Русская линия
Парламентская газета Лора Зуева09.12.2004 

Православная обитель с русской душой
После долгих лет раздора вновь стала актуальной идея объединения Русской православной и Русской православной церкви за рубежом. А возможен ли этот союз? И что такое Русская православная зарубежная церковь?


В тихом и живописном местечке Джорданвилль американского штата Нью-Йорк в конце 30-х годов XX века возник Свято-Троицкий монастырь. Его основателями были архимандриты Пантелеймон и Иосиф. Они хотели создать тихий молитвенный скит, а воздвигли миссионерскую обитель, ставшую Центром Русской православной церкви за рубежом.

О’Джорданвилле и его обитателях, об истории и современной жизни Свято-Троицкого монастыря, о традициях русского православия за границей и перспективах объединения заграничной и российской церквей корреспонденту «Парламентской газеты» поведал инок Всеволод (Филипьев). Он является насельником американского Свято-Троицкого монастыря, где несет послушание в издательстве Преподобного Иова Почаевского под непосредственным руководством первоиерарха Зарубежной Русской православной церкви митрополита Лавра. Всеволод преподает в Свято-Троицкой духовной семинарии, автор шести книг и многочисленных статей по церковной тематике на русском и иностранных языках, член Союза писателей России.

— Скажите, Джорданвилль — это исключительно русский монастырь или там есть и американцы?

— В Джорданвилле есть американцы, но он все-таки остается русским монастырем. Богослужения, чтение в трапезе, обучение в семинарии — все это совершается по-русски. О тех американцах, которым удается прижиться в монастыре, можно сказать, что они совершают подвиг вживания в русскую религиозную культуру. Правила у нас для всех общие. Братия старается всем оказать внимание. У паломников есть возможность остановиться в монастырской гостинице, их допускают на все богослужения и к трапезе. Есть также отдельная женская трапезная. В Америке немало англоязычных монастырей, а Джорданвилль все-таки остается русским. Наш монастырь можно по праву назвать сердцем русского православного зарубежья. Его значение для жизни огромной русской диаспоры в Америке да и во всем мире чрезвычайно велико.

— После посещения первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром России в мае нынешнего года он стал той фигурой, с которой связывают надежды на объединение. Расскажите об этом человеке.

— Митрополит с восьми лет стал прислуживать в монастыре, а в 12 лет уже поступил в монастырскую братию. И по сей день митрополит Лавр показывает нам пример монашеской жизни, он везде с нами — и в храме, и на послушаниях, и в трапезной.

Когда владыка Лавр в ночь на 1 ноября впервые в качестве митрополита прибыл в нашу обитель, население Америки, переодевшись в костюмы ведьм, вампиров и домовых, справляло бесовский праздник хэллоуин. Примерно в полночь вдруг загорелся (или был подожжен) один из хозяйственных блоков. Ветер гнал пламя и на другие постройки. В актовом зале нашей семинарии висела Иверская икона Пресвятой Богородицы. Огонь, проникший в это помещение через окно, остановился у иконы. А вскоре пожар был потушен. Пострадали только стены. Это было заступничество Господа и Пресвятой Богородицы и испытание новому главе зарубежной церкви.

Почти о каждом насельнике Свято-Троицкого монастыря можно написать книгу. А уж о нынешнем настоятеле — митрополите Лавре, первоиерархе Русской зарубежной церкви, его мудрой доброте и смирении, — и подавно.

— Я знаю о вашей издательской деятельности, читала ваш интернет-журнал «Русский инок». Но говорят, что у вас есть и семинария?

— Семинария и издательство возникли при Свято-Троицком монастыре после того, как в 1946 году в обитель влилось Братство Преподобного Иова Почаевского, прибывшее почти в полном составе из Словакии. В архиве и музее собраны интересные материалы, есть большой библиотечный фонд русских книг, сохранены церковные и бытовые традиции дореволюционной России.

Сейчас мы выпускаем периодические издания на русском и английском языках, ежегодный календарь, а также миссионерскую англоязычную литературу. Если в годы «железного занавеса» монастырю приходилось печатать богослужебные книги, труды святых отцов, то ныне с этой задачей вполне справляются российские издательства. Теперь у нас появились более широкие возможности для издания миссионерской литературы, в которой так нуждаются новообращенные американцы.

— Чем сегодня живет Свято-Троицкий монастырь?

— Последние годы жизни нашего монастыря были озарены духовным светом погребения в обители Иосифа Муньос, верного хранителя Монреальской Мироточивой иконы Пресвятой Богородицы. Совсем недавно, в ходе перенесения останков митрополита Филарета (Вознесенского), была засвидетельствована их нетленность. Оба эти события привлекли в монастырь сотни богомольцев, духовно ободрили и укрепили насельников монастыря. Теперь на могиле брата Иосифа и в крипте, где поставлен гроб Владыки Филарета, непрестанно горят свечи, приносимые паломниками и богомольцами. Часто можно видеть, как люди приходят к их могилам, прося о покровительстве и помощи. Это подлинно народное почитание. Значение нашего монастыря усилилось и тем, что здесь фактически стала находиться кафедра первоиерарха Русской зарубежной церкви.

— К сожалению, нынешние отношения между двумя Русскими православными церквями не назовешь гладкими.- Остается только печалиться о том, что православные люди России и зарубежья разделены. Это препятствует взаимному духовному обогащению. Эмиграции жизненно необходимо общение с русским церковным народом, с русским старчеством. А тем, кто живет в России, необходимо ознакомиться с опытом церковной эмиграции, с тем, как беречь чистоту Православия, как хранить свое сердце, как достигать святости в наши нелегкие, времена. Пора наконец всем нам понять, что возрождение православной России невозможно до тех пор, пока не будет достигнуто единство между русскими православными людьми в Отечестве и в рассеянии. Конечно, для достижения сего вожделенного единства необходимо много трудиться и молиться, в чем да поможет нам Бог. *** P. S. В 2000 году Архиерейский собор в Москве принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой определяется норма церковно-государственных отношений. Возникли предпосылки для плодотворного диалога на новой основе. Этому развитию были посвящены две исторические конференции (в 2001 и 2002 годах), включавшие наряду с клириками обеих частей Русской церкви и независимых историков религии. Преодоление долголетнего разделения — процесс серьезный и трудоемкий. Не может не сказываться различие исторического опыта сторон. И все же налицо обоюдная готовность к полюбовному разрешению существующих противоречий, в том числе конфликтных имущественных отношений. Оки порождены прошлым, преодолеть последствия которого так нелегко.
07.12.2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика