Русская линия
Новые Известия Михаил Поздняев14.01.2005 

Бог после шторма
Перед лицом стихии все религии мира оказались равны

Вода не пощадила местные святыни.
Если перефразировать знаменитую формулу «Христианство после Освенцима», можно сказать, что сегодня перед всеми верующими встала проблема «Бог после шторма». Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии размыло не только берега семи стран — обнажило человеческие сердца, вскрыв таящиеся в них жертвенность и своекорыстие, любовь и подлость. И надо понять: как с этим жить дальше.

В подобных случаях даже омертвевшие души ищут символы, знамения. Для погрузившегося в каникулярное веселье человечества такими знаками внезапного отрезвления, осознания хрупкости и оттого бесценности жизни стали купальщики, завороженно глядящие на стену морской воды, которая летит на них со скоростью несколько сот миль в час, как на экзотический аттракцион. Или разнеженные от сеанса тайского массажа «братки», в ответ на истошные вопли: «Сэр, идет вода! Очень большая вода!», приказывающие девушкам продолжать приятную процедуру. Или молодожены, эвакуированные на зимнюю родину в одних пляжных принадлежностях…

Слаб человек. И прав председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев): «Мало кто связывает апокалипсическую картину разрушений от цунами с наказанием за грех… Эту простую религиозную истину, явленную нам в знамениях времени, нужно понять и усвоить».

В унисон русскому иерарху стращает свою паству один из индонезийских исламских лидеров: «Цунами — воздаяние Бога за грехи человека. Может быть, мы совершили плохие поступки или забыли о чем-то, забыли Аллаха или забыли о молитве».

С богословской точки зрения в этих высказываниях ничего нового. Мир погряз в грехе, и каждый пожар, эпидемия, цунами — всего-навсего девятый вал захлестывающего нас всех зла. Так думали и до нашей эры, так думают и в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова.

Но даже если это так, надежда умирает последней. И в противовес вышеперечисленным символам грешного и беззащитного человечества из потока все прибывающей информации всплывают младенец на пляжном надувном матрасике, найденный родителями, смытыми цунами, в том самом кафе, на том самом месте, где их разлучила беда. Или девочка, двое суток плававшая в океане, уцепившись за обломок двери стертого с лица земли дома. Наконец, образ новорожденного Спасителя, спящего в хлеву, продуваемом зимним ветром, в бескрайней пустыне, — разве не витал он зримо над океаном в конце декабря, как раз в рождественские дни?

После того как схлынула волна, мир стал другим. Он стал меньше — наверное, поскольку волна была уж очень большая. И до потерпевшего бедствие рая земного — что от Ватикана, что от Москвы, что от Греции, что от Канады — оказалось рукой подать.

В первое воскресенье нового года Папа Римский Иоанн Павел II призвал верующих не терять надежду перед лицом разрушительной стихии: «Бог никогда не покидает нас, даже в самых трудных и болезненных испытаниях». Папа распорядился направить в Шри-Ланку, Индию, Таиланд и Индонезию гуманитарную помощь в объеме 6 млн. долларов и несколько десятков волонтеров — членов католических организаций, которые займутся распределением этой помощи. Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий (Элладская Православная Церковь) обратился к верующим с призывом поддержать акцию помощи жертвам цунами. В ходе проведенного по инициативе Церкви 24-часового телемарафона греками было собрано около 20 млн евро. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II распорядился начать сбор средств в помощь пострадавшим по всем епархиям РПЦ. «Будем помнить, — подчеркнул патриарх, — слова Иисуса Христа, которые Он произнесет на Страшном Суде: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

А вот канадские буддисты из восточного предместья Ванкувера и вовсе продали свой храм, а полученные от продажи 500 тыс. долларов перевели Красному Кресту для помощи жертвам азиатского цунами. Настоятель храма заявил, что подарок сделан отчасти в благодарность жителям Филиппин, Индонезии и Малайзии, которые помогли ему и другим беженцам спастись от преследования вьетнамских коммунистов.

Воистину «Бог не в бревнах, а в ребрах». И в роковые минуты храмы превращаются из Домов Божьих в места обитания людей — со всеми отсюда вытекающими… Две таиландские пагоды превратились в морги. Мечеть в одном из селений индийского штата Тамил Наду стала приютом для 200 семей, лишившихся крова и пропитания. Примечательно, что большинство из этих людей — индуисты.

Однако не обошлось и без ложки дегтя. Неизвестные воры украли более 13 тыс. евро, предназначавшихся пострадавшим, из ризницы церкви святого Патрика в городке Баллихаунис на западе Ирландии…

Между прочим, храмы, так же, как пятизвездочные отели и жалкие лачуги, волна стороной не обошла. Экспертам ЮНЕСКО потребуется пять-шесть недель, чтобы оценить ущерб и выработать программу спасения памятников. Но уже сегодня известно: претерпел разрушения Храм Солнца в Конараке, один из выдающихся индуистских памятников архитектуры XIII века. Сильно пострадал уникальный храмовый город VII века Махабалипурам на побережье Бенгальского залива. Поврежден крупнейший в мире барельеф с изображениями людей, зверей и богов, купающихся в священных водах Ганга. Но им все же больше повезло, чем тем нескольким сотням буддийских монахов, которые вздумали в день цунами совершить ритуальное омовение — и были унесены в океан. Цел и невредим остался ковчег с волосами Будды, хранившийся в ланкийской пагоде Мау Тин Цун. Не пострадала и одна из древнейших статуй Будды в Шри-Ланке.

Все здания в округе поминай, как звали, а изваяние божества в эпицентре катастрофы уцелело.

Не хочется думать, что на его лице написаны презрение и гнев.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru