Русская линия
Новости Югры Светлана Поливанова14.01.2005 

«Где храм — там и святость»

Рассказ протоиерея Николая Матвийчука, благочинного Ханты-Мансийского благочиния, о том, что выпускники Нефтеюганской православной гимназии в этом году проехали по святым местам округа, вызвал некоторое недоумение. Казалось, что святые места — это Дивеево и Оптина пустынь, Москва и Санкт-Петербург. Храмовому строительству в нашем округе десять с небольшим. А если говорить о старинных храмах — колыбелях преемственности нравственности, то их сохранилось с дореволюционных времен в наших краях совсем немного, единицы из них отреставрированы. И все же даровал мне Господь поездку по святым местам округа в дни Рождественского поста. «Лучше один раз увидеть», — говорят в народе.

«Там, где храм, крест, литургия — там святость», — говорил протоиерей Петр Егоров, настоятель сургутского храма Преображения Господня при встрече. Церковный актив прежде нередко меня спрашивал: «Когда же мы поедем по святым местам?» И все предлагали — съездить в Верхотурье к Симеону Верхотурскому. И вот однажды я им объявил: «готовьтесь к причастию — едем». Так мы попали на престольный праздник храма Симеона Верхотурского, что в п. Барсово Сургутского района. И такой получился праздник! «Как будто в Верхотурье побывали», — делились потом впечатлениями прихожане.

Храм Преображения Господня в Сургуте, где служит отец Петр, пожалуй, один из красивейших не только в нашем округе, но и во всей епархии. История его строительства примечательна. В первоначальном варианте храм получился невзрачный… И тогда только назначенный настоятелем протоиерей Петр обратился к городским влас-тям: изменить проект. Был создан Попечительский совет. Проектными работами стала заниматься архитектурная группа Свято-Данилова монастыря, которую возглавлял Д.Соколов. К слову, этот же архитектор проектировал еще один храм Сургута — «Всех скорбящих радость», выполненный по образцу церквей Древнего Пскова.

И главный сургутский храм воистину преобразился, представ взору очарованного горожанина в своем нынешнем великолепии и чистоте. Есть еще одна особенность у этого храма — иконы для него пишутся в иконописных школах Тобольска. Если икона создается по всем правилам и канонам, то процесс ее изготовления достаточно долгий. Одни доски должны сушиться не менее двух лет. Зато и качество таких икон на несколько порядков выше, чем тех, что пишутся в иконописных мастерских. К примеру, пока храм Преображения Господня перестраивался, закупленные в мастерских иконы, находящиеся в нижнем храме, полопались и потрескались, пришлось приглашать специалиста из Тобольской иконописной школы для их восстановления.

Я вспоминаю храмовый комплекс Воскресения Христова в Ханты-Мансийске. Как светлый, ранимый, незащищенный росток чистоты пробивается он к солнцу сквозь мусор и грязь нашего бытия. Очень непросто идет строи-тельство. «Все строится не так быстро, — будто отвечает на мои мысли настоятель сургутского храма, — ведь строится на века, надолго. И, видимо, надо набраться терпения, смирения, кротости. Все, что выстрадано, вымолено, выпрошено — дороже и ценнее».

Исторические даты свидетельствуют: одни из первых часовен, церквей появились в нашем округе на территории Сургутского уезда. С начала XVII века звучало в этих глухих местах Слово Божие. И распахивались навстречу ему сердца людей, согревая теплом в самые студеные морозы. И на эту искреннюю молитву не мог не отозваться Господь. Сегодня Сургутский район — самый храмостроительный в округе, и вполне возможно — в России. Тянутся из глубины веков духовные нити, соединяющие наших предков и нас сегодняшних, рождая в глубине души сопричастность к судьбам друг друга. И плывет благовест над Средним Приобьем, призывая православных к молитве. Может, через века и наш потомок помолится о нас…

Здесь практически в каждом поселке нефтяников и газовиков — часовни и церкви. Храм в честь мучеников Фрола и Лавра в д. Сайгатина, храм Андрея Первозванного в д. Русскинская, храм св. Николая Чудотворца в п. Белый Яр, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Лянторе, храм святого великомученика Феодора Стратилата в п. Федоровском, в честь патриарха Тихона в п. Нижний Сартым, строится церковь в честь святого мученика Трифона в п. Ульт-Ягун, храм Александра Невского в п.Солнечном. В Локосово на зоне открыт храм «Всех скорбящих радость». Строятся часовни на компрессорных станциях, символизируя вечность — пришли люди сюда не на день, не на два. Пришли жить.

В самом Сургуте, накануне нашего приезда, в день святителя Николая Чудотворца между руководством историко-этнографического центра «Старый Сургут» и приходом храма подписан договор о взаимном использовании новой церкви. Она находится на территории центра, воссоздана по образцу древних храмов. Кусочек старины, былых времен, как прикосновение к истории и корням.

Под цоколь подведен еще один храм в честь святителя Николая Чудотворца в «старом Сургуте», по инициативе врачей-травматологов строится храм в честь святителя Луки Войно-Ясенецкого, практически выстроен храм в честь Лазаря Четверо-дневного на кладбище. Частная фирма «Ремонтник-93», возглавляемая Л. Рибицкой, принимает участие в строительстве уже второго храма, не требуя при этом оплаты труда.

«В каждом освященном архиереем храме в престол закладываются мощи святых мучеников, — рассказывает протоиерей Петр Егоров. — Храм освящается ими. Каждую литургию в церкви происходит таинство Евхаристии, когда Господь сходит с небес, принося в дар свое тело и кровь. Святая вода, иконы, одежды Христовы — все это святыни. «По вере Вашей да будет Вам», — говорится в священном Писании. Святые места — они рядом. В сердце нашем. Чудо в том, что мы живем, что церкви восстанавливаются буквально из пепла, души людей преображаются.

…Ему все детство снился храм. Белоснежный, однокупольный, деревянный, со встроенной колокольней. Там, на юге, откуда он родом, таких храмов не строили, он искал — и не мог найти. Сон забывался, уходил куда-то в прошлое, а потом вновь возникал удивительно красивый образ церквушки на берегу реки. Как только началось освоение Севера, он завербовался на заработки. И однажды, проезжая по Оби, увидел этот храм из снов далекого детства. Храм был без купола, выкрашен в серую краску, но он узнал его сразу…

С Галиной Михайловной Мелешкиной мы познакомились в Нефтеюганске. Ее привезли в 50-е годы родители с первой геодезической партией. Школы в Нефтеюганске тогда не было, жили в интернате в п. Белый Мыс, а в кино ходили в Тундрино. «Клуб размещался в каком-то странном доме, — вспоминает Галина Михайловна. — Тогда я не понимала, что это здание церкви. Сейчас, вернувшись туда почти через сорок лет, — вспомнила. А потом я познакомилась с хранителем этой церкви. Ему все детство снился храм Пантелиимона Целителя. И когда он его увидел, бросил работу, заработки, купил небольшой домишко в Тундрино и стал хранителем храма, который восстановили, покрасили белой корабельной краской. И когда на него падает свет — он кажется хрустальным. В народе его так и называют — «белой лебедушкой».

Тундринская церковь — единственная сохранившаяся в Сургутском районе от дореволюционных времен, она относится к памятникам деревянного зодчества ХIХ века. Когда-то Тундрино было большим селом, более 2 тысяч дворов. Жители села были глубоко верующими людьми. Архивные документы свидетельствуют, что клир храма содержался исключительно за счет пожертвований прихожан. И реставрировали церковь всем миром. Иконостас написан в иконописных школах при духовных семинариях и Академии Москвы Свято-Троицкой лавры.

На второй день Крещения сургутяне едут в Тундрино. Говорят, там неописуемая красота. И местные жители сохранили чистоту души, которая укрепилась, очистилась в русском народе через православие. При реставрации храма случилось чудо. Был найден Типикон (недельный Устав службы), старательно завернутый в кальку. Знали, чувствовали наши предки, что возродится в этих краях православие, забьет в душах людей живительный родник веры.

…А наша машина уже несется в сторону Нижневартовска. В православной гимназии города дети и педагоги готовятся к Рождеству. Строят вертеп, горку, гимназисты издают собственные книжки с рисунками и стихами, готовятся к конкурсу рисунков. На каждой параллели гимназии будет проведено театральное представление. Лучшие чтецы, танцоры и певцы примут участие в городском празднике.

Снег пушинками кружится

У окошка моего,

Будем петь и веселиться.

Елка! Праздник! Рождество! — выводят старательно гимназисты. Мы присоединяемся к их поздравлениям. Всех с Рождеством! Пусть свет Вифлеема воссияет в каждой семье!

А поездка по святым местам округа продолжается…

Историческая справка

В конце лета — начале осени 1594 года на правом берегу Оби поднялись стены и башни «Сургуцкого града». В считанные недели поставили крепость, «срубили» церковь. «Первоначальным» для Среднего Приобья был сургутский Троицкий храм, некоторые источники называют год его строительства — 1605. В 1781 году, согласно официальным епархиальным сообщениям, в уездном городе Сургуте было закончено строительство каменной Градо-Сургутской Троицкой церкови с главным престолом во имя Святой Живоначальной Троицы и двумя приделами: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя святителя и Чудотворца Николая. А к концу ХIХ века в Сургутском уезде, входившем тогда в состав одного благочиния, было уже 8 церквей, из них — 2 городские и 6 — сельских: Тундринская, Локосовская, Ларьякская, Нижне-Лумпокольская, Верхне- Лумпокольская и Юганская.

6.01.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика