Русская линия
Православие.RuПротоиерей Игорь Собко05.01.2005 

Дать личности достойное воспитание
Интервью c протоиереем Игорем Собко, клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Днепропетровска, руководителя центра православной культуры «Лествица»

— Отец Игорь, Вы руководите студией, которая занимается созданием православных телепрограмм. В прошлом году детская программа «В гостях у Дуняши» победила на первом Всеукраинском фестивале православных теле- и радиопрограмм «Покров». Студия становилась лауреатом фестиваля «Православие на телевидении», проводимого православным обществом «Радонеж». Как сейчас развивается ее деятельность?

— Хочу добавить, хотя это, может быть, нескромно, что и в этом году мы стали победителями на Всеукраинском фестивале «Покров», были отмечены и на фестивале «Радонежа». В этом году мы выставляли на конкурс новое информационное обозрение «Седмица». Это программа выходит раз в неделю — по субботам, в девятнадцать часов вечера на нашем местном канале, а затем повторяется в воскресенье. Хронометраж программы — 20 минут, а в эфире мы уже два месяца. Программа «Седмица» состоит из новостей православного мира. В ней также дается обзор православных Интернет-сайтов. Обязательно присутствует специальный репортаж на актуальную нравственную тему. В разделе «Общество» освещаются темы науки, культуры, медицины. Устами верующих людей — специалистов в этих сферах, излагаются интересные сведения, которые полезно знать любому человеку. Вместо прогноза погоды у нас идет церковный календарь на следующую седмицу. Конечно, говорить о телепрограмме сложно — лучше хоть один раз ее посмотреть. Этот проект сознательно создавался для нецерковных людей. Сознательно мы поставили его в такое время, когда верующие люди молятся в храме на всенощном бдении, а утром в воскресенье на Литургии. «Седмица» адресована светским людям — тем, кто пока находится вне православного храма. При создании программы мы применяли самые современные компьютерные 3D-технологии изображения. Подача информации осуществляется в полном соответствии с теми требованиями, которые существуют на телевидении, на региональных и даже центральных каналах Украины и России.

Как правило, если по телевидению идет православная программа, на экране сразу появляются крест, колокола, купол, звучит хоровая музыка. У нас все немножко по-другому. Не стоит зацикливаться на том, что если мы православные, то в каждом сюжете и в каждой программе обязательно должны присутствовать крест и икона. В «Седмице» присутствуют те символы, которые отражают ее православную сущность, но и на слух и на глаз она не выбивается из того формата, который диктует современное телевидение. Музыку для программы мы также подбирали современную и динамичную, которая сразу настраивает человека на бодрый позитивный лад.

Наша задача заключалась в создании программы, которая увлекала бы зрителя, чтобы он, оставаясь у экрана, не переключался на другой телеканал. Думаю, это получилось. Аудиовизуальный ряд на экране выстроен довольно легко для восприятия, он не вызывает напряжения и отторжения. Человек, начиная смотреть «Седмицу», только через двадцать минут осознает, что впитал в себя православную информацию. В этом заключается наш стратегический ход.

— Интересно: это ход был придуман творческим коллективом студии или это условие канала, поставившего программу в свою сетку вещания?

— Нет, это стратегия нашего Центра «Лествица». Мы трудимся, прежде всего, для людей вне Церкви, соответственно, должны найти возможность, чтобы нас услышали, по крайней мере, могли слушать, чтобы мы могли удержать внимание аудитории. Наша задача — не привести человека в Церковь, а хотя бы подвести к порогу православного храма. Хорошо, даже если мы своей работой будем просто способствовать тому, чтобы человек стал уважать свое Отечество, религиозные убеждения других людей, родную культуру и искусство, чтобы он оставался порядочным, нормальным гражданином своей страны. Скорее всего, наша задача формулируется так: дать личности достойное воспитание. Это — немаловажно. Духовная зрелость к каждому человеку приходит в свое время, в каждом есть частичка святости, каждый несет в себе образ и подобие Божие. Божий Промысел печется о каждом человеке. Не все с детства приходят в православный храм: кто-то переступает церковный порог в шестнадцать, а кто-то в шестьдесят лет.

— Я знаю, что Ваш коллектив заботит не только воспитание взрослых, но и судьба подрастающего поколения. Этому служит детская программа «В гостях у Дуняши» — победительница прошлогоднего Всеукраинского фестиваля «Покров».

-Я убежден, что дети — это наше не будущее, а настоящее. Концепция Центра «Лествица» — трудиться для детей возрастом от 4 до 13 лет. Возле этих детей есть родители, бабушки и дедушки и, я думаю, им тоже бывает полезна та информация, тот подход, который заложен в нашей детской программе. «В гостях у Дуняши» продолжает выходить в телеэфир ежедневно, но она приобрела несколько иной вид по сравнению с тем, что было на первом этапе. Это уже не просто телерассказы на религиозные темы и русские сказки, программа имеет более поучительный и воспитательный характер. Человек, который работает над ее сценарием, прежде всего, педагог. Конечно, у нас говорится о великих и двунадесятых церковных праздниках, но, в основном, это программа для всех детей, а не только из верующих семей. Дети все — ангелы Божии. Мы делаем детскую программу так, чтобы любой человек мог ее смотреть.

Очень хотелось бы, чтобы эти программы имели широкую зрительскую аудиторию, чтобы они приносили больше пользы. К сожалению, сегодня с этим еще есть проблема. Даже хороший православный телепродукт пока не бывает востребован в полной мере крупными телеканалами России и Украины. Для себя я нашел такой ответ: разве апостолы проповедовали сразу на весь мир? Нет, каждый из них имел свой регион для проповеди, трудился там, куда призвал его Господь. Нас Господь призвал быть в Днепропетровске, и слава Богу! У нас есть реальная возможность влиять на умы и проповедо-вать посредством телевидения трем — четырем миллионам человек.

— Есть ли у Вас обратная связь со зрителем? Известно, сколько людей смотрят Ваши программы, как они реагируют?

— Обратная связь есть. В первый год мы, размещая детскую программу на городском канале, платили за эфир. Она выходит в 20.50, это эфирное время очень дорого стоит. Обычно в эти часы идут развлекательные шоу, где можно выгодно разместить рекламу. В этом году генеральный директор телеканала сообщил, что платить за эфир уже не надо, и это является лучшим свидетельством того, что наша программа «В гостях у Дуняши» популярна у зрителей.

— Какими силами вы ее делаете?

— Коллектив студии небольшой — в штате четыре человека. Сама студия действует при Центре православной культуры «Лествица». Программа «В гостях у Дуняши» существует уже два года, а сам Центр был создан по благословению Владыки Днепропетровского и Павлоградского Иринея и официально зарегистрирован в 1999 году. Все начиналось с Воскресной школы, которая сначала насчитывала тридцать пять учеников, а сейчас их уже двести пять. Потом открылась православная библиотека. В основном, ею пользуются студенты и читающая молодежь. Позже мы открыли гуманитарную школу, затем запустили интернет-сайт «Лествица» (www.lestvitsa.dp.ua). Наконец, взялись за реализацию телевизионного проекта, который, конечно, очень сложен и занимает много времени. С нашей студией тесно сотрудничают журналисты городских телеканалов Днепропетровска, для чего мы учредили специальный гонорарный фонд. Они сами предлагают свои сюжеты и темы, с учетом наших требований.

— В этом году студия участвовала в первом Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». Каковы Ваши личные впечатления?

— Все журналисты, и церковные, и нецерковные, давно ожидали такой встречи, такого форума. Хотя «Вера и слово» обозначалась учредителями как фестиваль, но и Святейший Патриарх Алексий, и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, и другие участники говорили, что это, скорее, форум. Региональных фестивалей у нас сегодня много, но они могут рассматриваться как вехи на пути, как островки в море, а фестиваль «Вера и слово» смог объединить всех. Православные журналисты сегодня работают в разных условиях и у каждого есть достижения и успехи, есть и проблемы и трудности, о которых можно было поговорить.

Очень радостно, что сейчас мы услышали мощный голос Московской Патриархии. Обычно такие акции проводились православными братствами и общественными организациями, которые благословляла на это Церковь. Сегодня Она взяла инициативу на Себя. Под Покровом Церкви, с участием Синодальных отделов можно быстрее преодолеть проблемы, встающие перед православными СМИ.

Фестиваль мне очень понравился. Были прекрасные пленарные заседания. Впечатлили выступление Святейшего Патриарха Алексия и доклад митрополита Кирилла, который затрагивал очень важные темы взаимодействия СМИ церковных и светских. Очень насыщенной была секционная работа, где можно было подискутировать, поспорить, поделиться опытом. Очень бы хотелось от фестиваля конкретных результатов. Важно, чтобы появились продюсеры, заинтересованные в продвижении качественных православных телепродуктов: если программа или фильм были отмечены на фестивале, то нужно давать им «путевку в жизнь».

Сегодня журналисты, воцерковившись, сразу почему-то захотели делать сугубо церковные программы, а потом начали сетовать, что тяжело найти спонсоров, тяжело разместить программу в эфире, потому что она нерейтинговая, ее никто не смотрит. Думаю, мы не можем найти спонсоров и не можем попасть в сетку и в хорошее время вещания оттого, что, наверное, предлагаем не то, что нужно, не можем заинтересовать зрителя. Нужно четко представлять себе, для кого мы их создаем. Я призвал коллег-журналистов: ребята, попробуйте сделать детскую программу, они сегодня в дефиците. Поверьте, ни один благотворитель не откажет в том, чтобы поддержать такую программу, тем более, если она будет выходить в эфир каждый день. Но все это при условии, что она будет профессионально сделана.

Не спорю: должны быть сугубо церковные программы о праздниках, храмах, монастырях, о повседневной жизни Церкви. Все это должно быть, но следует помнить, что сегодня телеэкран диктует свои законы, которые мы должны соблюдать, если хотим быть услышанными.

— Иной раз приходиться видеть региональные телепрограммы православной тематики, где ведущий — священник, или вполне современная женщина, непременно в платочке и с иконой на заднем плане. Но присутствие в кадре церковных атрибутов не спасает такие передачи, если они построены непрофессионально.

— Православным журналистам нужно писать или создавать телепроекты просто для нормальных людей, с которыми мы живем рядом и встречаемся каждый день. Наши программы должны избегать фальши и искусственности, излишнего пафоса. Надо искать героев передач, находить новые оригинальные формы подачи материала, чтобы это было интересно обычному зрителю. В нашей программе «Седмица», например, был сюжет о пятнадцатилетней девушке. Однажды, возвращаясь с работы, а она зарабатывает тем, что поет в кафе, она шла через парк и услышала звуки, показавшиеся ей мяуканьем кота. Девушка через темноту пошла на эти звуки и обнаружила на земле сумку, в которой лежал новорожденный ребенок — девочка нескольких дней от роду. Девушка не бросила ребенка, взяла его и отнесла в больницу. Найденную девочку назвали в честь брата её спасительницы — Евгенией, а фамилию дали Сумская, потому что нашли ребенка в сумке. Когда мы снимали сюжет об этой девушке, у меня самого сердце упало: ну и вид! А внешне она выглядит очень «круто»: вся раскрашенная, с одной серьгой в ухе. Пообщавшись же с ней, я понял: она пока просто не осознает, зачем стремиться внешне выглядеть именно так, но, вместе с тем, какая она смиренная! Ей говорят: ты такой поступок совершила, спасла жизнь ребенку, а она отвечает: ничего особенного, на моем месте мог бы быть любой другой человек. Думаю, неважно, с серьгой она или нет, но своим поступком она подала добрый пример для сверстников и не только сверстников, которые будут смотреть программу.

Если мы делаем сюжет, мы должны жить в нем, должны уметь видеть в каждом событии действие Божия Промысла. Собратьям-журналистам на форуме я привел такой пример: обычно на телевидении требуется подача темы, которая сразу бы шокировала зрителя. Например, сюжет: шел человек по улице, упал в открытый люк, крышка с которого была украдена, и сломал ногу. Дальше начинают раскручивать: люк украли, милиция занялась поисками похитителей, обнаружила в каком-то гараже склад, где нелегально принимают металлолом. А ведь можно комментировать ту же самую информацию совершенно по-другому. Можно обратить внимание зрителей на то, что Бог сохранил жизнь этому пострадавшему, кормильцу своей семьи. Он ведь мог убиться насмерть, а Бог его сохранил. Разве это не чудо? И подать сюжет можно так, чтобы у того, кто украл люк, что-то в душе проснулось, чтобы он задумался над последствием своего поступка, а может быть, больше этого не делал. Криминальный, на первый взгляд, сюжет уже приобретает совершенно другой характер.

Необходимо, чтобы наш труд с пером в руках или на экране был воспринят обществом, чтобы язык журналиста был понятен тем, с кем мы хотим говорить, с тем, кто нас смотрит и слушает. Я думаю, очень важно, чтобы на экране присутствовал Человек, который, действительно, несет в себе образ Божий. Тогда он будет интересен другим.

С протоиереем Игорем Собко беседовала Ольга Кирьянова

04.01.05.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика