Русская линия
Православие.Ru Кристоф Левалуа27.12.2004 

Наступление на христианство в западной Европе


В последнее время информационные сообщения, в особенности от Агентства Франс Пресс (AFP), свидетельствуют о новой волне наступления на христианство в Западной Европе. В течение нескольких десятилетий процесс дехристианизации прослеживался и анализировался статистическими методами. В настоящее время есть основания констатировать, что в западном обществе набирает силу новый виток отступления от христианства. Параллельно с этим наблюдается рост влияния ислама в той же части Европы. В подтверждение приведем краткий обзор недавних событий.

Великобритания: «Спасем наше Рождество» (The Sun)

Агентство Инфокато распространило в своем бюллетене от 16 декабря 2004 года результаты опроса общественного мнения, проведенного в стране. Согласно данным опроса, треть англичан не знает, что Иисус Христос родился в Вифлееме, то же число опрошенных не знает, что согласно Библии Адам был первым человеком. Опрос выявил, что с христианством гораздо лучше знакомы люди старше 50 лет, нежели молодое поколение.

Следует признать, что для тех, кто знает нынешнее молодое поколение, в этих данных нет ничего неожиданного. Будучи преподавателем в системе государственного среднего образования Франции, я убедился в том, что в большинстве своем нынешнее поколение молодых людей полностью дехристианизировано (в классах, где занимаются 25−30 учащихся, в лучшем случае всего 2−3 имеют о христианстве некоторые элементарные представления). Такое положение заставляет проявлять беспокойство о том, что может произойти в будущем. Если сегодняшняя молодежь в своем подавляющем большинстве знает мало или совсем ничего не знает о христианстве и его наследии, вряд ли она, повзрослев в будущем, сможет мобилизоваться на его защиту. Таким образом, в опасности все ценности, привнесенные христианством: личность и ее достоинство, свобода, уважение, подлинный смысл жизни. Многое говорит о том, что в обществе распространяется невежество и дикость, когда власть и деньги становятся идолами, а человеческая личность становится рабом созданной на их базе системы.

Вот еще некоторые примечательные факты из Великобритании, сообщаемые средствами массовой информации. Так, AFP в информации от 16 декабря сообщает, что «попытки вычеркнуть любое упоминание о христианстве из празднования Рождества под предлогом того, что это ущемляет другие религии, вызывают протесты в Великобритании…»

Взрыв недовольства был вызван тем, что впервые в истории премьер-министр Тони Блэр принял решение выпустить два вида поздравительных открыток: одну для христиан («Лучшие пожелания по случаю Рождества и Нового года»), а другую для не-христиан («Лучшие пожелания по случаю Нового года»).

Газеты пишут о предпринятых местными властями и организациями мерах, которые поддерживают отсутствие упоминания о самом Рождестве. Так, сотрудники одной из библиотек города, расположенного к западу от Лондона, отказались от афиш, объявляющих концерт рождественских песнопений, чтобы не вызывать недовольства представителей других религий. В то же время, отмечает AFP, та же библиотека организовала празднование Аид аль Фитра, отмечающего окончание Рамадана.

В сообщении AFP от 17 декабря указывается, что в нынешнем году четверть английских школ не проводит «традиционного празднования с рождественскими песнопениями, чтобы не возбуждать недовольства среди учеников, представляющих нехристианские религии…». Агентство ссылается при этом на опубликованный в «Таймс» 17 декабря опрос 800 преподавателей.

Италия: оставить или нет распятие в школах

В Италии конституционный суд решил сохранить распятия в государственных школах (информация AFP от 15 декабря). Тем не менее, «судьи высокой инстанции так и не высказали своего мнения по поводу того, совместимо ли распятие в учебных заведениях со светским характером итальянского государства».

В конце 2003 года родитель ученика одной из школ в центре Италии добился от суда решения убрать распятие в школе, где учился его ребенок. Решение, вызвавшее бурное обсуждение, было инициировано руководителем небольшой мусульманской ассоциации. Позже решение суда было отменено. Однако прецедент и реакция на него показывает, что опасная тенденция набирает силу.

Дания: право на богохульство

13 декабря AFP сообщает, что датский парламент работает над отменой статьи конституции Дании, в которой идет речь о богохульстве, мотивируя ее отмену ссылкой на свободу слова. Нынешнее правительство страны, в котором данный процесс поддерживает меньшинство, опасается, что «эта отмена предоставит полную свободу злоупотреблениям различного рода во имя свободы слова». То же информационное агентство добавляет, что «обсуждение статьи конституции было предпринято из-за угроз мусульманских организаций Дании возбудить судебное преследование телевизионных каналов Danmarks Radio и Тv2, показавших на своих экранах фильм „Унижение“ убитого нидерландского режиссера Тео Ван Гога». Тео Ван Гог, подвергший в своем фильме жесткой критике исламское общество, был убит в Нидерландах несколько недель назад, а его гибель потрясла всю страну.

В дополнение к этому необходимо напомнить, что недавно во Франции произошел подобный случай с материалом алжирского журналиста Тарика Рамадана. Перед показом его критического репортажа на журналистов было оказано такое давление, что в конечном итоге телеканал France-2 в передаче «Специальный корреспондент» 2 декабря этого года был вынужден ограничиться сокращенной версией репортажа. Полная версия, снятая для швейцарского телевидения на французском языке, в результате давления и угроз была подвергнута жестокой цензуре.

В Дании представитель социалистической народной партии Ааге Франдсен заявил по поводу статьи о богохульстве следующее: «подобно (…) параграфу о расизме. Мы не должны позволить, чтобы людей унижали и оскорбляли из-за цвета их кожи, их убеждений или вероисповедания. Но мы должны смириться с тем, когда кто-то посягает на веру в Бога в юмористической или какой-либо иной форме». Таким образом, в Западной Европе христиане и христианство все чаще низводятся на уровень меньшинств, подобно «меньшинствам» сексуальным, общественным или этническим. Кроме того, их можно обижать «в юмористической или какой-либо иной форме». А что может означать эта самая «иная» форма? Отмечу также, что, как видно из приведенной цитаты, посягательство позволяется лишь по отношению к одному Богу, а также, как следствие, к верующим в него, но не по отношению к другим «меньшинствам».

Франция: неожиданные последствия нового закона о светском характере образования

Во Франции закон о светском характере образования вызвал доходящую порой до смешного напряженность в обществе и последовавший за ней ряд локальных конфликтов, что свидетельствует об изменениях, происходящих в обществе. Как сообщает AFP 16 декабря, директор одного лицея в Ланьи-на-Марне «по просьбе группы учеников, ссылавшихся на светский характер учебных заведений», приказал убрать традиционную рождественскую елку, поставленную у входа в лицей. После многочисленных протестов несколько дней спустя елка была возвращена, но ее поставили в углу столовой, которую посещают только ученики групп продлённого дня. Директор признал поспешность своего решения, хотя оно было обусловлено тем, что он опасался потасовок ввиду «взрывного характера» некоторых учеников. Вскоре после этого в лицее было вывешено объявление, разъясняющее учащимся то, что «ель применялась в качестве праздничного атрибута (…) задолго до христианства». Все дело, оказывается, в том, что существует страх показать христианский символ, или, как в данном случае, символ христианского праздника. Данный случай свидетельствует о существовании своего рода комплекса, ведущего к отрицанию культурного и духовного достояния, питавшего и одухотворявшего Европу на протяжении почти 2000 лет.

Закон 1905 года и финансирование мечетей

В той же Франции в начале декабря из политических сфер в средства массовой информации перешла дискуссия по поводу поправок в закон 1905 года, касающийся отношений между государством и религиозными организациями. Некоторые политические деятели, среди которых и министр экономики, финансов и промышленности Франции Никола Саркози, считают, что светская власть могла бы финансировать культовые учреждения. Однако ход дискуссии показывает, что в действительности она имеет целью добиться финансирования мечетей за государственный счет.

О том, что это именно так, свидетельствует сообщение AFP от 16 декабря: «Закон 1905 года о светском характере государства ущемляет больше всего ислам, который во время принятия закона не играл большой роли в стране, а в настоящее время мусульмане сами полностью финансируют строительство и содержание культовых учреждений. В такой ситуации мэрии и организации находят обходные решения. Закон 1901 года позволяет субсидировать культурные центры, связанные с мечетью, закон 1905 года предполагает налоговые льготы, а положение о долгосрочной аренде дает возможность мэриям предоставлять земельные участки за символическую плату».

В Эльзасе законодательство, регулирующее отношения светской власти с религиозными объединениями, идет дальше. Согласно AFP (сообщение от 17 декабря), региональный совет Эльзаса недавно проголосовал за выделение помощи на строительство мечети в Страсбурге в сумме 424 тысяч евро (что составляет 8% общей стоимости работ). А муниципалитет Страсбурга добавил 6 миллионов евро — сумму, которая составляет 10% стоимости строительства. Муниципалитет предоставил в долгосрочную аренду за символическую плату землю для строительства мечети в историческом центре города. Будущая мечеть, окончание строительства которой предполагается в 2006 году, будет иметь купол высотой 20 м, молитвенное помещение в 1000 м² (с антресолью площадью 250 м² для женщин). Был и другой проект стоимостью в 17 миллионов евро, включавший возведение минарета высотой 28 метров, но он был отклонен.

Бюллетень AFP от 16 декабря сообщает, что во Франции имеется 39 000 католических церквей, 1100 протестантских храмов, 300 синагог, около сотни буддистских пагод и 1700 исламских культовых заведений, из которых около пятидесяти являются полноценными мечетями и 14 имеют минареты.

Конечно, власти не отказывают в помощи христианам. Однако недавно президент Протестантской федерации Франции пастор Жан-Арнольд де Клермон заявил, что протестанты в отличие от мусульман стали жертвой дискриминации в области строительства культовых сооружений. Как сообщает AFP 16 декабря, он заявил: «По моему мнению, в настоящее время ряд муниципалитетов создают трудности протестантским культовым учреждениям, в то время как политические деятели президентского большинства, несмотря на то, что между собой они часто „грызутся“, тем не менее полны решимости помогать мусульманским объединениям в обустройстве и строительстве культовых мест». В подтверждение своих слов президент Протестантской федерации привел ряд примеров и сообщил, что попросил приема у премьер-министра Республики и намеревается обсудить с ним эти проблемы.

Кроме того, существует еще одна проблема, которая пока еще не приобрела во Франции большой актуальности. Речь идет о вопросе передачи католических церквей мусульманским культовым объединениям для превращения их в мечети. В последние месяцы сообщения на эту тему поступали из Нидерландов и Германии, где отмечалось отторжение храмов, в данном случае, протестантских. Напомню, что во Франции многие религиозные сооружения принадлежат органам светской власти. Мой друг недавно рассказал мне о превращении церкви святого Иоанна в мечеть в одном небольшом городке Гроле (департамент Тарн), соседним с тем, в котором живет он. Таким образом, можно сказать, что движение на этом пути уже начинается.

«Европа — не христианский клуб»

Несколько дней тому назад премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган в интервью турецкой газете «Миллиет», обращаясь к европейским лидерам, потребовал от них доказательств того, что (по его словам) «Европа не является христианским клубом». AFP цитирует слова премьер-министра Турции: «Они (европейские руководители) говорят „мы не являемся христианским клубом“. Пусть они это теперь докажут», то есть, примут в Европейский союз мусульманскую Турцию.

После того, как президент Франции в начале ноября 2003 года заявил, что «корни Европы столь же мусульманские, как христианские», а также после отказа от упоминания о христианском наследии в преамбуле европейской конституции мы знаем ответ, который был дан на требование господина Эрдогана. Все стало на свои места.

Сегодня более чем когда-либо для христиан необходимо свидетельствовать без страха, без стыда, без колебаний о своей вере: о том, что доверено им Господом, о той миссии, которая была на них возложена (Мф. 28, 19−20) во имя спасения человечества.

Перевод с французского Шутовой Т.А.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru