Независимая газета | Екатерина Ефремова | 09.12.2004 |
В феврале этого года некоммерческий фонд «Связь времен», учрежденный известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом, приобрел уникальную коллекцию произведений российского ювелира Петера Карла Фаберже на аукционе Sothby’s. Частью этой коллекции, состоящей почти из 200 предметов ювелирного искусства, являются девять императорских пасхальных яиц-сюрпризов, созданных в петербургской мастерской Фаберже в 1885—1916 годах по заказу императоров Александра III и Николая II для подарков августейшим супругам. Несмотря на то что коллекция уже давно находится в России и выставка в Эрмитаже не первая в ее гастрольном туре по России (началось все, как известно, в музеях Московского Кремля), статус ее до сих пор не вполне определен: по информации некоторых источников, доаукционная продажа состоялась с негласным условием, что коллекция будет передана государству, по мнению же представителя фонда «Связь времен» Андрея Шторха, речь шла о «возвращении коллекции в Россию». В итоге два государственных музея — Оружейная палата Государственного Кремля и Государственный Эрмитаж — стали претендовать на постоянное размещение этой коллекции в своих фондах.
В планы ее владельца Виктора Вексельберга, похоже, не входил такой сюжет. Как вежливо заметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Не надо забывать, что в нашей стране существует частная собственность». Михаил Борисович был явно расстроен и не скрывал этого. В эрмитажной коллекции Фаберже вообще нет пасхальных яиц. Хотя Эрмитаж, безусловно, имеет некоторые исторические права на хранение этой коллекции: ведь именно в Зимнем дворце императорские пасхальные яйца были подарены, именно здесь их хранили и берегли. Кроме того, существует и весьма симпатичный проект создания специального музея в здании Главного штаба на Дворцовой площади или же в доме на Большой Морской, в котором находились и фирма, и магазин Фаберже.
Планы расширения эрмитажной коллекции были мгновенно развеяны по ветру официальным представителем культурно-исторического фонда «Связь времен» Андреем Шторхом. Он сперва долго разъяснял права фонда на вывоз принадлежащих ему культурных ценностей из России: мол, если что, так мы просто вывезем свою коллекцию за пределы страны. А на прямо поставленный вопрос не менее прямо ответил, что в 2005 году фонд собирается путешествовать со своей уникальной коллекцией, а затем строить для нее отдельное здание в Москве, ну что-то вроде корпоративного музея. За нынешний год фонд уже провел две выставки: в Патриаршем дворце Московского Кремля и в Областном краеведческом музее Екатеринбурга, где за два месяца выставку посетили более 100 тысяч человек, что стало для Екатеринбурга рекордом посещаемости культурно-исторических выставок за последние сто лет. В Эрмитаже выставка пробудет до середины февраля, а затем планируется ее продемонстрировать в Иркутске и Тюмени.
Владелец предпочел создать собственный музей. Остается утешать себя тем, что, как заметил директор Эрмитажа, «возможность вернуть назад утраченное в прошлом — купить обратно коллекцию Форбса — свидетельствует о мощном возвращении России на художественный рынок».