Русская линия
Аргументы и факты Анна Андрушевич14.01.2005 

Преступление и наказание?
СТРАШНЫЕ вещи рассказывают старики этнографам, фольклористам, историкам о тех людях, кто разрушал храмы, уничтожал иконы. Многие реальные истории уже превратились в сказания


«КОГДА у нас церкву рушили — иконы все сложили и жгли. Все плакали. А тут все стоят, и моей бабке из костра икона как будто вылетела, Богоматери икона. Она ее потихонечку подобрала и домой унесла. И вот веришь — нашу семью, а нас много, все беды обходят. Вот ни отец, ни дядья на войне не побиты, целы все и старыми умерли. Это от иконы. А тот мужик, что иконы жег, так у него и жена млада померла, и дети, а сам потоп в болоте. У нас тут болото, но там тропа есть — не потоп никто от века, а он потоп».
* * *
«Екатерининский собор разрушали. Родионов, Антонов. Бог наказал — они умерли. Его рушили, чтобы взять кирпич на строительство, а после два года вывозили один щебень».
* * *
«Село от нас 15 километров, в Дубенках-то. Кто церкву разрушал — все погибли не своей смертью: кто спился, кто удавился, кого задавило машиной. Бог наказал».
* * *
«Свои мужики колокола сбрасывали. Так Иван как колокол сбросил, так то ль об веревку споткнулся, то ль что, а сорвался и полетел. Убился насмерть сразу. А второй спустился и вроде все, а на следующий день оглох. А знаешь, того, кто грузил язык колокола на лошадь, удар хватил, и оправился потом, а язык не вернулся. Вроде как он церковь-то обезъязычил, так и Бог его наказал».
* * *
«Вот ты думаешь, я от старости глухая? Нет, Бог наказал. У нас, в Ликине, церкву рушили. Так мой отец, он партейный был, на колокольню полез и колокола сбрасывал. Так он на колокольню полез, все слышал, а с колокольни слез — оглох. Так не только он, мы все глохнуть стали».
* * *
«Кирпичи от церквы под фундамент брали, а мой отец был сильной веры. Мы начали строить, надо хоть фундамент под дом, а отец говорит: „Нет, доченька, не трогай ни кирпичика с церквы. Это не будет пожитья никому“. А соседи наши сделали сарай и погреб из церквы, и как только сели на мотоцикл, перевернулись и разбили ребенка, одиннадцать лет, — какое горе. Через двор — тоже сарай и погреб из церквы сделали. Пошел сын в армию — и погиб. Привезли забитого, и не вскрыли ничего. Все тут так ломали, наломают и кому-нибудь продадут. Кто только не брал кирпич — беда неизбежная».
--------------------
Эти воспоминания были опубликованы в сборнике «Фольклор Судогодского края», однако историки записывают подобные истории и в Беларуси, и в России, и в Украине — везде, где в советские времена разрушались храмы. Ученые считают, что фольклор таким образом переосмысливает события тех времен и выставляет им моральную оценку. А в Экзархате Белорусской православной церки представили «АиФ» позицию православия по этому вопросу:

«Подобные свидетельства не являются предметом фольклора. В абсолютном большинстве случаев они совершенно достоверны, ибо основаны на биографиях реальных людей, имеющих имена и фамилии, место и время жизни. История ХХ века, действительно, изобилует примерами ужасных последствий, которые настигали воинствующих богоборцев и разрушителей Церкви. Апостолу Петру принадлежат слова: «Кто кем побежден, тот тому и раб». Помимо всего прочего, это означает, что творящий зло становится рабом зла, им же самим содеянного. Не удивительно, что зло, выпущенное им на свободу, возвращается к нему, подобно бумерангу, и поражает его самого. Кроме того, для осознания человеком своих грехов и преступлений Господь нередко попускает ему пережить то, что он причинил другим людям.

АиФ в Белоруссии
N 01−02 (241) от 12 января 2005 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru