Аргументы и факты | Аня Введенская | 10.12.2004 |
Прообраз русского Петергофа
БАРОН фон Допфф (1650−1718) остался в памяти потомков не только как воин, царедворец и губернатор Маастрихта, но и как создатель прекрасных садов Неерканне — памятника истории и архитектуры, сегодня находящегося под охраной ЮНЕСКО. Когда-то ими любовался Петр I. Согласно легенде, он задумал Петергоф, вдохновившись именно Неерканне. Спустя три столетия восстановлением скульптур на четырех террасах сада занимается русский скульптор Александр Таратынов.
Сидя у камина в огромном покрытом панелями из тисненой кожи зале дворца, нынешний владелец Неерканне — известный голландский предприниматель и реставратор господин Камиль Ооствейгл с удовольствием рассказывает о «третьем рождении замка Неерканне» и о «русском присутствии».
Спустя 300 лет после визита Петра замок находился в полном обветшании, а от садов в прямом смысле слова остались одни воспоминания. Они считались красивой легендой, пока в руки г-ну Ооствейглу не попала старинная книга с литографией садов. «Скептики продолжали настаивать, что это просто рисунок-фантазия. Я был уверен, что это правда».
Сначала отреставрировали дворец, которому была возвращена его первоначальная функция — роскошной резиденции для развлечения важных гостей: в нем открыли ресторан. Затем начался поиск убедительных доказательств существования садов. Археологическое исследование было доверено Делфтскому техническому университету. «С самого начала раскопок мы получили огромное количество доказательств, что сады-террасы и пруды-фонтаны существовали, — продолжает г-н Ооствейгл, — поэтому я сразу начал думать об организации реставрационных работ».
Скульптор Александр Таратынов, выпускник Института им. Сурикова, автор многих памятников историческим личностям, установленных в Европе, считает, что стал участником реставрации садов шато Неерканне благодаря… Петру Первому.
— Нынешний владелец Неерканне увидел мою работу — восковой бюст Петра на выставке в Маастрихте — и сразу же сделал заказ. Мы поехали смотреть шато, и он представил мне небольшую старинную гравюру с изображением садов, где были видны малюсенькие фигурки скульптур. Господин Ооствейгл тогда и сам не знал, что это за персонажи. Одна из скульптур была Меркурием, другая то ли Дианой, то ли Флорой. В конце концов выяснили, что все-таки Флора. Все скульптуры я отливал в России, в моей мастерской. Отдельные детали, в частности венок из полевых цветов, — особенно сложная часть работы, почти ювелирная.
Когда установили бюст Петра и другие скульптуры, стало очевидно, что нельзя обойти и самого хозяина и создателя садов — барона фон Допффа. К счастью, сохранились его портреты, на основании которых я работал. Композиция с Бахусом — напротив, свободная вариация на тему фонтанов в барочных садах, потому что никакого точного описания до наших дней не дошло. Изображение большого фонтана на пятой террасе имеется, но, увы, его не хотят восстанавливать.
Как найти рисунки Петра I?
ПОДХОДИМ к краю бывшего пруда: перед нами поросший травой котлован метров 30 на 70. По замыслу барона фон Допффа, в этом пруду должен был отражаться замок, создавая так называемый зеркальный эффект. Эта, пятая, терраса принадлежит сегодня другому владельцу — фонду «Ландшафт Лимбурга».
Там видят будущее участка иначе:
— Мы вынуждены работать в жестких рамках бюджета. Поэтому пока вопрос о фонтане с Нептуном неактуален. У нас хватает технических проблем — грунтовые воды изменили течение, вода больше не держится в пруду. И вообще, как знать, что этот фонтан с Нептуном на гравюре не фантазия художника?! Мы за восстановление обнаруженных нами остатков острова середины XIX в. Скорее всего, мы установим на острове вазу с цветами или закажем какую-нибудь современную скульптуру.
«Ваза с цветами» или «Нептун с дельфинами»? У Александра Таратынова нет сомнений:
— Это уникальный для Нидерландов шедевр садово-парковой архитектуры, поэтому восстановление всего ансамбля в первоначальном виде — единственно логичное решение. Это же абсурдно, что четыре террасы уже восстановлены в первоначальном виде, а пятая, самая большая, будет возвращена к состоянию середины XIX века!
— Царь Петр имел привычку все записывать и делать рисунки. Возможно, эти записи находятся в архивах Петербурга. Или их вывезли во время революции, — задумчиво разглядывая террасы из окна замка, рассуждает его владелец Камиль Ооствейгл. — Жаль, что я не знаю русского, иначе сам бы поехал в Петербург и занялся поисками. Вполне возможно, что где-то на полке лежит рисунок фонтана Неерканне, сделанный рукой русского царя… Интуиция мне подсказывает, что этот рисунок сохранился…
Нидерланды
АиФ Европа N 12 (97−100) от 9 декабря 2004 г