Итоги | Александр Чудодеев | 29.12.2004 |
Впрочем, азиатский феномен в сфере школьного образования и относительные неудачи США и России трактуются по-разному. Можно, конечно, все объяснить не столько тем, что уровень российской и американской систем образования значительно отстает от передовых стандартов, сколько специфическим подходом составителей данного рейтинга. Сами авторы исследования не раз отмечали, что их целью было не выяснить, насколько хорошо школьники умеют решать алгебраические и геометрические задачи, а узнать, могут ли подростки применять полученные на уроках знания в реальной жизни.
Составители рейтинга из ОЭСР полагают, что им удалось доказать: лучшие результаты показывают ученики тех школ, где царит открытая и дружественная атмосфера, в первую очередь частных учебных заведений. Американские чиновники от образования, ссылаясь прежде всего на успехи азиатских стран, напротив, видят причины неудач в излишнем демократизме в школах США и в потакании ученикам со стороны преподавателей и родителей. За океаном уже всерьез подумывают о том, чтобы полностью импортировать из Китая учебные программы по математике, методы обучения и даже самих учителей, воспитанных в духе строгой конфуцианской дисциплины. Хотя дело может этим и не ограничиться. В конце концов из Поднебесной можно импортировать целую армию дипломированных выпускников. Политехнические вузы КНР каждый год выпускают более 350 тысяч инженеров, и на одну зарплату американца компании Microsoft или Intel могут нанять четырех китайских выпускников. Другое дело, понравится ли подобная глобализация самим американцам? Что касается бизнеса и решения финансовых задач — по этой части американцы вряд ли кому уступят. Возможно, что и нам в этом плане не стоит особо драматизировать трудности со счетом у наших детей. В конце концов все в мире относительно.