Русская линия
ОВЦС МПСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 28.12.2004 

Как жить в «мировой деревне»

Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, газете отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями «Мир всем» («Мир всем» N 12(24), 2004 год)

Уходящий год стал одним из самых кровавых в новейшей истории России. Совершенные теракты поражают своей жестокостью и цинизмом. События в Грозном, Москве, Беслане до сих пор отзываются болью в сердцах российских граждан. Об истоках, религиозной стороне терроризма, христианском ответе на террористическую угрозу и других актуальных вопросах современности мы беседуем с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

— Не секрет, что сегодня большая часть терактов совершается представителями исламского мира. Одновременно с этим религиозные лидеры мусульман единогласно осуждают такую форму решения проблем. Следует ли видеть причину указанного противоречия теории и практики только в вульгарном понимании ислама террористами или речь должна идти о более широком осмыслении проблемы международного терроризма, затрагивающего помимо религиозной другие сферы жизни общества? Другими словами, насколько сильна религиозная составляющая международного терроризма?

— Нередко за экстремистскими движениями стоят банальные политические или экономические интересы, связанные с достижением власти и богатства. Полагаю, что руководители террористических группировок часто мыслят вполне земными категориями. Однако, если мы будем думать о современном терроризме только как о движении, лицемерно использующем религию в своих целях, то окажемся в серьезном заблуждении, которое будет препятствовать эффективной борьбе с экстремизмом.

В идеологии экстремистских течений на основе ислама религия занимает центральное место, а политика и экономика рассматриваются как средства реализации определенного религиозно-культурного проекта. Совершение самых дерзких и кровавых терактов террористами-смертниками было бы невозможно без использования энергии религиозных убеждений людей. У меня возникает другой вопрос: почему религиозные убеждения превращаются в разрушающую силу? Полагаю, что причина кроется не только в неблагоприятных политических, экономических и социальных условиях существования значительной части исламских народов, но и в духовном состоянии умов современных людей и не только на Востоке.

В условиях глобализации человек оказывается обеспокоенным проблемой своей идентичности. У людей возникает особой силы привязанность к своим культурным и религиозным традициям. И эти процессы вызывают не только радость у религиозных лидеров, но и становятся предметом беспокойства, потому что многие люди судят о религиозной традиции, к сожалению, по внешности: одежде, быту, словесным формулировкам. Порой исторический и духовный опыт, которым обладают мировые религии, оказывается невостребованным. Например, человек склонен принимать бескомпромиссность проповедников экстремизма к окружающему миру и людям за бескомпромиссность заповедей Божиих, которая прежде всего направлена на борьбу с человеческим грехом во имя внутреннего духовного совершенствования личности. Часто именно такая неосмотрительная ревность людей становится благодатной почвой для экстремистов. Из своей истории Православная Церковь очень хорошо знакома с подобным явлением, которое выливалось в еретические и раскольнические течения, агрессивные по отношению к несогласным с ними людям. И Церковь знает только одно лекарство от извращенного религиозного опыта — насыщение духовной жажды людей из проверенных временем источников религиозной традиции.

— Согласно одному из мнений геополитиков, весьма популярному в современном обществе, причины терроризма кроются в противостоянии двух миров — христианского и мусульманского. Оправдана ли такая точка зрения?

— Нет, я не согласен с этим мнением. В то время, когда ислам входил в жизнь человечества, действительно были серьезные столкновения с окружающими его цивилизациями, прежде всего христианской. Мы не можем скрывать, что, как с одной, так и с другой стороны войны между христианами и мусульманами объявлялись священными, а павшие в этих войнах — святыми мучениками.

Такие войны длились веками. Но уже к концу XX века обе стороны вполне осознали, что с помощью насилия нельзя обратить другие народы в свою веру. Это убеждение записано у традиционных христиан и мусульман на генетическом уровне. Известны примеры, когда во многих регионах современного мира христиане и мусульмане живут вместе без вражды. Россия является подобной моделью мирного соседства христианского большинства и мусульманского меньшинства. Такие отношения до недавних времен существовали между христианским меньшинством и мусульманским большинством в Ираке. Однако после взрывов христианских храмов трудно судить о продолжении мирного сосуществования мусульман и христиан в этой стране. Но и этот пример доказывает, что не богословские расхождения ссорят христиан и мусульман, а вмешательство политических и экономических интересов, привнесенных извне.

— Каким должен быть христианский ответ на террористическую угрозу? Какие методы борьбы с терроризмом являются одновременно эффективными и допустимыми?

— Думаю, что христианский ответ может состоять в шагах, направленных, как внутрь, так и во вне Церкви. Прежде всего, Церковь должна иметь реальные возможности для просвещения и воспитания своих верующих, которых в нашей стране насчитываются миллионы. Верующему человеку необходимо получать правильные понятия о вере и православном мировоззрении, иначе высока угроза возникновения радикальных взглядов. При осуществлении этого важного дела верующие ожидают найти надежных союзников в лице государства и общества. Кроме того, христианство дает моральные силы правильно переживать трагедии и находить эффективные способы противостояния врагам Отечества. В своей деятельности христианин должен руководствоваться заповедью о любви к ближнему и смело становиться на его защиту. В то же время необходимо понимание адекватности силовых мер угрозам, вызывающим терроризм. Мусульманское население России не должно чувствовать себя гражданами второго сорта из-за того, что определенные силы нападают на нашу страну, прикрываясь знаменем ислама. Чтобы противостоять взглядам экстремистов, мусульмане России, так же как и православные, должны иметь достойное духовное образование, которое знакомило бы их с тысячелетней традицией, а не с искаженным исламом.

Уверен, что Русская Православная Церковь призвана продолжать строить добрые отношения и поддерживать контакты с общинами, исповедующими традиционный ислам. С этой целью в России и СНГ действуют организации — Межрелигиозный Совет России и Межрелигиозный Совет СНГ — которые позволяют вести постоянный диалог по общественным проблемам с исламом, иудаизмом и буддизмом. К диалогу нас ведет не только долг добрососедства, но и схожесть гражданских воззрений православных и мусульман, которые хотят видеть российское общество нравственным и процветающим. Столкнувшись с террористической агрессией, наше общество должно всерьез задуматься о своем нравственном состоянии. Из общественной жизни должна исчезнуть проповедь насилия и порока. Хочу подчеркнуть, что именно это вызывает у людей неприятие и порой подталкивает их к экстремистским действиям.

— В России вся ответственность за противодействие терроризму уже традиционно возлагается на государство, в то время как, к примеру, в Соединенных штатах граждане считают своим долгом по мере своих сил помогать государству, проявляют бдительность и так далее. Может быть, поэтому в США после 11 сентября не было ни одного теракта, а в нашей стране они идут сплошной трагической чередой? Не кажется ли Вам, что нашим соотечественникам недостает сознательности, чувства христианской ответственности за судьбу ближнего?

— Вы правы. Нашему обществу не хватает организованности и взаимовыручки. Однако не должно быть и дублирования функций государственных структур, которые играют главную организационную и силовую роль в сфере безопасности. Правильно, если общество действует в соработничестве с государством.

К сожалению, за последние годы наш народ разучился действовать как единый организм, в котором личность думает о благе всего общества. Многие думают лишь о своем частном интересе. К примеру, всем стало хорошо известно, что именно по халатности и безответственности отдельных людей террористы смогли совершить некоторые теракты в России. Нельзя ради собственного обогащения или каких-либо других выгод делать поблажки в мерах контроля и безопасности. Если каждый человек, работающий на своем месте: школе, магазине, аэропорту, будет бдителен и неподкупен, то наше общество сможет добиться высокого уровня безопасности.

Террористы откровенно пользуются пороками нашего общества и смеются над нами. Они видят, как милиционеру или чиновнику наплевать на свой народ, и он готов за определенную сумму закрыть глаза на то, что провозится в машине или не проверить личность человека. Если мы не изменим своего отношения к обществу, а значит, к своему ближнему, то нас легко можно будет «взять голыми руками» — и никаких серьезных военизированных формирований для этого не потребуется.

— В своем выступлении на заседании исполкома европейской организации религиозных лидеров Вы сказали, что решение проблемы терроризма в Европе напрямую связана с созданием такой системы общественных ценностей, которая бы не создавала конфликтов в обществе. С Вашей точки зрения, насколько реальна эта перспектива?

— Моя позиция основывалась на той очевидной оценке терроризма, которую я высказал выше. Почему люди идут к экстремистам? Можно как-то сослаться на экономические и социальные трудности в странах Азии и Африки. Но почему в благополучной Европе действуют те же террористические организации, которые планируют сегодня теракты не только в Европе, но и в других странах? Как известно, эмигранты, в том числе из мусульманских стран, получают в Европе неплохое материальное обеспечение и свободу вести религиозную жизнь. Почему же некоторые мусульмане Европы остаются столь восприимчивыми к идеям религиозного террора?

Мой ответ следующий. Люди протестуют против безнравственных норм, которые сложились в европейских обществах: пропаганды насилия и порока, легкой жизни в свое удовольствие и так далее. Для религиозного человека неприемлем подобный уклад жизни. Этим не довольны и европейские христиане. Но они привыкли выражать свой протест в приемлемых для демократии формах в общественной дискуссии, через суды или политические партии. Я считаю, что, если западные страны не пойдут по пути защиты общественной нравственности и поддержки общественной роли религиозных общин, то они будут продолжать создавать благодатную почву для проповеди террористов. Потому что террористы как раз и эксплуатируют протестные чувства мусульман, несогласных с глобальным наступлением либерального секуляризма и безбожия.

Однако существуют силы, которые приветствуют радикальное вытеснение религиозных ценностей из жизни современного общества, его дальнейшую секуляризацию. Более того, они готовы использовать, как СМИ, так и законодательство, чтобы заставить религиозные организации подстроиться под современные либеральные стандарты и отказаться от своих моральных оценок. Чего стоила, например, поднявшаяся недавно шумиха вокруг честного и верующего человека Рокко Буттильоне, который, руководствуясь своими христианскими убеждениями, назвал гомосексуализм грехом. Европейские парламентарии заявили о невозможности для такой личности занимать пост комиссара в Европейской Комиссии. Разве, это не попытка ввести запрет на занятие политических должностей для тех, кто остался верным своим религиозным убеждениям?

Но в Европе присутствует и иной подход, который предполагает активное включение религиозных организаций в общественную жизнь при сохранении ими своей идентичности. К счастью объединенная Европа не отказывается от диалога с религиозными общинами и создает для этого необходимую площадку. Европейский Союз готов к такому диалогу и стремиться его развивать, что отразилось в подписанной Европейской Конституции. В статье 51 признается необходимость создания механизма диалога между религиями и структурами Европейского Союза.

Русская Православная Церковь также не отказывается от предлагаемого диалога. В 2002 году Священный Синод принял решение об открытии Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях. Сегодня основные силы представительства направлены на отслеживание развития европейской интеграции и отстаивания интересов Православия в Евросоюзе.

— Тема международного терроризма неизбежно ставит перед нами вопрос о глобализме. Сегодня это, пожалуй, одна из самых спорных категорий действительности, в которой переплетены все сферы современной жизни: экономика, политика, культура, философия, религия. Одни приветствуют это явление, другие пытаются активно противодействовать. Формы противодействия колеблются в широком диапазоне: от пресловутых пикетов противников ИНН до смертоносных взрывов. В чем состоят, на Ваш взгляд плюсы и минусы глобализма?

— В своем вопросе Вы совершено правильно используете термин «глобализм», чтобы обозначить источник насущных проблем, волнующих современных людей. Часто мы путаем слова «глобализация» и «глобализм», хотя они обозначают разные вещи. Эксперты под глобализацией, как правило, понимают объективные и идейно нейтральные процессы увеличения экономических, транспортных, медийных взаимосвязей между различными регионами мира. Отсюда и знаменитое выражение — «мировая деревня». Действительно, в современном мире до всего становится «рукой подать», а информация распространяется со скоростью общения на деревенской завалинке. К этому приводит развитие техники и технологий.

Однако, как жить в «мировой деревне»? Как строить отношения между религиозными общинами, странами, народами, личностями в новых условиях? Очевидно, что необходим некий минимальный набор общих стандартов поведения в изменившихся условиях.

Существует несколько точек зрения на то, что должны представлять из себя подобные правила и как они должны формироваться. Первая точка зрения заключается в том, что Вы назвали словом «глобализм». К сторонникам данной идеи относятся, как правило, материально развитые страны, желающие свой экономический и политический успех распространить на весь мир. Для них лучшим результатом стала бы унификация всех стран и народов на основе одной цивилизационной модели. По их мнению, только тогда наступит процветание и счастливая жизнь во всей «мировой деревне». Для достижения этой цели выстраивается определенная система международных организаций, в которых решения зависят исключительно от позиции этих стран. Таким образом, проблема необходимости кодекса общих правил поведения в современном мире решается на основе навязывания принципов одной части человечества другой.

Мое убеждение состоит в том, что подобная политика способна вызвать только сопротивление народов, принадлежащих к другим цивилизациям. И она уже привела к появлению экстремистской «оппозиции» мирового масштаба, проповедующей анти-идеологию мирового господства, на основе ваххабитского прочтения ислама. Что же можно сделать? На мой взгляд, выход состоит в том, чтобы признать право каждой цивилизации сохранять свою самобытность и право в открытом диалоге влиять на оформление нового кодекса поведения наций на мировой арене. Каждая цивилизация должна быть выслушана и должна иметь возможность внести свой вклад в формирование новой международно-правовой базы отношений между странами.

— Сегодня уже очевидно, что глобализм — это то, к чему придет мир в результате своего развития. Каково место Церкви в новом глобальном пространстве?

— Роль Церкви состоит в том же, в чем она состояла на протяжении всего времени ее существования, — проповеди и свидетельстве об Истине Христовой. Церковь имела опыт жизни и свидетельства в эпоху средиземноморской цивилизации, существовавшей в Римской империи, и преодолела ее языческий глобализм. Это совершилось силой Божией, ниспосланной в ответ на молитву и верность Истине. Стояние в Истине и сила веры есть непременное условие сохранения Церковью своего пророческого служения. А пророчество — это провозглашение Божией Правды, которая способна преображать мир. До тех пор, пока люди будут откликаться на эту Правду, силе зла не будет дано погубить род человеческий.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru