Новые Известия | Михаил Поздняев | 08.12.2004 |
Согласно библейскому преданию, празднование Хануки было установлено в память восстания, поднятого за полтора столетия до н.э. человеком по имени Маттитьяху Хасмоней и пятерыми его сыновьями против греко-сирийских захватчиков. Одержав победу, Иудея вновь обрела независимость и возможность восстановить статус религии предков. Восемь дней в знак ликования после захода солнца возжигались светильники в заново освященном Храме Иерусалимском и во дворе перед ним.
Вспоминая последующую историю еврейского народа (впрочем, не только его), нельзя не отметить: то, что праздник, в сущности, историко-политического значения отмечается каждый год в каждой семье — для России более чем актуально.
Почему Хануку нельзя отменить, как, скажем, 7 ноября? Хотели многие — да не смогли. Отменить Хануку, в отличие от 7 ноября, нельзя не только потому, что Хасмоней с сыновьями подняли восстание против язычников, осквернявших их традиции и святыни, а у нас в 1917 году все происходило с точностью до наоборот. И не только потому Ханука неотменима, что Бог или, как пишут иудеи, Б-г осудит. Дело еще и в том, что, кроме веры в Бога, люди верят, хоть их режь, в то, о чем говорится в сказках. В то, что добро побеждает зло. В то, что, сколько веревочке ни виться, концу быть. И в то, что в мире происходят чудеса.
Ханукальной молитве — более двух тысяч лет.
Таким чудом для евреев стала не победа Хасмонеев-иудеев над Селевкидами-язычниками, переломившая ход истории, а скромный в историческом и геополитическом смысле факт, о котором в Писании говорится: «Греки, войдя в Храм, осквернили все масло, бывшее в Храме; когда же победило их царство Хасмонейское, то нашли лишь один кувшинчик масла, запечатанный печатью первосвященника, а масла, что было в нем, могло хватить лишь на один день. Но случилось чудо, и масло горело восемь дней».
В своем праздничном послании главный раввин России Берл Лазар очень доходчиво и остроумно отвечает на вопрос: «Почему так важно чудо ханукальной лампады?»
«Язычники не собирались истреблять евреев, — пишет раввин. — Они хотели „избавить евреев от предрассудков“. Большинство ваших заповедей, говорили они, мы понимаем и уважаем. Но есть у вас такие законы, которые не только мы, но и вы сами не понимаете. Раз вы не можете объяснить их, значит, это глупости, недостойные цивилизованного античного человека! И вы, евреи, должны от них отказаться, если хотите, чтобы другие античные люди относились к вашему народу как цивилизованному. А не хотите, так мы вас цивилизуем насильно! Именно поэтому, когда язычники вошли в Храм, они специально сняли печати с сосудов со священным елеем. Дескать, если вы хотите зажигать масло во славу вашего Б-га, мы не станем мешать. Но ваша заповедь, что масло должно быть ритуально чистым, — предрассудок. Масло может быть доброкачественное или недоброкачественное, а ритуальное или нет — какая разница?! Но Г-сподь в ответ дал знамение: елей, которого должно было хватить на день, освещал Храм 8 дней! Таким образом, Он объяснил нам: если вы соблюдаете заповеди, даже не понимая их, Я готов нарушить для вас даже законы природы, которые Я сам положил. И одновременно Он объяснил еще одну очень важную вещь: Я сотворил чудо о свете, потому что свет символизирует лучшее, что есть в человеке, — его душу. И хотя далеко не все может быть объяснено при помощи логики, знайте: Я, Б-г ваш, даровал каждому из вас способность зажечь светильник духовности, который никогда не погаснет… Мы должны всегда помнить слова наших мудрецов: „Самый малый свет разгоняет самый большой мрак“. Силы тьмы, как бы они ни ярились, не способны разбить маленький сосуд со священным елеем, который Создатель заложил в душу каждого человека».