Православная газета г. Екатеринбург | Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь) | 22.02.2005 |
«Ваше Высокопреосвященство! Ваши Превосходительства! Уважаемые господа! Дорогие отцы, братья и сестры!
11 февраля, в день, когда наша Церковь чтит память святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских и Усть-Вымских, исполнилось 120 лет Высочайшего утверждения Государем Александром III доклада Святейшего Синода о необходимости учреждения самостоятельной Екатеринбургской епархии на основе ранее существовавшего викариатства. И празднуя ныне этот торжественный юбилей, мы должны оглянуться на тот духовный путь, который прошли наши предшественники, осмыслить духовные уроки, которые они нам оставили.
Православие пришло на Урал с русской государственностью и с русским населением почти одновременно с освобождением Великого княжества Московского и союзных с ним земель от Золотой Орды. На северо-востоке Руси, в верховьях Волги, по рекам Сухоне и Вычегде, в лесах стали появляться поселения и первые монастыри. Русские переселенцы со стороны Вологды и Устюга Великого постепенно достигли западных предуральских земель.
Коренное население здесь состояло из племен коми и было сплошь языческим. Первым просветителем уральской земли по праву считается сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского святитель Стефан Пермский. Прекрасно знавший местный язык, он силою убеждения в короткое время обратил в Православие большое число язычников. Итогом этой деятельности стало учреждение в 1383 г. Великопермской епархии, что дало возможность расширить катехизаторскую деятельность и продолжить освоение не только Уральского края, но и Зауралья. В состав Великопермской епархии входили тогда все осваиваемые земли к востоку от Перми, Урал, Зауралье и Сибирь. Таким образом, и вся территория будущей Екатеринбургской епархии
Окончательное присоединение уральских земель состоялось в царствование Ивана Грозного. В 1552 г. в состав Московского государства вошли земли бывшего Казанского ханства, в том числе лежащие к западу от Уральского хребта. С завоеванием Сибири Ермаком в 1582 г. были присоединены земли, лежащие к востоку от Уральского хребта. Чтобы иметь надежное сообщение с Тобольском, а также сохранить завоеваннные территории от набегов инородцев, решено было построить ряд крепостей. В 1598 г. основан город Верхотурье, через который проходил единственный официально разрешенный путь на восток, называвшийся Государевой тропой, или Бабиновской дорогой.
Огромное внимание царь обращал на монастыри, зная какое миссионерское значение они оказывают в новоприсоединенных землях. В освоении западного Урала большую роль сыграли Соликамский Вознесенский и Пыскорский Спасо-Преображенский монастыри, в немалой степени поддерживавшиеся богатыми купцами Строгановыми. Немного позже стали появляться монастыри на восточном Урале. Первым из них стал в 1604 г. Верхотурский Николаевский мужской монастыря, самый древнейший из всех сибирских обителей.
Развитие приходов и монастырей, успешное освоение новых земель привело к тому, что в 1620 г. царь Михаил Романов, „по совещании с родителем своим“ — Патриархом Филаретом учредил Сибирскую епархию с архипастырской кафедрой в Тобольске. Огромная Великопермская епархия была ограничена с востока по Уральскому хребту. Все что находилось за водоразделом, в Азиатской части континента, а значит и большая часть территории будущей Екатеринбургской епархии, вошло в состав Сибирской епархии. В итоге, в течение почти 180 лет церковью на Среднем Урале управляли Сибирские иерархи. В 1620 — 1721 гг. они носили титул Сибирских и Тобольских, а в 1721 — 1799 гг. — титул Тобольских и Сибирских. Переименование произошло из-за образования самостоятельной Иркутской епархии, то есть дальнейшего разграничения осваиваемых территорий для их лучшего управления.
За этот период в Сибирской епархии сменилось 6 архиепископов и 12 митрополитов. Я назову имена только самых выдающихся их этих архипастырей.
Первый Сибирский архиепископ Киприан (Старорусенников) известен твердостью духа и подвижнической жизнью. Отправляясь в Сибирь, он взял с собой монахов из Соловецкого, Хутынского и Волоколамского монастырей — частью для распространения христианства, частью для определения в настоятели сибирских обителей. В Верхотурье он внимательно осмотрел церкви и монастыри и в четыре дня своего пребывания учредил там новый, лучший, порядок. Настоятелем Николаевского монастыря поставил своего сподвижника игумена Германа.
Митрополит Игнатий (Римский-Корсаков) в 1695 г. освидетельствовал и открыл мощи первого уральского святого — Симеона Верхотурского, которые тремя годами ранее чудесным образом вышли из земли и уже прославились исцелениями.
Митрополит Филофей (Лещинский) прославился активной миссионерской деятельностью. При нем крестилось около 40 тыс. остяков, вогулов и других инородцев. В 1704 г. по его благословению мощи праведного Симеона были перенесены из села Меркушино в Верхотурский Николаевский мужской монастырь, что послужило причиной оживления монашеской жизни. В 1716 г. упомянутый монастырь сгорел дотла, однако мощи остались невредимы.
Митрополит Иоанн (Максимович) за большую подвижническую деятельность и чудеса, происходившие у его гроба, в 1916 г. причислен к лику святых. Теперь он широко известен как святитель Иоанн Тобольский.
Следующий этап в освоении Уральского края связан с развитием горнозаводского дела. Особую роль в этом сыграли купцы Демидовы. В 1716 — 1726 г. Никита Демидов с сыном Акинфием основали 6 заводов, в том числе Нижнетагильский, в котором в 1764 г. была заложена каменная Входо-Иерусалимская церковь. Преимущественно же строились деревянные храмы. В конце XVIII — начале XIX в. Демидовы, с целью пополнения рабочей силы, осуществили переселение крепостных людей из Центральной России, главным образом из Тульской и Черниговской губерний. Переселенцы и составили основу православных приходов главных уральских заводов.
История основания Турьинских рудников, Петропавловского, Богословского и Николае-Павдинского заводов и строившихся здесь храмов тесно связана с другим известным именем — Верхотурского купца Максима Михайловича Походяшина. У него постройке завода всегда предшествовала закладка храма. Так, при основании завода на реке Турье, была заложена каменная двухэтажная церковь, верхний храм которой в 1776 г. освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Соответственно и завод, успешно вступивший ныне в XXI век, стал именоваться Богословским.
С появлением нового административного деления — устроения губерний — стало меняться и внутрицерковное управление. 16 октября 1799 г. указом императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия с кафедрой в Перми. Территория епархии совпадала с территорией Пермской губернии. В связи с этим, приходы и монастыри, действовавшие на территории нашей нынешней области вновь перешли под управление пермского священноначалия.
В течение следующих 85 лет церковью на Среднем Урале управляли Пермские иерархи. За этот период сменилось 10 епископов. В 1799 — 1833 гг. они носили титул Пермских и Екатеринбургских, а в 1833 — 1885 гг. титул Пермских и Верхотурских.
Все эти годы Зауральской части Пермской губернии и соответственно епархии быстро росло число населенных мест, а следовательно, и число церквей, что делало затруднительным управление приходами. 25 декабря 1833 г. при епископе Аркадии (Федорове) состоялось учреждение Екатеринбургского викариатства.
Викарий получил титул епископа Екатеринбургского. По причине тесноты соборной Екатерининской церкви решено было обратить в собор приходскую Богоявленскую церковь. Из трех кандидатов, представленных государю Синодом, получил утверждение Евлампий (Пятницкий), настоятель Московского Лужецкого монастыря и ректор Вифанской семинарии. Показательно, что при епископе Евлампии в уже в том же 1833 г. открылось Екатеринбургское духовное училище, в котором затем учились будущий писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, будущий изобретатель радио А. С. Попов, будущий обер-прокурор Синода А. В. Карташов.
За 51 год существования Екатеринбургского викариатства сменилось 12 викарных епископов. Эти годы были годами дальнейшего бурного церковного строительства. К 1885 г. количество церквей в Пермской епархии значительно увеличилось и достигло 827.
Управление обширной церковной областью становилось все более обременительным для одного самостоятельного епископа, жившего в Перми. В связи с этим Синод доложил императору Александру III, что „по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащаго при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола“, поэтому взамен Екатеринбургского викариатства предлагалось образовать особую самостоятельную епархию. В состав новой епархии предполагалось передать из Пермской все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский.
11 февраля (29 января по старому стилю) 1885 г. доклад Синода был высочайше утвержден. Викарный епископ Нафанаил (Леандров) стал первым самостоятельным Екатеринбургским архиереем. Это был первый случай в России, когда в одной губернии имелись две самостоятельные епархии.
В момент образования епархии, в ней, в 24 благочиннических округах, имелось 428 церквей (328 каменных и 100 деревянных). Из них 9 соборных, 375 приходских, 8 домовых и 36 приписных. Кроме этого, имелось 446 часовен (93 каменных и 353 деревянных). Количество приходов составляло 408 (374 православных и 34 единоверческих). К глубокой печали нашей мы видим, что ныне в пределах Екатеринбургской епархии приходов менее чем в то далекое время. А ведь тогда не было на Урале многомиллионного населения града Екатеринбурга и других многих стотысячных городов нашей области.
Количество духовенства составляло 692 человека. И здесь наши сегодняшние данные намного скромнее.
В епархии имелось 2 мужских монастыря: Верхотурский Николаевский и Далматовский Успенский, 2 женских монастыря: Екатеринбургский Ново-Тихвинский и Верх-Теченский Свято-Троицкий и 3 женских общины: Колчеданская Покровская, Каменская Преображенская и Красносельская Введенская. Насельников при них: 150 человек монашествующих и 737 человек послушников. При монастырских училищах и приютах воспитывалось 374 человека.
В 1913 г. в Верхотурском мужском монастыре возведен самый большой в епархии и один из крупнейших в России Крестовоздвиженский собор. В нем был сооружен мраморный постамент для мощей святого праведного Симеона Верхотурского, обнесенный бронзовой решеткой, с массивной и вместе с тем изящной сенью. Сень весом 500 пудов (свыше 8 тонн) изготовлена товариществом И. П. Хлебникова в Москве по заказу Царской семьи, которая весьма почитала этого угодника Божия.
Ко дню освящения сени из Екатеринбурга в Верхотурье предпринято паломничество. В Ново-Тихвинском монастыре была специально написана икона великомученицы Екатерины, предназначавшаяся в дар Верхотурью. На полях были изображены чтимые иконы екатеринбургских храмов. 6 мая около тысячи человек двинулись в путь. Постепенно количество богомольцев увеличивалось. К 16 мая их было уже около 5 тысяч человек. 24 мая, пройдя пешком 378 километров, паломники вступили в древнюю столицу Урала. 25 мая состоялось освящение сени и раки. 27 мая был освящен левый придел Крестовоздвиженского собора в честь праведного Симеона, после чего святые мощи были торжественно перенесены в собор из Николаевского храма.
В июле 1914 г. на Урале в сопровождении сестер Марфо-Мариинской общины побывала великая княгиня Елисавета Феодоровна. Большую часть времени своего паломничества она посвятила верхотурским монастырям.
В 1917 г., в канун революционных потрясений, общее количество приходов равнялось 504 (465 православных и 39 единоверческих). Все приходы объединялись в 31 благочиннический округ, из которых три являлись единоверческими. Земельная собственность церквей в 1917 г. превышала 32 тысячи 303 гектара.
В епархии имелось 14 монастырей (3 мужских и 11 женских) и две женские общины, объединенных в два благочиннических монастырских округа. Количество насельников составляло 455 человек монашествующих и 2709 человек послушников. При монастырях и общинах имелось 12 церковно-приходских школ с 715 учениками. Земельная собственность монастырей в 1917 г. составляла 3 тысячи 890 гектаров.
Как мы знаем, на пороге прошедшего ХХ века, в тогдашнем обществе стало проявляться стремление строить свою жизнь без благословения Божия, без спасительной во всем Веры Отеческой. Отсюда пошли те страшные разделения, которые привели сначала к двум российским революциям, а затем к братоубийственной гражданской войне.
Революционные перемены в России сразу же затронули Екатеринбургскую епархию. 2 марта 1917 г. епископ Екатеринбургский Серафим (Голубятников) произнес в Богоявленском кафедральном соборе речь, в которой осудил слухи об отречении Государя и предложил не признавать никакого другого правительства. За эту свою попытку противостоять начинающейся смуте епископ Серафим был уволен с кафедры.
Вскоре на Урале стала разворачиваться гражданская война. Она началась выступлением чехословацкого корпуса, поддержанного повстанческими казачьими и офицерскими отрядами. По мере продвижения белых большевиками производились аресты, в том числе среди духовенства, нередко завершавшиеся расстрелами без суда и следствия. В этот период в Екатеринбургской епархии погибло не менее 45 человек: 3 протоиерея, 30 священников, 7 диаконов, 3 монаха, псаломщик и просфорня. Они открыли длинный список пострадавших от Богоборческий власти.
30 апреля 1918 г. во вторник Страстной Седмицы, в Екатеринбург была привезена семья последнего российского императора Николая II. Поскольку Царственные Страстотерпцы не имели возможности посещать ни Вознесенскую церковь, ни Екатерининский собор, находившиеся неподалеку от места их заключения, священники Екатерининского собора регулярно совершали требы в доме особого назначения. Монахини Ново-Тихвинского монастыря помогали продуктами, передавая их через охрану. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. узники Ипатьевского дома были казнены. Следующей ночью с 17 на 18 июля совершилось злодеяние в Алапаевске, где в числе жертв оказались преподобномученицы великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара.
15 июля 1919 г. из состава Пермской губернии выделилась Екатеринбургская губерния. Она практически соответствовала территории Екатеринбургской епархии. Таким образом, светская власть признала уникальность нашего региона, нуждающегося в самостоятельном управлении, отразив его в государственно-административной структуре. Как уже говорилось выше, целесообразность такого территориального разделения была осознана духовной властью тридцатью годами ранее, при образовании Екатеринбургской епархии.
В 1920-е гг. епархиальные архиереи, ввиду известных причин, менялись практически ежегодно. Среди них были и епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов) и епископ Нижнетагильский Никита (Делекторский), прославленные Архиерейским собором Русской Православной Церкви 2000 года в лике святых.
В апреле 1922 г. на Урале началось изъятие церковных ценностей. По сообщениям советской печати прошло оно спокойно. На самом деле были и выступления верующих и недовольство духовенства. Об этом говорит хотя бы то, что к ответственности было привлечено не менее трех десятков священнослужителей во главе с епископом. Епископ Григорий (Яцковский) за сопротивление изъятию был осужден на 3 года тюремного заключения.
К 1930 г. полным ходом началась кампания по закрытию храмов. В период массовой коллективизации каменные храмы стали использовать под склады зерна. В это время было закрыто около половины всех имевшихся церквей. Так, на весь Свердловск осталось лишь две кладбищенские церкви: Иоанно-Предтеченская и Всехсвятская.
Екатеринбургская губерния прекратила свое существование 3 ноября 1923 г. в связи с созданием громадной Уральской области, охватившей весь Урал от севера до юга. Но эта государственная структура была признана слишком громоздкой. В 1934 г. произошло разделение Уральской области на Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую области. В территорию Свердловской области вошла территория нынешней Пермской области. Но внутри Церкви разделение на Свердловскую и Пермскую епархии сохранялось.
В 1935 г. давление на Церковь вновь усилилось. Возобновились аресты архиереев, клириков и мирян — активных членов приходских советов. Участились случаи закрытия церквей и изъятия из них имущества. В 1935 г. ликвидирован последний в области нелегальный монастырь в деревне Сирбишиной Невьянского района.
Пик репрессий пришелся на 1937 — 1938 гг. Только за эти два года репрессировано 7 архиереев (все расстреляны), не менее 163 священнослужителей (из них 97 расстреляны) и не менее 500 мирян. Всего же в 1918 — 1944 гг. репрессировано не менее 350 священнослужителей, из них свыше 150 расстреляны.
В это время в Свердловской епархии было закрыто не менее 53 церквей, причем, без оформления каких-либо документов. Поводом для закрытия чаще всего служил арест священника или одного из членов приходского совета. Уцелевшие священники переходили на гражданскую работу. После 1938 г. на Урале не осталось ни одного епископа.
В итоге в Свердловской области к началу Великой Отечественной войны действовало только 12 православных приходов. Все они непосредственно подчинялись Москве. Митрополит Сергий (Страгородский) управлял приходами через областного благочинного протоиерея Николая Адриановского в Свердловске.
Только в 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия. Ее границы теперь включали территорию Свердловской и Курганской областей. Управляющим стал архиепископ Варлаам (Пикалов). Указом Патриарха Иоанно-Предтеченская церковь Свердловска получила статус кафедрального собора.
Приходы епархии активно участвовали в патриотической деятельности. Общее количество денежных средств, внесенных Свердловской епархией на государственные счета в 1941 — 1946 гг. составило свыше 15 млн руб.
В военные годы открывались новые приходы и к 1947 г. их количество составило 33. С 1944 г. епархией управлял епископ, затем архиепископ Товия (Остроумов). В 1957 г. Товия был переведен в Пермь, а на его место назначен епископ Флавиан (Дмитриюк).
В конце 1950-х гг. вновь усилилось давление на Церковь. В 1960 — 1963 гг. в Свердловской области было закрыто 12 церквей — почти треть имевшихся. С 1966 г. епархией управлял епископ, затем архиепископ Климент (Перестюк). В 1980 г. в связи с болезнью его сменил архиепископ Платон (Удовенко), ныне митрополит Аргентинский и Южноамериканский.
Только в 1983 г., впервые за три предшествующих десятилетия, архиепископу Платону удалось открыть приход в Камышлове.
В конце 1984 г. на кафедру был назначен аpхиепископ Мелхиседек (Лебедев). На годы его правления пришлось начало церковного возрождения епархии. В 1988 г. страна торжественно отметила празднование 1000-летия Крещения Руси. Этот год стал переломным в государственно-церковных отношениях. В 1988 г. было открыто 6 приходов и возвращено 4 храма. В январе 1988 г. был повсеместно разрешен колокольный звон, запрещенный в 1960-е гг. Были отменены правила предъявления паспорта при оформлении обрядов. Количество крещений в 1988 г., по сравнению с предыдущим годом, увеличилось в 3 раза и составило 17 тысяч.
К 1989 г. в Свердловской епархии насчитывалось 40 приходов (30 приходов в Свердловской области и 10 в Курганской). В 1989 г. открыто еще 16 приходов (11 и 5 соответственно). В 1989 г. количество крещений увеличилось еще более чем в 2 раза, по сравнению с предыдущим годом и составило 37 тысяч.
В 1991 г. городу Екатеринбургу было возвращено его историческое имя, после чего и епархия вновь стала Екатеринбургской. Знаменательной вехой в истории епархии стало возвращение мощей святого праведного Симеона Верхотурского. 24 сентября 1992 г. мощи праведного Симеона были торжественно перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. В этом же году состоялось обретение мощей блаженного Космы Верхотурского.
В 1991 — 1992 гг. Екатеринбургской епархии было возвращено еще 38 церквей (26 в Свердловской области и 12 в Курганской). В 1993 г. приходы Курганской области выделены из состава Екатеринбургской епархии в самостоятельную Курганскую епархию, а правящий архиерей получил наименование архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского.
В 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). В том же году в Екатеринбурге был преобразован в мужской монастырь приход Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь. 9 июля 1994 г. состоялось торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в возрожденную обитель. Появились новые монастыри в Алапаевске, Туринске и Кpаснотуpьинске.
В это время по инициативе епископа Никона Екатеринбургской епархией был заключен ряд соглашений с государственными структурами, которые позволили священнослужителям осуществлять свою пастырскую миссию в воинских частях, местах заключения, в учебных, медицинских и детских учреждениях. Только в рамках соглашения с Управлением исполнения наказаний ГУВД Свердловской области были созданы пять тюремных храмов и 28 молитвенных комнат. С 1994 г. стала выходить епархиальная „Православная газета“.
В 1996 г. при Вознесенском храме Екатеринбурга стало действовать первое Православное общество трезвости и организованы двухгодичные катехизаторско-миссионерские курсы для мирян, желающих посвятить себя этому служению. Было образовано Общество православных медицинских работников, в состав которого вошли три доктора наук, три кандидата наук, свыше 20 практикующих врачей, а также студенты медицинских учебных заведений.
11 сентября 1997 г. освящен первый походный воинский храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм предназначался для духовного окормления воинов, направляемых для выполнения служебно-боевых задач в разные регионы страны.
В 1999 г. Господь судил мне возглавить Екатеринбургскую епархию. Тогда в епархии было 214 приходов (в том числе один единоверческий), и 12 монастырей (6 мужских и 6 женских). Количество белого духовенства насчитывало 292 человека.
В настоящее время в Екатеринбургской епархии 364 прихода и 13 монастырей. Количество духовенства составляет 460 человек.
Из событий последних лет особое значение имеет Первосвятительский визит на Урал. В 2000 г. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, первым их Патриархов посетил Екатеринбургскую епархию. Он побывал в монастырях Верхотурья и Алапаевска, освятил Свято-Троицкий кафедральный собор в Екатеринбурге, благословил устроение мужского монастыря во имя Царственных Страстотерпцев, заложил два храма в Нижнем Тагиле, которые ныне уже возведены.
В целом ХХ столетии Екатеринбургская епархия, как и вся Русская Православная Церковь, претерпела невиданные гонения, но даже в самые худшие времена сохранила пусть и минимальное количество приходов. Сохранила благодаря простым верующим людям. Потеряв в годы репрессий епископат и большинство клириков, церковные общины сплотились вокруг немногих оставшихся на свободе священников, и продолжали возносить молитвы Богу „за всех и за вся“.
Возрождение церковной жизни стало возможно благодаря перемене государственной политики. Главной точкой отсчета явилось 1000-летие Крещения Руси. Однако политика безбожия принесла свои плоды. В наследство получены разрушенные и оскверненные храмы и монастыри. Не менее одной трети всех, имевшихся перед революцией 1917 г., церквей полностью уничтожены. Большая часть сохранившихся церковных зданий была перестроена и утратила свой первоначальный облик. Крупные монастырские комплексы частично сохранились, однако со временем пришли в полное запустение. Практически все церковные административные здания капитально реконструированы и заняты различными организациями.
Не менее важно и то, что поруганию подверглись души людей. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II так говорит об этом: „Десяткам миллионов людей была внушена мысль о том, что любая связь с Церковью, с отеческой верой „порочна“, „регрессивна“, да к тому же небезопасна для жизни и общественного положения. Печальные последствия этого мы особенно ясно ощущаем сегодня, когда видим, с каким трудом совершается духовное воскрешение нашего народа“.
С 1988 г. по настоящее время Екатеринбургской епархии возвращено 136 храмовых зданий, из них 10 в Екатеринбурге. Большинство храмов требовали реконструкции, связанной с огромными материальными затратами. Однако по милости Божией, нашлись и жертвователи. Не осталась в стороне администрация Свердловской области. В связи с 400-летием Верхотурья в соответствии с Губернаторской программой помощи возрождению этого города Правительство области приняло на себя восстановительные работы в Крестовоздвиженском и Свято-Троицком соборах Верхотурского кремля.
Благодаря помощи, оказанной различными организациями и личной инициативе прихожан, многие святыни неузнаваемо преобразились. На средства Игоря Алексеевича Алтушкина восстановлено несколько церквей и часовен, в том числе Симеоновская и Михаило-Архангельская церкви в Меркушино. На средства АО „Уралэлектромедь“ (генеральный директор Андрей Анатольевич Козицын), поднялся каменный Успенский храм в Верхней Пышме. Уральская горно-металлургическая компания помогла выстроить 7 храмов в монастыре во имя Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме и 10 храмов в различных города области. Всем вышеназванным и многим другим нашим благотворителям я считаю своим Архипастырским долгом выразить нашу признательность.
Дорогие братья и сестры! Подводя итог более чем 600-летнего периода Православия на Урале и 120-летия существования Екатеринбургской епархии, мы видим, что в самых тяжелых испытаниях наши благочестивые предки были верны Вере Отеческой и это помогало им выстоять. Это их молитвами ныне преклонен на милость Суд Божий о России: вновь мы имеем благодатную возможность открыто исповедовать Веру Православную, соборно молиться, созидать храмы и монастыри, творить дела милосердия. Можем мы и ныне отпраздновать юбилей нашей епархии.
В своем Первосвятительском послании в связи с освящением Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отечески напомнил нам, что „важно, чтобы с этого места, где пролилась кровь Святых Царственных Страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане стремятся каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси.“
Потому именно в эти торжественные дни, мы должны нелицемерно взглянуть на повседневную жизнь нашу. Сегодня для нас всех как никогда актуальны слова апостольские: „Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими“. (Евр.13, 8−9) И год празднования 120-летия Епархии да будет для нас временем устроения нашей жизни по Заповедям Христовым, чтобы быть нам достойными благочестивых предков наших, создавших добрую славу Екатеринбургской епархии».