблагополучии, здесь надо менять ситуацию. Эти хорошие семьи, хорошие родители, должны задуматься и завести еще детей. А что касается «неблагополучных» семей, то нужно подумать, почему мы называем эту семью неблагополучной. Какие условия, какие обстоятельства жизни сделали ее такой? И даже если в семье есть какие-то проблемы, то мы должны сообща ей помочь, помочь таким детям стать благополучными.

У нас еще есть такое разделение в сознании: «этот инвалид — значит, он неблагополучный!». Я восемь лет служил в Америке, и увидел, какое там отношение к инвалидам. Там даже для людей, которые имеют некую недоразвитость, есть специальные школы, их учат, и они живут, получают профессию и работают. Их учат жить правильно. И мы тоже можем научить человека жить правильно, надо только обращать внимание на это.

Есть еще одна проблема в нашем обществе: мы делим детей на «мой ребенок» и «не мой ребенок». Мы должны запомнить, что чужих детей не бывает в нашей России, это все наши дети. А мы говорим: «Это мой ребенок, я о нем думаю. А это чужой, пускай ведет себя, как хочет…». Мы проходим мимо десятилетнего ребенка, который курит, и думаем: «Слава Богу, не мой"… Но через год или два наш сын или наша дочь будет стоять в подъезде и курить вместе с ним. Мы не думаем, что, когда он вырастет, то он подойдет к нам и попросит деньги на наркотик! Не дадим — он применит силу и станет асоциальным элементом. Есть евангельская притча, которая рассказывает о том, как человек попал в беду. И только самарянин, который был чужд иудейскому народу, помог ему: привез больного в город, разместил в гостинице, ухаживал за ним и заплатил гостиничному, чтобы тот ухаживал. И даже сказал: «Если больше истратишь, то я возмещу убыток». Этот самарянин к чужому человеку проявил любовь. А мы порой не проявляем любви к юному человеку, который рядом с нами живет. Из неблагополучной семьи могут вырасти и хорошие дети. И не нам определять, жить ребенку или нет. Если Господь дал жизнь, то мы должны сделать так, чтобы он жил хорошо, правильно, жил по Евангелию. Господь сказал, что христиане должны быть солью земли, поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы наше общество жило по нравственным законам.

 — Звонок в прямой эфир: «Не пора ли нам открывать в школах уроки богословия?»

Владыка Викентий:

 — Дело в том, что никто не запрещает преподавать в школах основы православной культуры. Нужно только, чтобы родители проявили это желание, написали коллективное письмо на имя директора, выразив желание, чтобы преподавались уроки Православия. Тогда факультативно этот предмет преподавать можно. Все зависит от родителей.

 — Владыка Феодосий, в завершение нашей беседы, скажите добрые слова нашим читателям, слушателям, телезрителям.

Владыка Феодосий:

 — Мы познакомились с работой православного телеканала, и это отрадно, что у Церкви сегодня есть возможность иметь собственный телеканал, и голос Церкви может звучать в прямом эфире, входить в дома и семьи граждан. Я думаю, что это направление должно быть нами использовано. Мы должны доносить до большого круга людей озабоченность проблемами, существующими в нашем обществе, и предлагать решения, которые вырабатываются на подобных форумах. Церковь сегодня использует все возможности, чтобы нравственность и духовность в обществе была выше. Проповедь в храме, учеба в православной школе, православные гимназии… Думаю, что телеканал тоже будет максимально использован для того, чтобы мы говорили о нашей культуре, о высоких моральных, нравственных христианских ценностях. Телеканал будет содействовать тому, что общество наше будет чище, добрее, от этого будет всем лучше, может быть, и демографическая проблема будет решена. Я желаю вашему телеканалу помощи Божией, развития! Думаю, что другие регионы будут приезжать к вам, чтобы использовать ваш положительный опыт.

 — Владыка Климент, Ваше заключительное слово.

Владыка Климент:

 — Я хотел всех телезрителей и жителей области поздравить со 120-летием основания Епархии! Желаю чтобы каждый из вас, кто живет на уральской земле, с каждым днем становился все крепче в вере, берег себя от всего греховного, становился чище, стремился стяжать в своей жизни, в своем сердце мир Христов. Мы все знаем и любим Преподобного Серафима Саровского. Он сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Стяжи, применяя усилия. Не просто — вот он лежит, а ты возьми и положи его за пазуху. Обрети в своей жизни мир — и спасутся люди вокруг тебя. Я желаю всем молодым людям найти путь к Богу, принять Христа в свою жизнь, стремиться к тому, чтобы заповеди Евангелия были для нас нормой жизни.

Мы должны любить Россию, любить нашу культуру, любить наш народ! Если мы будем все стремиться к тому, чтобы быть лучше, то и Россия, любимая нами Россия, будет лучше. Помогай вам всем Господь!


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru