Русская линия
Парламентская газета Татьяна Корсакова10.12.2004 

Казачьему роду нет переводу
Но все-таки надо законодательно помочь ему

Время встало на дыбы, и надобно думать о стратегии постепенного охлаждения «горячей точки» на юге страны и севере Кавказа. Только политико-военно-экономическими мерами ситуацию не исправишь.

Только телами юных солдат брешь не закроешь.
Между тем ничего выдумывать не надо. Есть люди, которые готовы стать нашим живым заслоном и, что особенно важно подчеркнуть, заслоном умным, знающим местные законы, не с московского кондачка действующим в условиях условной границы на кавказском Юге России.
Это терское казачество. Вернее, казачество как таковое. Называя только одно войско, я рискую обидеть остальные: кубанское, донское, яицкое, сибирское и другие, ибо казачество — не географическое понятие и даже не политическое, а скорее нравственное.

Известный не только в Железноводске, но и на всем Северном Кавказе, Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа уже одним своим названием декларирует главную идею, заложенную в основание этого не так давно созданного образовательного учреждения. О ней мне рассказывала удивительная женщина, жена казака Валентина Васильевна Олейник.

Она является заслуженным работником культуры Республики Дагестан, в лицее заведует школьным музеем и преподает предмет «Культура, традиции и история казачества». Вот ее слова. Казаки, в частности гребенские, веками соседствовали с горцами, и у них много в культуре было общего.

Например, куначество. Кунак — это друг. У горцев, стало быть, и у гребенцов, было так: если в твой дом вошел гость, то с этих пор он твой кунак и ты не имел права забывать об этом. Даже во времена грозной кавказской войны XIX века русские офицеры, будучи в гостях у горца, становились его кунаками. Горец обязан был предупредить кунака об опасности, и, наоборот, казак, принявший в дом горца, отвечал за него. В начале XX века многие казаки отказались исполнять закон о запрете куначества, настолько свят он был для них.

Но о куначестве, возможно, слышали многие, продолжила Валентина Васильевна. Меньше знают про аталычество — это когда юного казака отдавали в семью горца, а горец из этой же семьи шел в казачью. Здесь, на Тереке, это было… Аталык — это человек, в другой семье живущий, воспитанник. Мальчика-казака отдавали, чтобы знал все обычаи горцев, а горца — чтобы знал все казачьи традиции. Для чего это делалось? Чтобы жить в мире. Вот она, та кавказская война: если аталык встречает аталыка, он никогда его не убьет — отойдет в сторону. Понимаете, как было? Теперь эти обычаи изучаются у нас в лицее в курсе «Культура и традиции». Это сближает детей разных национальностей, а у нас учатся не только казаки, и мы никак не разграничиваем их. Общая идея такова: «Не войной победим, а дружбой».

…Умные люди основали этот лицей: Иван Иванович Никишин, который работал сначала главой администрации г. Железноводска, а потом стал главой администрации всех Кавказских Минеральных Вод, был также депутатом краевой Думы, и Анатолий Федорович Дьяков, первый президент РАО «ЕЭС России», — казак, уроженец станицы Марьинская, ставший инвестором строительства… Дьяков построил необыкновенное по красоте школьное здание.

— Нечто особенное в архитектурном плане просто обязано было стать особенным и по содержанию, — сказала Людмила Васильевна Скороход, заведующая Железноводским отделом образования. — Вот и «нашелся» Анатолий Федорович, который, кстати, и сейчас готов помогать своему детищу. Идея казачьего лицея, как все необычное, пробивалась с трудом, но в конце концов удалось убедить всех.

Лицеистов с пятого класса знакомят с казачеством не как с обособленной общиной, а в жизни с соседними народами. Как исторически казачество вживалось в структуру народов Северного Кавказа? Как вообще появились казаки на окраинах России? Каковы традиции и святыни казаков?

— Патриотизм, стремление к воле, любовь к Отечеству — вот главное и общее в казачестве, — говорит В.В. Олейник.- Когда казаков ловили в Турции, они требовали, чтобы их казнили, как их предков, т. е. на кол сажали. За веру чтоб претерпеть! Где-то «патриотизм» — чуть ли не ругательное слово. Но только не у нас. У нас нормально все это понимается детьми, потому что «с малечку» учим. С малечку — понимаете? Как же они не будут понимать, когда у нас есть такие темы: «Истоки христианства у казаков», «Икона в казачьей семье. Значение ее. Почитание святых»? Это пятый класс, совсем еще дети! Дальше поздно будет. Вот вам патриотизм. Далее — «Казачьи церковные праздники». Они немного отличаются от общерусских тем, что связаны как с православными святынями, так и с защитой Родины, защитой границ.

Тут в разговор вступил Анатолий Владимирович Кузнецов, кандидат филологических наук, заместитель директора лицея по вопросам казачества:

— Если возьмем территорию от Буга до Дальнего Востока, то вы увидите, что казачьи обычаи, традиции — это закон, общий для всех казаков, их девиз всегда был — «За веру, царя и Отечество». Вера и Отечество и сейчас присутствуют в казачьих законах. Теперь — за веру, народ и Отечество. Обучение и воспитание и в лицее, и в нашем общежитии, которое мы называем Дом казака, подчинено именно этим законам. Есть у нас казачий круг взрослых, который состоит из преподавателей, и есть детская казачья организация, детское казачье самоуправление.

— Детям это нравится?

— Конечно. Мы каждую неделю проводим казачье правление, куда приходят свои ребята, из Дома казака, и местные дети, маленькие руководители — десятники. Между прочим, дети, — тут Анатолий Владимирович улыбнулся, — отработав определенное время в казачестве, требуют у нас поощрения: звание присвоить. Ну в общем-то правильно — они ведь растут и хотят расти, хотят гордиться собой. Мы и присваиваем. Казачья присяга у нас с 14 лет дается.

Специалист отдела образования Ольга Петровна Иванова сделала важное дополнение: «В Доме казака ребята воспитываются точно так же, как и в армии. Они несут вахту, у них есть дневальный ежедневно. День начинается с подъема, с молитвы, с утреннего осмотра, как положено, с физзарядки на стадионе: с первого класса по одиннадцатый с половины седьмого утра все уже на стадионе, даже зимой! Такая жесткая дисциплина касается только мальчиков, хотя в лицее учатся и девочки».

А в остальном это такое же, как все, образовательное учреждение. Только более четкое и строгое. Здесь любят науку. Действует «Учительско-ученическое научное общество», с этого учебного года организуется Малая академия наук. В лицее прекрасный музей: в нем главное — не бурки и бочонки, а рассказы о личностях, о героях казачества. Тут столько тем для исследований… Очень многие казачата выбирают для себя военную службу. С первого года лицей наладил взаимоотношения с пограничной частью, с военным институтом пограничной службы. Василий Иванович Абраменко, казачий есаул, заместитель директора лицея по АХЧ, сам вывозит ребят в Пограничные войска. Пограничники рассказывают и показывают лицеистам, как задерживали боевиков. Для казачат все это безумно интересно, потому что казаки издревле — те же пограничники.

Центральный зал музея Русской национальной гимназии в станице Расшеватская Ново-Александровского района посвящен собственно истории станицы.

Любовь Петровна Певкина, основатель и директор гимназии, заслуженный учитель РФ, сказала про школьный музей: «Здесь живет душа станицы». Не о ценностях, мне кажется, она говорила (их здесь, как мы убедились, очень много: и иконы, и подлинные утюги, ткацкие станки, шали, колыбельки, и подлинные документы). А душу я в другом увидела — это семейные газеты. Современные, вчера сделанные. «Царское войско», «России служат казаки», «Мы родом из детства», «Казачьему роду Корвяковых нет переводу"… (много фотографий с подписями: казак Корвяков Иван Стефанович служил на флоте. Его отец Корвяков Стефан Иосифович — участник Великой Отечественной войны. Дети Ивана Стефановича Николай Иванович и Виктор Иванович служили в Германии. Наконец Корвяков Павлик, самый младший, казак в шестом поколении, тоже сфотографирован в казачьей папахе…) В каждом классе ребята оформляют газеты или альбомы о своих родственниках — Гречихиных, Сыромятниковых, Толоконниковых…

— Наставники у ребят — настоящие казаки: скажут, как отрежут, — не без гордости заметила Певкина. — Приказ обсуждению не подлежит, если атаман сказал, что надо поступать именно так. Здесь ненавязчиво воспитываются и нравственность, и духовность, и умение вести себя достойно. Вот это мужское начало очень сильно формируется в этой организации «России служат казаки».

— Как вы считаете, Любовь Петровна, казачество возродится?

— К сожалению, возрождение казачества идет очень медленно, и только потому, что нет серьезной государственной поддержки, — считает директор гимназии.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика