Русская линия
Le Figaro Александр Адлер14.01.2005 

Израиль-Палестина: чего опасаться, на что надеяться?

Один вопрос у всех на устах: сможет ли Махмуд Аббас (Абу Мазен (Abou Mazen)) добиться успеха? Как и любой другой, я хотел бы ответить утвердительно, но как во всяком хорошем вестерне, прежде чем праздновать победу «хороших парней», для начала надо оценить силу «плохих». Ибо первая составляющая этой партии злодеев, которых мы не будем называть «осью зла» — чтобы не спешить уподобляться президенту США! — не принадлежит, как таковая, палестино-израильскому конфликту. Речь на деле идет о ливанской организации «Хезболла», главном движении шиитской общины этой страны и о вооруженных формированиях, располагающих лагерями на северной границе Израиля, и органично связанных с иранской властью и спецслужбами Тегерана.

«Хезболла» колеблется, пытаясь определить свою стратегию в новом раскладе сил на Среднем Востоке. Глава и покровитель организации, шейх Фадлалла (Fadlallah), очень близкий к верховному лидеру исламской республики Иран, Али Хаменеи (Ali Khamenei), все более склоняется к превращению своего интегристского ополчения в настоящую политическую партию, которая вела бы свою игру в рамках обновленной ливанской демократии. Сам он, похоже, проявляет все больший интерес к межрелигиозному диалогу (конечно, в основном, с христианами) и планирует, во всяком случае, в разговоре со своими партнерами, уход из Эн-Наджафа в Ираке. Диалог ведется с Ватиканом и шиитами, отныне вернувшими свои права благодаря благоволению американцев к их легитимным представителям. Фадлалла стремится продолжить в духовном успокоении свои философические исследования.

Говоря это, мы имеем в виду, что Фадлалла сегодня очень близок к умеренности в вопросе выборов, умеренности, проявляемой аятоллой Систани (Sistani), которого напрямую поддерживает Тегеран. Только политический лидер «Хезболла», Хасан Насралла (Hassan Nasrallah), не менее хитрая лиса, настроен на несколько иную волну: он нашел общий язык с фронтом партий сепаратистов — друзов, христиан и суннитов, пытающихся вырвать свободу, которая дорого обойдется сирийскому режиму, пребывающему в упадке сил. Насралла не только поддержал попытку антиамериканского восстания муллы Моктада Аль-Садра (Moqtada al-Sadr) в Ираке, летом 2004 года, — его телеканал «Аль-Манар» в последнее время напоминает шиитский «Аль-Джазира», призывая к священной войне против американцев и к тотальной ненависти к евреям. Тегеран стоит на тех же позициях? И да, и нет.

Иранские муллы также заинтересованы в том, чтобы скрыть масштабы своего тактического сближения с американцами на иракской почве, они проявляют видимость жесткости, что им не дорого обходится, — на ливанской почве. Со дня на день можно ждать, что Насралла сблизит свои позиции с умеренным Фадлаллой и даст те же гарантии безопасности государству Израиль. Но на данный момент все совсем не так: все течения иранской мысли согласны сделать из «Хезболла» и своих палестинских союзников предмет торговли планетарного масштаба, где, прежде всего, вопрос стоит о свободе действий в ядерных программах.

Ибо Израиль, который развернул подводную лодку, вооруженную крылатыми ракетами с ядерными боеголовками, в море Оман недалеко от иранских берегов, каждодневно предостерегает всех тех, кто попытался найти общий язык с Ираном и достичь стабилизации Ирака, — например, Колина Пауэлла (Colin Powell) в Вашингтоне — от проявления слабости в ядерном вопросе.

По мнению многих, в Вашингтоне наблюдается своего рода борьба между союзниками Англии, весьма расположенными к диалогу с Тегераном, и союзниками Израиля, решительно настроенными действовать против иранского режима методами устрашения. А от исхода этого противостояния зависит и поведение братьев мусульман из «Хамас» в Палестине. Дело иранского судна «Карин-А», арестованного в Красном море израильскими морскими силами в начале 2002 года, позволило определить масштабы политических альянсов (а также материально технических связей) между различными палестинскими движениями, исламистами и националистами «Хезболла» и спецслужбами Тегерана.

Конечно, ХАМАС, полностью суннитская организация, целиком солидарная с джихадистами Фаллуджи, с которыми она постоянно якшается в Дамаске, все меньше доверяет иранцам и все больше впадает в зависимость от бессистемно действующих сирийских спецслужб. Кроме того, если Тегеран заинтересован в беспорядках в Ливане и на израильской границе, то «Хезболла» сделает все, что для этого нужно и втянет в это дело, по крайней мере, одну из фракций ХАМАС. Добавим, по ходу дела, что в этот период нефтяного половодья нет недостатка в средствах для того, чтобы набрать наемников и вооружить их. В то же время, можно полагать, что саудовское (и даже египетское) влияние на ХАМАС, скорее всего, поспособствует тому, чтобы убедить политического лидера этой организации, Халеда Мешааля (Khaled Meschaal), пребывающего в изгнании в Дамаске, попытаться де-факто добиться прекращения огня, что ловко предлагает ему Абу Мазен, который, являясь намного более современным политиком, чем был старый деспот-националист Арафат (Arafat), полностью согласен на существование реального политического плюрализма внутри строящегося Палестинского государства.

Парадоксально «но в гниющем садке» различных вооруженных отделений «ФАТХ», возможно, гнездятся самые непримиримые враги Аббаса, самые отъявленные террористы, которые способны заключить альянс с непреклонным генеральным секретарем старой националистической партии Каддуми (Kaddoumi), обагрив палестинскую внутреннюю политику кровью израильских граждан.

Но самая главная трудность, возможно, связана с Израилем. Это не изначальная жесткость Шарона (Sharon), который требует прекращения терактов и возвращения к подлинной нормализации, прежде чем совершить знаковый жест (освобождение заключенных и снятие блокпостов) — проблема не в этом. Играя в «плохих полицейских», и отказавшись от чрезмерных обещаний даже для внутренней оппозиции Абу Мазена, Шарон, напротив, упрощает задачу своих будущих партнеров из Палестинской Автономии. Настоящая трудность происходит, скорее, от преднамеренной или искренней наивности тех, кто требует от Абу Мазена действовать быстро — в Израиле таких много среди левых.

Следует понять этот сложный момент: нынешние палестинские руководители способны на многое в плане безопасности, действуя очень точно, чередуя силу и хитрость. Но в символическом плане они все еще не могут ничего. Если потребовать от отважного полковника Дахлана (Dahlan), харизматического лидера сил безопасности в Газе, ликвидировать, действуя, как тать в нощи, бунтовщиков ХАМАС или «Бригад Аль-Аксы», он без проблем будет готов это сделать, но если израильтяне сдержат свои обещания. Если потребовать от Махмуда Аббаса — много раз проделывавшего это при куда более трудных обстоятельствах, — торжественно осудить терроризм и арестовать молодых людей, которые только и делали, что повиновались приказам Арафата и шейха Ясина (Yassine), — все равно будут поставлены условия, которые сделают невозможным дальнейшее потепление.

Можно многое требовать от палестинцев, но не публично. Только когда постепенная нормализация будет способствовать усилению умеренных, склонит чашу весов в их сторону, но еще не до конца, только после этого можно ожидать более ясных деклараций с палестинской стороны. Ожидать реакции под предлогом юридической строгости и ничего не делать, чтобы ускорить нормализацию — было бы грубой ошибкой, но есть еще последний ресурс, о котором никто не любит говорить в Израиле сегодня. Этот ресурс может решающим образом упрочить позиции Махмуда Аббаса, но вызвать почти неизбежное сопротивление огромного большинства израильского населения и меньшинства (но решительного) поселенцев в Газе и на Западном берегу реки Иордан.

Некоторые из них хотят посеять между евреями семена гражданской войны. Ужасная констатация — когда израильская кровь прольется по вине других евреев, тогда многие палестинцы поверят в искренность израильтян в вопросе мира, сегодня они оказывают Ицхаку Рабину (Yitzhak Rabin) такое почтение, какого он никогда не знал при жизни. Вот так идут дела здесь, и иногда нужно большое зло, но в малой дозе, чтобы все закончилось «хэппи-эндом», о котором речь шла в начале статьи.

13 января 2005
Перевод опубликован на сайте ИноСМИ.Ru


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru