ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 28.12.2004 |
— Не секрет, что сегодня большая часть терактов совершается представителями исламского мира. Одновременно с этим религиозные лидеры мусульман единогласно осуждают такую форму решения проблем. Следует ли видеть причину указанного противоречия теории и практики только в вульгарном понимании ислама террористами или речь должна идти о более широком осмыслении проблемы международного терроризма, затрагивающего помимо религиозной другие сферы жизни общества? Другими словами, насколько сильна религиозная составляющая международного терроризма?
— Нередко за экстремистскими движениями стоят банальные политические или экономические интересы, связанные с достижением власти и богатства. Полагаю, что руководители террористических группировок часто мыслят вполне земными категориями. Однако, если мы будем думать о современном терроризме только как о движении, лицемерно использующем религию в своих целях, то окажемся в серьезном заблуждении, которое будет препятствовать эффективной борьбе с экстремизмом.
В идеологии экстремистских течений на основе ислама религия занимает центральное место, а политика и экономика рассматриваются как средства реализации определенного религиозно-культурного проекта. Совершение самых дерзких и кровавых терактов террористами-смертниками было бы невозможно без использования энергии религиозных убеждений людей. У меня возникает другой вопрос: почему религиозные убеждения превращаются в разрушающую силу? Полагаю, что причина кроется не только в неблагоприятных политических, экономических и социальных условиях существования значительной части исламских народов, но и в духовном состоянии умов современных людей и не только на Востоке.
В условиях глобализации человек оказывается обеспокоенным проблемой своей идентичности. У людей возникает особой силы привязанность к своим культурным и религиозным традициям. И эти процессы вызывают не только радость у религиозных лидеров, но и становятся предметом беспокойства, потому что многие люди судят о религиозной традиции, к сожалению, по внешности: одежде, быту, словесным формулировкам. Порой исторический и духовный опыт, которым обладают мировые религии, оказывается невостребованным. Например, человек склонен принимать бескомпромиссность проповедников экстремизма к окружающему миру и людям за бескомпромиссность заповедей Божиих, которая прежде всего направлена на борьбу с человеческим грехом во имя внутреннего духовного совершенствования личности. Часто именно такая неосмотрительная ревность людей становится благодатной почвой для экстремистов. Из своей истории Православная Церковь очень хорошо знакома с подобным явлением, которое выливалось в еретические и раскольнические течения, агрессивные по отношению к несогласным с ними людям. И Церковь знает только одно лекарство от извращенного религиозного опыта — насыщение духовной жажды людей из проверенных временем источников религиозной традиции.
— Согласно одному из мнений геополитиков, весьма популярному в современном обществе, причины терроризма кроются в противостоянии двух миров — христианского и мусульманского. Оправдана ли такая точка зрения?
— Нет, я не согласен с этим мнением. В то время, когда ислам входил в жизнь человечества, действительно были серьезные столкновения с окружающими его цивилизациями, прежде всего христианской. Мы не можем скрывать, что, как с одной, так и с другой стороны войны между христианами и мусульманами объявлялись священными, а павшие в этих войнах — святыми мучениками.
Такие войны длились веками. Но уже к концу XX века обе стороны вполне осознали, что с помощью насилия нельзя обратить другие народы в свою веру. Это убеждение записано у традиционных христиан и мусульман на генетическом уровне. Известны примеры, когда во многих регионах современного мира христиане и мусульмане живут вместе без вражды. Россия является подобной моделью мирного соседства христианского большинства и мусульманского меньшинства. Такие отношения до недавних времен существовали между христианским меньшинством и мусульманским большинством в Ираке. Однако после взрывов христианских храмов трудно судить о продолжении мирного сосуществования мусульман и христиан в этой стране. Но и этот пример доказывает, что не богословские расхождения ссорят христиан и мусульман, а вмешательство политических и экономических интересов, привнесенных извне.
— Каким должен быть христианский ответ на террористическую угрозу? Какие методы борьбы с терроризмом являются одновременно эффективными и допустимыми?
— Думаю, что христианский ответ может состоять в шагах, направленных, как внутрь, так и во вне Церкви. Прежде всего, Церковь должна иметь реальные возможности для просвещения и воспитания своих верующих, которых в нашей стране насчитываются миллионы. Верующему человеку необходимо получать правильные понятия о вере и православном мировоззрении, иначе высока угроза возникновения радикальных взглядов. При осуществлении этого важного дела верующие ожидают найти надежных союзников в лице государства и общества. Кроме того, христианство дает моральные силы правильно переживать трагедии и находить эффективные способы противостояния врагам Отечества. В своей деятельности христианин должен руководствоваться заповедью о любви к ближнему и смело становиться на его защиту. В то же время необходимо понимание адекватности силовых мер угрозам, вызывающим терроризм. Мусульманское население России не должно чувствовать себя гражданами второго сорта из-за того, что определенные силы нападают на нашу страну, прикрываясь знаменем ислама. Чтобы противостоять взглядам экстремистов, мусульмане России, так же как и православные, должны иметь достойное духовное образование, которое знакомило бы их с тысячелетней традицией, а не с искаженным исламом.
Уверен, что Русская Православная Церковь призвана продолжать строить добрые отношения и поддерживать контакты с общинами, исповедующими традиционный ислам. С этой целью в России и СНГ действуют организации — Межрелигиозный Совет России и Межрелигиозный Совет СНГ — которые позволяют вести постоянный диалог по общественным проблемам с исламом, иудаизмом и буддизмом. К диалогу нас ведет не только долг добрососедства, но и схожесть гражданских воззрений православных и мусульман, которые хотят видеть российское общество нравственным и процветающим. Столкнувшись с террористической агрессией, наше общество должно всерьез задуматься о своем нравственном состоянии. Из общественной жизни должна исчезнуть проповедь насилия и порока. Хочу подчеркнуть, что именно это вызывает у людей неприятие и порой подталкивает их к экстремистским действиям.
— В России вся ответственность за противодействие терроризму уже традиционно возлагается на государство, в то время как, к примеру, в Соединенных штатах граждане считают своим долгом по мере своих сил помогать государству, проявляют бдительность и так далее. Может быть, поэтому в США после 11 сентября не было ни одного теракта, а в нашей стране они идут сплошной трагической чередой? Не кажется ли Вам, что нашим соотечественникам недостает сознательности, чувства христианской ответственности за судьбу ближнего?
— Вы правы. Нашему обществу не хватает организованности и взаимовыручки. Однако не должно быть и дублирования функций государственных структур, которые играют главную организационную и силовую роль в сфере безопасности. Правильно, если общество действует в соработничестве с государством.
К сожалению, за последние годы наш народ разучился действовать как единый организм, в котором личность думает о благе всего общества. Многие думают лишь о своем частном интересе. К примеру, всем стало хорошо известно, что именно по халатности и безответственности отдельных людей террористы смогли совершить некоторые теракты в России. Нельзя ради собственного обогащения или каких-либо других выгод делать поблажки в мерах контроля и безопасности. Если каждый человек, работающий на своем месте: школе, магазине, аэропорту, будет бдителен и неподкупен, то наше общество сможет добиться высокого уровня безопасности.
Террористы откровенно пользуются пороками нашего общества и смеются над нами. Они видят, как милиционеру или чиновнику наплевать на свой народ, и он готов за определенную сумму закрыть глаза на то, что провозится в машине или не проверить личность человека. Если мы не изменим своего отношения к обществу, а значит, к своему ближнему, то нас легко можно будет «взять голыми руками» — и никаких серьезных военизированных формирований для этого не потребуется.
— В своем выступлении на заседании исполкома европейской организации религиозных лидеров Вы сказали, что решение проблемы терроризма в Европе напрямую связана с созданием такой системы общественных ценностей, которая бы не создавала конфликтов в обществе. С Вашей точки зрения, насколько реальна эта перспектива?
— Моя позиция основывалась на той очевидной оценке терроризма, которую я высказал выше. Почему люди идут к экстремистам? Можно как-то сослаться на экономические и социальные трудности в странах Азии и Африки. Но почему в благополучной Европе действуют те же террористические организации, которые планируют сегодня теракты не только в Европе, но и в других странах? Как известно, эмигранты, в том числе из мусульманских стран, получают в Европе неплохое материальное обеспечение и свободу вести религиозную жизнь. Почему же некоторые мусульмане Европы остаются столь восприимчивыми к идеям религиозного террора?
Мой ответ следующий. Люди протестуют против безнравственных норм, которые сложились в европейских обществах: пропаганды насилия и порока, легкой жизни в свое удовольствие и так далее. Для религиозного человека неприемлем подобный уклад жизни. Этим не довольны и европейские христиане. Но они привыкли выражать свой протест в приемлемых для демократии формах в общественной дискуссии, через суды или политические партии. Я считаю, что, если западные страны не пойдут по пути защиты общественной нравственности и поддержки общественной роли религиозных общин, то они будут продолжать создавать благодатную почву для проповеди террористов. Потому что террористы как раз и эксплуатируют протестные чувства мусульман, несогласных с глобальным наступлением либерального секуляризма и безбожия.
Однако существуют силы, которые приветствуют радикальное вытеснение религиозных ценностей из жизни современного общества, его дальнейшую секуляризацию. Более того, они готовы использовать, как СМИ, так и законодательство, чтобы заставить религиозные организации подстроиться под современные либеральные стандарты и отказаться от своих моральных оценок. Чего стоила, например, поднявшаяся недавно шумиха вокруг честного и верующего человека Рокко Буттильоне, который, руководствуясь своими христианскими убеждениями, назвал гомосексуализм грехом. Европейские парламентарии заявили о невозможности для такой личности занимать пост комиссара в Европейской Комиссии. Разве, это не попытка ввести запрет на занятие политических должностей для тех, кто остался верным своим религиозным убеждениям?
Но в Европе присутствует и иной подход, который предполагает активное включение религиозных организаций в общественную жизнь при сохранении ими своей идентичности. К счастью объединенная Европа не отказывается от диалога с религиозными общинами и создает для этого необходимую площадку. Европейский Союз готов к такому диалогу и стремиться его развивать, что отразилось в подписанной Европейской Конституции. В статье 51 признается необходимость создания механизма диалога между религиями и структурами Европейского Союза.
Русская Православная Церковь также не отказывается от предлагаемого диалога. В 2002 году Священный Синод принял решение об открытии Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях. Сегодня основные силы представительства направлены на отслеживание развития европейской интеграции и отстаивания интересов Православия в Евросоюзе.
— Тема международного терроризма неизбежно ставит перед нами вопрос о глобализме. Сегодня это, пожалуй, одна из самых спорных категорий действительности, в которой переплетены все сферы современной жизни: экономика, политика, культура, философия, религия. Одни приветствуют это явление, другие пытаются активно противодействовать. Формы противодействия колеблются в широком диапазоне: от пресловутых пикетов противников ИНН до смертоносных взрывов. В чем состоят, на Ваш взгляд плюсы и минусы глобализма?
— В своем вопросе Вы совершено правильно используете термин «глобализм», чтобы обозначить источник насущных проблем, волнующих современных людей. Часто мы путаем слова «глобализация» и «глобализм», хотя они обозначают разные вещи. Эксперты под глобализацией, как правило, понимают объективные и идейно нейтральные процессы увеличения экономических, транспортных, медийных взаимосвязей между различными регионами мира. Отсюда и знаменитое выражение — «мировая деревня». Действительно, в современном мире до всего становится «рукой подать», а информация распространяется со скоростью общения на деревенской завалинке. К этому приводит развитие техники и технологий.
Однако, как жить в «мировой деревне»? Как строить отношения между религиозными общинами, странами, народами, личностями в новых условиях? Очевидно, что необходим некий минимальный набор общих стандартов поведения в изменившихся условиях.
Существует несколько точек зрения на то, что должны представлять из себя подобные правила и как они должны формироваться. Первая точка зрения заключается в том, что Вы назвали словом «глобализм». К сторонникам данной идеи относятся, как правило, материально развитые страны, желающие свой экономический и политический успех распространить на весь мир. Для них лучшим результатом стала бы унификация всех стран и народов на основе одной цивилизационной модели. По их мнению, только тогда наступит процветание и счастливая жизнь во всей «мировой деревне». Для достижения этой цели выстраивается определенная система международных организаций, в которых решения зависят исключительно от позиции этих стран. Таким образом, проблема необходимости кодекса общих правил поведения в современном мире решается на основе навязывания принципов одной части человечества другой.
Мое убеждение состоит в том, что подобная политика способна вызвать только сопротивление народов, принадлежащих к другим цивилизациям. И она уже привела к появлению экстремистской «оппозиции» мирового масштаба, проповедующей анти-идеологию мирового господства, на основе ваххабитского прочтения ислама. Что же можно сделать? На мой взгляд, выход состоит в том, чтобы признать право каждой цивилизации сохранять свою самобытность и право в открытом диалоге влиять на оформление нового кодекса поведения наций на мировой арене. Каждая цивилизация должна быть выслушана и должна иметь возможность внести свой вклад в формирование новой международно-правовой базы отношений между странами.
— Сегодня уже очевидно, что глобализм — это то, к чему придет мир в результате своего развития. Каково место Церкви в новом глобальном пространстве?
— Роль Церкви состоит в том же, в чем она состояла на протяжении всего времени ее существования, — проповеди и свидетельстве об Истине Христовой. Церковь имела опыт жизни и свидетельства в эпоху средиземноморской цивилизации, существовавшей в Римской империи, и преодолела ее языческий глобализм. Это совершилось силой Божией, ниспосланной в ответ на молитву и верность Истине. Стояние в Истине и сила веры есть непременное условие сохранения Церковью своего пророческого служения. А пророчество — это провозглашение Божией Правды, которая способна преображать мир. До тех пор, пока люди будут откликаться на эту Правду, силе зла не будет дано погубить род человеческий.