Культура | Ирина Лейтес | 09.12.2004 |
Федор Алексеев был человеком простого происхождения (его отец, отставной солдат, нанялся работать сторожем Императорской Академии художеств). Точная дата и даже год его рождения неизвестны — кстати, экспозиция 1953 года тоже была связана с «круглым» юбилеем, если вести отсчет от 1753 года. Разделенный на три части выставочный комплекс Инженерного корпуса ГТГ очень подошел концепции выставки. В небольшом боковом зальчике висят уменьшенные копии работ европейских художников, специализировавшихся в жанре городского пейзажа. Они смотрятся как своего рода отчет — и, действительно, Алексеев, в 1773 году с отличием закончивший Академию художеств, последующие пять лет провел в Венеции на стажировке. Как свидетельствуют документы, она проходила как-то не очень ладно, и вообще Алексеев попал в Венецию, когда там настали не лучшие времена. Расцвет всевозможных искусств, который Светлейшая республика переживала весь XVIII век, закончился как раз к 1770-тым. Пышный венецианский стиль, когда-то бодро влившийся в общеевропейский поток стиля рококо, теперь одряхлел и отступал перед набиравшим силу классицизмом. Но классицизм и Венеция — все-таки две вещи несовместные.
Начиная с 1720-х, художник Антонио Каналь, по прозвищу Каналетто, и его племянник Бернардо Беллотто, а вслед за ними и другие с успехом культивировали утонченный и эффектный жанр ведуты — городского пейзажа, сделанного при ясной, солнечной погоде с достаточно глубокой перспективой. С легкой руки дяди и племянника ведута распространилась по всему европейскому континенту. Но во времена Алексеева, который прибыл в Италию именно как начинающий мастер ведуты, почти никого из великих уже не осталось в живых. Конечно, сохранялась традиция, но ее развивали почти одни эпигоны. Алексееву, который в Венеции в основном занимался копированием работ Каналетто, Беллотто и других мастеров прошлого, казалось, что ведуту лучше делают в Риме, который к тому же становился оплотом нового классического стиля. Художник рвался из Венеции в Рим, однако ему помешали, и он был вынужден вернуться в Россию.
В Петербурге карьера Алексеева сначала надолго затормозилась, потом стала налаживаться, а в 1790-е наступил замечательный расцвет его творчества. Кисть живописца приобрела дополнительную мощь, и один за другим стали появляться виды Петербурга во всей его торжественной, вновь созидающейся красе. Очевидно, Северная Венеция сумела предоставить художнику тот творческий импульс, которого так не хватало ему в одряхлевшей «царице Адриатики». В центральном зале выставки собраны картины, которые Алексеев создал в 1790 — 1800 годы. Тогда пригодились ему уроки перспективной живописи, полученные в академии и в Италии.
Величавое пространство Северной столицы по воле мастера раздвигается и сдвигается. Петербургские виды Алексеева — это ландшафты, очень выстроенные, но художник умудряется сохранить непосредственность взгляда. Его манере присущи классическая медитативная размеренность и в то же время отменная живость. Алексеев первым из русских пейзажистов стал работать в крупном масштабе. Это было вполне закономерно, ибо его картины в первую очередь предназначались для украшения дворцовых интерьеров. Устроители выставки недаром оформили центральный ее зал именно как дворцовое помещение.
Но вот что более всего примечательно в пейзажах Алексеева: столь любимое им пространство Петербурга и других русских городов наполняется неким новым, иным качеством, которое удивительным образом становится напоминанием о когда-то оставленной им нелюбимой Венеции — и это напоминание останется с художником на всю жизнь. Под его кистью холодная столица северной страны преобразится в место, где царит вечное лето; да и вообще художники России научатся изображать русскую зиму спустя 70 — 80 лет. Цвет невской воды у Алексеева отсвечивает венецианской зеленью, лодки невских перевозчиков приобретают явное сходство с венецианскими гондолами. Питерские облачка он превратит в источающие золотистый свет, причудливые воздушные замки с розовым отливом, которые так любили сооружать в своих картинах Тьеполо и Веронезе.
В начале царствования Александра I Федор Алексеев, к тому времени ставший уже вполне заслуженным художником, получивший многие академические регалии, направляется начальством в Москву для писания тамошних видов. Он сделал их во множестве и, как всегда, мастерски (в чем зритель может убедиться тут же, в центральном зале выставки). Однако, судя по этим видам, на него, жителя самого европейского из городов России, Москва произвела примерно то же сильное, хотя и диковатое, впечатление, что и на Наполеона и его армию, которые пожаловали сюда десятью годами позже. Живописные виды Москвы работы Ф.Я.Алексеева, а также большая серия подготовительных эскизов, созданная в 1801 — 1802 годах совместно с учениками Мошковым и Кунавиным, ко всему прочему оказались в числе бесценных воспоминаний о том, как выглядела Москва до пожара 1812 года. Эти эскизы из так называемой «портфели N 189», весьма неравноценные по качеству, — довольно интересное, хотя и несколько утомительное дополнение к выставке — заняли второй боковой зал. Организаторы вволю порезвились, устраивая в нем целые кварталы допожарной Москвы — с помощью перегородок, куда эскизы помещены ленточной развеской. Внимательный зритель увидит некоторые знакомые улицы и здания, которые чудом смогли сохранить свой прежний облик, но гораздо больше он встретит здесь того, что исчезло навсегда.
N48 (7456) 9 -15 декабря 2004 г.