Российские вести | Нина Николаева | 27.12.2004 |
Отношения России и Италии имеют многовековую историю. Все началось в 1472 году с приезда в Москву последней византийской принцессы Софьи Палеолог. Вместе с ней из Рима ко двору Ивана III прибыло много иноземных зодчих, которые со временем внесли в московскую архитектуру ясность и простоту решений, характерную для памятников Возрождения. Прежде всего, это Аристотель Фиораванти, благодаря которому преображается весь Кремлевский комплекс, включая башни, стены и соборы. В результате татаромонгольского ига русскими были утрачены многие ремесла, поэтому в Москве начали работать мастера разных специальностей: монетного и пушечного дела, гравировщики, ювелиры, изготовившие много изделий для великого князя.
К тому времени при дворе начала формироваться культура, связанная с определенными церемониалами. Она отражала новый статус московского правителя, личность которого очень противоречиво оценивалась его современниками. Тем не менее иностранные дипломаты в один голос называли его «Иваном Великим». И было за что. После падения Византии в 1453 году Русь гордо заявила о себе как о могущественной крупнейшей христианской державе, унаследовавшей роль Римской и Византийской империй, а Москва стала называться Третьим Римом. Страну укрепил династический союз великого князя Ивана III Васильевича с византийской принцессой. А освобождение от пут татаромонгольского ига после знаменитого «стояния на Угре» в 1480 году вывело великого князя из-под унизительной зависимости, в которой русские князья пребывали два с половиной столетия. Отныне великий князь Иван III именовал себя государем Всея Руси. Столица — Москва, а резиденция государя — Московский Кремль, который получил новое оформление. Великие события эпохи Ивана III нашли свое выражение в красоте и выразительности архитектурного ансамбля. «Итальянское ядро» Кремля остается и сегодня одним из самых выдающихся явлений в истории русской архитектуры. В экспозиции представлены уникальные резные белокаменные фрагменты первоначальной отделки Кремля.
Но время оказалось безжалостно. К сожалению, с тех пор мало произведений культуры сохранилось до наших дней. Но зато всех их можно увидеть на выставке. Среди них почитаемый образ «Спас Нерукотворный», по преданию, привезенный Софьей Палеолог из Рима, где она воспитывалась. Впоследствии этой иконой благославляли всех будущих царских и императорских невест. Впервые выставлена подлинная Софийская летопись начала ХVI века, в которой можно прочесть имя известного мастера из Болоньи Аристотеля Фиораванти.
В основе экспозиции — уникальная коллекция драгоценных итальянских тканей ХVI — ХVII веков из запасников Оружейной палаты. При Московском дворе из нее шили парад-ные одеяния русских правителей и облачения высшего духовенства, которые нередко перешивались из-за исключительной дороговизны тканей. Здесь представлено платье царя Петра Алексеевича из венецианского аксамита, саккос патриарха Андриана из бархата с ткаными двуглавыми орлами. Коллекцию костюмов дополняют парадные царские портреты, подлинные пергаментные грамоты и гравюры правителей италийских земель, любопытные архитектурные фрагменты кремлевских памятников фряжского периода (названного так в честь заезжих итальянцев), отдельные произведения декоративного искусства из собраний известных российских музеев и архивов.
22 — 29 декабря 2004