Страна.Ru | Иван Преображенский | 05.01.2005 |
Россия сегодня одна из немногих христианских стран, где Рождество отмечают 25 декабря по юлианскому календарю (7 января по новому стилю) — вместе с нами так поступают болгарская, сербская, иерусалимская и еще ряд более мелких церквей — все они не перешли на григорианский календарь. Кроме того, во многих странах, например в Греции или Польше, большинство православных также праздную Рождество именно 7 января, несмотря на то, что там православные церкви живут с начала 20-века по новому стилю.
Сложнее всех приходится сегодня армянским христианам, которые единственные в мире празднуют Рождество по традиции первых веков христианства, а именно вместе с Крещением, в ночь с пятого на шестое января. Мало того, Армянская апостольская церковь обычно пользуется календарем той страны, в которой находится конкретный приход, поэтому в Европе и Америке большинство армян празднуют Рождество 6 января по новому стилю, в то время как в России и в самой Армении большинство последователей армянской церкви отмечают этот праздник 6 января по старому стилю, то есть 19 января по светскому календарю.
День празднования — это не единственное и даже не главное отличие на сегодня отличие в традиции празднования Рождества в России от всего остального христианского мира. На Западе является главным праздником, но при этом с начала 20-го века оно все больше теряет черты религиозного праздника и превращается в светский — в аналог Нового года, который отмечается в Европе значительно более скромно.
В России все иначе. После прихода к власти большевиков христианские праздники были исключены из официального календаря, а атрибуты этих праздников также попали под запрет. Например, рождественская елка не сразу стала новогодней. Долгое время она вообще была под запретом, и лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки — правда уже не рождественские, а новогодние. И звезды на ее верхушке стали по-советски пятиконечными, а вовсе не семиконечными как ранее, когда им положено было символизировать ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов.
Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. СССР оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне светским праздником. И после развала Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие.
Надо отметить, что сложности с Рождеством есть не только в России, но и в ряде других стран, где живет много христиан. У нас, по крайней мере, Борис Ельцин еще в 1991 году объявил 7 января выходным днем, что значительно облегчило жизнь верующим. А вот, например, в Египте копты, численностью около 10 миллионов человек, исповедующие христианство монофиситского толка, были долгое время лишены возможности публично праздновать Рождество, поскольку большинство населения страны исповедают ислам. Лишь в 2003 году правительство объявило этот день выходным. А в Латвии все еще сложнее — там около 40% населения является русскоязычным и среди них большинство православных или старообрядцев. Но при этом власти страны в 2002 году отказались сделать 7 января выходным днем и пойти на встречу представителям одной из традиционных конфессий страны.
Истинно верующие православные в России готовятся к празднику рождения Иисуса Христа, в течение сорока дней соблюдая Филипповский, он же Рождественский пост.
Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства и завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия праздника 6 января, проводится в строгом посте и называется сочельником или сочевником; в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво, приготовляемое из сушеных хлебных зерен, размоченных водой. В навечерие Рождества совершаются Царские Часы, Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог» и церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово. Именно православные верующие составляют большинство тех, кто празднует Рождество, хотя, надо отметить, что к ним присоединяются и большинство протестантов, проживающих на территории нашей страны.