Русская линия
НГ-Религии Надежда Муравьева31.12.2004 

Кто выживет после потопа
Символ тайной свободы можно поймать на удочку


Об авторе: Надежда Владимировна Муравьева — журналист и переводчик.

Всю свою жизнь человечество проводит в мире переплетающихся, сливающихся, выступающих вдруг с особой значимостью символов. Мы порой не особенно задумываемся над тем, что древний символ — штука мощная, очень похожая на ларец с секретом. Нет-нет, вовсе не на ларчик Пандоры, из которого вырвалась на волю всякая нечисть, а скорее на музыкальную шкатулку или детский новогодний набор: под одной крышкой оказываются бездны интереснейших смыслов, сочетания удивительные и волнующие.

Символы вроде воды, креста, дерева или рыбы до того привычны нашим глазам, что как-то не приходит в голову их особая связанность между собой.

Начнем, например, с того, что рыба — один из древнейших символов плодородия, вновь рождаемой и пестуемой жизни. Эти молчаливые существа — обитатели воды, стихии, «жидкости, все проверяющей», как говорил Платон. Вода — это жидкое подобие света, циркуляция крови, т. е. самой жизни в недрах земного тела в отличие от сухости и неподвижности смерти.

У евреев «воды Торы» — животворящие воды священного закона, наследия предков. У буддистов текучесть вод олицетворяет мир материальный, посюсторонний, и поэтому понятие «пересечение потока» обозначает прохождение через марево и переменчивость иллюзий, чтобы выйти на берег для обретения просветления. Но также в буддизме существуют воды изначальные, первичные — из них подымается стебель великого лотоса, мировая ось. У христиан одно из священных назначений воды — служить мостом между жизнью ветхого человека и жизнью новой: погружение в воду символически обозначает смерть и воскресение.

Недаром, один из многочисленных символов Христа — ручей. Тот самый источник, который вытекает из-под Древа Жизни в раю, вода живая. Это о нем говорится в Евангелии: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Вода — знак обновления и очищения, но также и символ глубинного бессознательного, его тайн и непознанности. Возможно, эта ее ипостась пересекается с китайским представлением о ней как о символе женского лунного начала Инь, первичного хаоса, черной черепахи. Как всякий древний символ, вода амбивалентна, у нее два лица, два смысла.

Вот из такой стихии и приходят рыбы. Они, как известно, те «кто выживает во время потопа», как сказал святой Антоний Падуанский. В римских катакомбах II века можно увидеть на стенах крест-якорь и по сторонам от него — две рыбы, а сверху греческая надпись, переводящаяся как «Рыба Живых». Греческое слово «ихтис» (рыба) читалось как акростих и означало Христос Сын Божий Спаситель. Изображения рыб очень часто сопровождают образ креста. Или часто вместо неопределенной рыбы, «рыбы вообще» на стенах появлялся образ дельфина — царственного и радостного проводника через хаос и гибельные пучины, символ Христа, спасителя душ. Поэтому дельфин с якорем или кораблем олицетворяет церковь среди бушующих вод. Христос ведет свой народ через бури, и в этом смысле это тот же ковчег спасения. Пронзенный трезубцем или прикованный к якорю дельфин — это Христос распятый, Господь умирающий на кресте.

Кстати, сам крест считался орудием позорной казни и мог (как думали некоторые последователи Христа) послужить к умалению и унижению высокого учения, а посему и символ креста заменяли часто уже упомянутым якорем, виноградной лозой или рыбой. Впрочем, мы уже говорили о двух ипостасях каждого символа, его неискоренимой амбивалентности. Так, размышляя о символе креста, важно вспомнить и о его слиянности с образом Мирового Древа, Древа Жизни, из-под самых корней которого течет источник воды живой. Древо Жизни — центр вселенной и вечности, мировая ось, что в буддизме поднимается из первичных вод. Священный круг замыкается.

Итак, рыба — это и символ Христа и орудия Его казни, и символ радостного освобождения от смерти и изобилия жизни. В катакомбах ранних христиан на стенах можно увидеть изображение: рыба несет на спине корзину с хлебами и бутылью алого вина — так тогда изображали Христа, несущего причастие. Корзина — это образ огромного пирога, от которого достанется всем, как во время оно тысячи людей были накормлены несколькими хлебами и рыбами. Вообще же вино, хлеб и рыба — извечная трапеза различных религий. «Рыбные» жертвоприношения возлагались на алтарь лунных богинь вод и всем богам подземного царства. В дохристианскую эпоху рыбу преподносили богине любви и плодородия Атарга-тис, сын которой Ихтис был мифической священной рыбой. В пятницу — день богинь Иштар, Венеры и Изиды — полагалось вкушать рыбные блюда, чтобы в сердце и лоно проникла плодоносная сила подводных жителей.

С пришествием Христа, сделавшего рыбаков «ловцами человеков», жители земли тоже стали «малыми рыбами». В этом смысле рыба стала олицетворять тех, кто рождается в жизнь вечную через погружение в воды купели. Поэтому в первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок — будущие нательные кресты. Сквозным символом рыба проходит через все Евангелие: Христос умножает рыб, чтобы накормить голодных, печется о том, чтобы улов был богатым, упоминает рыб в притчах, наконец, вкушает рыбу вместе с учениками после Своего воскресения.

Можно сказать, что она становится символом тайной свободы, причастности новому, духовному знанию, «переходу через ручей», приводящему к просветлению. Если говорить о другой, «темной» стороне символа рыбы, то стоит, наверное, вспомнить, что скудость, алчность, равнодушие и чувственная холодность, согласно мифам и легендам, тоже «рыбные» качества. Похоже, в любви Христа они претворяются в свои противоположности: в сердечную щедрость, изобилие, нежность и Эрос как силу творческой жизни души и тела. Как говорится в стихах одного современного поэта:

Бьется сердце влажное
в глубинах,
Выметнулось, выскользнуло
— вот
Бьется о тюрьму своих
любимых,
Бьется сердце о гудящий лед.
Испятнали черные ушибы
Тело оперенное стрелы,
Эту плоть твоей летучей
рыбы
На камнях от времени
сырых.

Библейская традиция учит, что второе пришествие Мессии наступит, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб. Мессия получит Рыбу и разделит ее с праведными на пиру в конце времен (в Талмуде Мессия носит имя Ваg — «рыба»).

Буддисты утверждают, что рыба символизирует свободу от ограничений. Так, полностью погруженные в состояние Нирваны не знают препятствий — они вольны, как рыба в воде, выбирать любое направление. В Китае верят, что природа рыб и птиц схожа: они вылупляются из яиц и становятся обитателями стихий, необычных для всех остальных существ. Некоторые виды рыб, говорят китайцы, в свой срок превращаются в птиц: осваивают новую стихию. Стихию полета.

15.12.04.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru