Русская линия
Седмицa.RuСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)16.12.2004 

Тезисы доклада Святейшего Патриарха на Епархиальном собрании города Москвы

Святейший Патриарх Алексий назвал причины нравственной деградации населения России и призвал церковный народ возвысить свой голос в защиту нерожденных детей

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что одной из главных причин кризисных процессов в стране является возрастающая секуляризация жизни общества, а прямым следствием «жизни без Бога, утраты чувства нравственного долга, забвения добра» то, что большинство браков кончается разводом, количество рождённых детей значительно меньше числа убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых лиц и людей страдающих алкогольной зависимостью, умножается количество самоубийств. Об этом Святейший Патриарх сказал в своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы.

Часть доклада была посвящена проблеме демографии: «Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа… Со всей ответственностью можем сказать, что причина вымирания имеет духовные корни», — считает Святейший Патриарх.

«Церковь всегда учила, что убийство ребенка во чреве матери — страшнейший смертный грех. В наше же время в России ежегодно совершается поражающее воображение число абортов. Что же удивительного, что народ вымирает? Спрашивается, а достоин ли такой народ еще жить? Не справедливо ли становится он поношением человеков? И не должна ли Церковь возвысить свой голос в защиту нерожденных детей? И не падет ли на нас — пастырей народа — вина в их смерти, если мы будем молчать? Разве не должны мы, пастыри, считать своей обязанностью неустанно противоборствовать детоубийству?», — сказал Святейший Патриарх.

Предстоятель Русской Церкви назвал эвтаназию одной из форм самоубийства

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что одним из следствий неуважения к бытию человеческой личности в России становится пренебрежение к своей собственной жизни. «Нет ничего хуже самоубийства, однако количество этих страшных грехов с каждым годом растет. Основная причина этого явления — отсутствие цели в жизни, неверие в жизнь будущего века», — сказал Святейший Патриарх в докладе в Храме Христа Спасителя на Епархиальном собрании г. Москвы.

«Широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это греховное „право“. Предпринимаются попытки объяснения самоубийства в медицинских терминах, дав ему название „эвтаназия“. Ужас ситуации состоит в том, что орудиями убийства предполагается сделать врачей, которые по долгу службы обязаны заботится о сохранении жизни человека. Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении — это крайняя степень отпадения от Бога… Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе как скрытый или явный сатанизм», — заявил Святейший Патриарх.

Святейший Патриарх Алексий подверг критике священнослужителей, не способных противостоять натиску секулярного мира

По мнению Святейшего Патриарха Алексия, влияние секуляризма стало заметно в среде духовенства. «Сегодня в этой области нам приходится наблюдать ряд явлений отрицательного характера — это общая статичность церковного быта, отсутствие динамики в приходской деятельности, слабая посещаемость храмов молящимися в богослужебные дни, отсутствие религиозных интересов у подрастающего поколения», — заявил он на проходящем в Храме Христа Спасителя Епархиальном собрании клириков г. Москвы.

Из причин, приводящих к этим явлениям, Святейший Патриарх отметил оскудение молитвенной настроенности, духовного горения перед Богом у части духовенства. По мнению Патриарха, «тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни… Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам торгуют «церковными услугами».

«Ничто так не отторгает от веры людей, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом», — напомнил присутствующим Патриарх.
По мнению Патриарха, недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, в особенности за Святое Крещение, дабы не отвечать пастырям на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей. «Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божьего, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием», — заключил Патриарх.

Его Святейшество обратил внимание на негативные тенденции в пастырском служении московского духовенства

В докладе на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил отдельные негативные тенденции в пастырском служении московского духовенства, воспитанного в советскую эпоху. «У некоторых священнослужителей обнаруживается теплохладность, равнодушное отношение к своим обязанностям, — заявил он. — Думается, Епархиальному совету следует внимательнее относится к испытаниям кандидатов в священство и, принимая решение о возможности посвящения ставленника в сан, обращать самое пристальное внимание на соответствие его способностей требованиям времени».

По свидетельству Его Святейшества, во взаимоотношениях пастырей и прихожан иногда существуют проблемы, возникающие в результате деятельности как безудержных «прогрессистов», реформаторов-неообновленцев, так и неоконсерваторов, неостарообрядцев, фанатично цепляющихся за все старое, боящихся всего нового. «Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта… Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всем должна быть разумная дисциплина и благоустроенная свобода», — сказал Святейший Патриарх.

В практике духовничества священник-«младостарец» требует неукоснительного послушания не Христу и Его Церкви, а себе, тем самым он обманывает людей, спекулируя на церковной мудрости о том, что послушание выше поста и молитвы. «Страшно, когда священник, как бы забывая Христа, на первое место ставит свое «я», устраивает в Церкви секту… Духовное руководство — это не манипулирование сознанием людей, это власть любви, а не духовного насилия», — сказал в заключение Святейший Патриарх Алексий.

Предстоятель Русской Церкви назвал современное миссионерское служение пастырей «вторичной христианизацией»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на Епархиальном собрании в Храме Христа Спасителя с горечью назвал современное общество «постхристианским». «Это означает, — заявил он, — что перед нами открывается необъятное поле для миссионерских трудов».

«Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация», требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса», — сказал Его Святейшество.

«Каждого человека, зашедшего в храм, священник обязан встречать с любовью, как желанного гостя, памятуя, что он не хозяин храма, а смиренный служитель Господа и Его народа», — сказал докладчик.

Но в первую очередь пастырю следует идти к тем, кто сам не может прийти в храм: это воинские части, детские дома, интернаты, дома престарелых, тюрьмы, изоляторы.

Однако работа с молодежью остается приоритетной для пастырей. «Если мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны относиться к ним с теплотой и вниманием, стремиться увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую тёплого слова и обращенную к Богу», — сказал Святейший Патриарх.

Святейший Патриарх Алексий возлагает большие надежды на православную журналистику

Говоря о современных формах миссионерского служения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что православная журналистика должна заполнить вакуум, образовавшийся от насущной читательской потребности в правдивых журналистских материалах, свободных от политических пристрастий, давления экономических заказчиков и требований развлекательной индустрии. Православная журналистика «способна взять на себя ответственность перед Богом и людьми за состояние души нашего народа», — заявил Его Святейшество на Епархиальном собрании духовенства в Храме Христа Спасителя.

Святейший Патриарх высоко оценил православные периодические издания, обращенные к молодежи: «Православная юношеская газета», издаваемая Новоспасским монастырем, православная студенческая газета МГУ «Татьянин день», журналы «Нескучный сад» и «Фома». Были также отмечены интернет-сайты: «Седмица.Ru» — сайт Православной энциклопедии и «Православие.Ru» — сайт Московского Сретенского мужского монастыря.

Вместе с тем, Святейший Патриарх предостерег православных журналистов: «Если мы не можем профессионально работать в журналистике, то лучше ею не заниматься; если мы не умеем отстаивать интересы Церкви в радио и телепередачах, то лучше не соглашаться на приглашение в них участвовать; если наши высказывания во время интервью могут послужить соблазном для других, то лучше промолчать».

Его Святейшество отметил трудности в религиозном образовании

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал московское духовенство обратить пристальное внимание на религиозное образование. В первую очередь, это касается воскресных школ, преподавание в которых, по мнению Первосвятителя, часто ведется формально, сухо и никак не соотносится с реальной жизнью.

В своем докладе на Епархиальном собрании в Храме Христа Спасителя Патриарх предложил ввести штатные единицы на приходах для педагогов воскресных школ. Кроме того, он отметил, что преподавание чаще всего ведется в воскресных школах для детей 5−12 лет, тогда как подростки остаются без религиозного окормления.

«Наиболее традиционные формы приходской деятельности подростков — это участие в богослужении, обучение церковному пению и чтению, помощь в алтаре, при благоустройстве или украшении храма. Необходимо только следить, чтобы труд детей был соразмерен их силам и воспринимался ими не как тягота, а как награда и почетная обязанность», — сказал докладчик.

Наряду с церковными предметами Святейший Патриарх предложил для освоения вводить в воскресные школы дисциплины общеобразовательного или прикладного характера: краеведение, историю, литературу, живопись и т. п., из прикладных предметов — столярное дело, резьбу по дереву, шитье, авиамоделирование, программирование. «Особой сферой деятельности воскресных школ является организация творческих кружков, например, театральных, хоровых, фольклорных, музыкальных… На приходах должны быть центры, где православная молодежь могла бы реализовать свои творческие стремления и потребности… Наиболее живой отклик у молодежи находят акции спортивного и военно-патриотического характера», — отметил Патриарх.

Первоиерарх Русской Церкви сказал, что необходимо предоставить подросткам возможность взаимного общения не только в храме, но и во внебогослужебное время, для этого могут быть организованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы помощи немощным членам прихода и многие другие формы деятельности подростков.

«Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви. Убежден, что данное направление работы воскресных школ имеет огромное значение и прекрасную перспективу», — сказал Патриарх.

Святейший Патриарх Алексий считает важной задачей создание православных патронажных служб при храмах

В своем докладе на Епархиальном собрании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо уделил внимание социальному служению московского духовенства. Он напомнил, что не раз говорил о важности служения милосердия в современном мире и о том, что оно имеет миссионерский характер.

«Люди верят не столько словам, сколько делам. Рядом с нами живут немощные старики, больные, инвалиды. Их родственники выбиваются из сил, ухаживая за ними, и очень часто пытаются искать помощи у Церкви, помощи не только молитвенной, но и бытовой. Можем ли мы не откликнуться на эту нужду?», — сказал Святейший Патриарх.

Для реализации этих целей Его Святейшество предложил создать при храмах или территориальных благочиниях православные патронажные службы, которые могли бы охватить своей заботой и помощью большое количество страдающих людей.

«У государства такой службы нет, — напомнил Святейший Патриарх Алексий, — поэтому множество беспомощных больных людей остаются без ухода. Церковь могла бы восполнить этот недостаток… Это могло бы стать ответом Церкви на пожелания, высказанные в наш адрес Президентом России В.В.Путиным». В будущем, — предложил Святейший Патриарх, — можно создать общую по Москве систему приема и удовлетворения заявок на патронажную помощь.

Кроме этой инициативы Первоиерарх Русской Церкви предложил в течение года подготовить договоры о сотрудничестве епархии с департаментом здравоохранения и департаментом социальной защиты города Москвы. Без этих договоров присутствие православных сестер милосердия в государственных учреждениях пока целиком зависит от личного расположения и отношения администрации к Православию.

«Если бы возможность сотрудничества была подтверждена на муниципальном уровне, это бы облегчило положение тех, кто занимается делами милосердия», — сказал Святейший Патриарх.

По мнению Его Святейшества, к каждой больнице должны быть прикреплены несколько священников, а отвечающая за больницу «требная сестра» должна иметь возможность в любое время связаться с ними по телефону.

Предстоятель Русской Церкви призвал прихожан московских храмов взять на себя заботу о сиротах и беспризорных детях

В докладе на Епархиальном собрании г. Москвы, проходящем в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал священников и прихожан московских храмов организовать попечение о беспризорных детях, которые направляются на лечение в московские больницы. «Несчастные дети, не знавшие человеческого отношения, и в больнице предоставлены сами себе, что их еще больше ожесточает», — заявил он.

Кроме того, проблему сирот верующие могли бы помочь решить и другим способом: брать детей в семьи.

Его Святейшество рассказал на собрании о том, как с подобным призывом обратилась к верующим Румынская Православная Церковь, и тогда сотни верующих взяли к себе в семьи детей-сирот. «Думаю, наши соотечественники не менее милосердны. Нужно просто поддержать их в этом благородном деле. Комиссия по церковной социальной деятельности могла бы организовать церковные курсы приемных родителей, бесплатно обучая желающих, выбирая из них тех, кто способен взять на себя такой труд. В дальнейшем нужно обязательно поддерживать такие семьи: предоставлять приемным детям места в православных школах, при необходимости помогать материально», — заметил Святейший Патриарх.

Пресс-служба Епархиального собрания г. Москвы


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru