Русская линия
Фонд Андрея ПервозванногоМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)08.12.2004 

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: Церковь — это не только духовенство, но и миряне.
То, что делает Фонд Андрея Первозванного, — это наглядное свидетельство того, что свое служение миру могут осуществлять и общественные церковные организации.

20 августа 2003 года, в праздник Преображения Господня, состоялась церемония рукоположения архимандрита Лонгина (Корчагина) в сан епископа Саратовского и Вольского. В ноябре 2004 года владыка Лонгин очень тепло встретил епископа Бостонского Михаила и возглавляемую им делегацию, сопровождающую святые мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в их путешествии по епархиям РПЦ. Несмотря на свою занятость, Преосвященнейший владыка Лонгин любезно согласился дать небольшое интервью редактору сайта Фонда Андрея Первозванного, инициировавшего принесение православной святыни в российские пределы.

— Владыка, мы очень благодарны Вам за теплый прием, за прекрасно организованную работу, за предоставленную нам возможность ознакомиться с Вашей епархией, с достопримечательностями Саратова, со святынями Ваших храмов. Хотелось бы спросить Вас о том значении, которое имеет пребывание святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в России.

— Я думаю, что трудно переоценить значение этого события для всей нашей страны, для всех, кому дорого имя великой угодницы Божией и самоотверженно последовавшей за ней сестры созданной ею обители милосердия. Принесение в Россию мощей святой преподобномученицы Елизаветы — это, как бы ее возвращение в страну, которую она так полюбила и где претерпела мученическую смерть, в славе. И потому я вижу здесь, прежде всего, акт исторической справедливости и выражение народного покаяния.

И для саратовской земли прибытие к нам честных мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны — это настоящий праздник. В сонме наших святых она являет собой один из самых светлых, тихих и в то же время ярких и значимых образов. Проблема нашего народа в том, что мы очень часто бежим от самих себя, стыдимся своей культуры, своей истории, пытаемся быть «как все» — а это оборачивается отчуждением от самой России, тем более — от православной веры. И в этом смысле жизнь Елизаветы Федоровны является для православных христиан удивительным примером того, как человек, который воспитывался в другой религиозной и культурной среде, нашел в Православии истину. Она не только полюбила Россию, наши святыни, нашу историю, наш народ, казалось бы, чужой ей по крови и по традиционному укладу, но и смогла открыть для себя и понять всю глубину и истинность нашей веры, всю красоту христианской души нашего народа. Ее покорило то, как люди, живущие здесь, приняли в свое сердце Христа, и покорило настолько, что уже после революции, неоднократно имея возможность уехать (и никто бы ее не осудил за это, как мы не осуждаем миллионы русских, убежавших от того ада, в который превратилась тогда наша некогда Святая Русь), она предпочла остаться в России, чтобы испить вместе с русским народом его страшную чашу страданий и скорбей.

К этой великой святыне, ее мощам приходят тысячи людей, и в том числе почти неверующие, еще не открывшие для себя значение Церкви, но любящие свою страну и уважающие ее историю. И это несмотря на то, что Церковь сегодня еще очень сильно умалена, мы находимся в процессе постоянного восстановления нашего дома, который достался нам без окон, без дверей, без кровли над головой.

По всей России воздвигаются храмы. Уже — то здесь, то там — горят на солнце золотые купола, но по сравнению с тем, что нам предстоит осилить, сделано еще очень мало. Впереди — труды и труды. Однако и в самой гуще всех наших строительных и организационных работ и забот мы не должны забывать главное: наша вера должна проповедоваться прежде всего нашими делами. Следование в жизни своим христианским убеждениям, исполнение евангельских заповедей — вот то, к чему мы призваны. Этого ждут от нас не только люди, общество, но и Господь. Нам необходимо об этом помнить. И в таком контексте пребывание святых мощей Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в России и в нашей епархии в частности приобретает огромное значение. Ведь, основав в Москве Марфо-Мариинскую обитель, Елизавета Федоровна соединила тем самым молитвенное служение Богу с практическим служением людям. Это высочайший образ служения: велико было милосердие Великой княгини, много людей получили от нее помощь. Но приходило к ней и много желающих посвятить себя Богу.

Очень значимо для нас и то, что принесение мощей святых преподобномучениц на нашу Родину возглавляет епископ Бостонский Михаил, представитель Русской Православной Церкви Заграницей. Это первое реальное действие, направленное на воссоединение двух частей Русской Православной Церкви. Люди, оказавшиеся в силу обстоятельств в начале XX века за рубежом, старались сохранить свою веру, свою русскость, свою любовь к родной земле, воспитать в этой любви и вере своих детей.

В нашей стране народ перенес много искушений, бед и скорбей, но те немногие храмы, которые оставались открытыми, были переполнены верующими. Все новые и новые люди наполняли храмы, хотя атеисты предрекали, что «вымрут старики и старухи, и все на этом кончится». Все мы знаем, как трудно было воспитывать детей в вере, как трудно было их причащать, как ребят, осмелившихся написать заявление для поступления в духовную семинарию, отправляли в армию. Но сейчас храмы открыты, и никто не мешает нам исповедовать веру Христову. Мы с нетерпением ждем, когда наступит время общения двух ветвей Русской Православной Церкви в полном объеме, чтобы мы снова могли вместе причащаться Святых Христовых Таин. Мы будем молиться перед мощами святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары о нашей Церкви и нашей земле с любовью и заботой о ней. [img#2]

— Владыка, на крестном ходе, проходившем по улицам Саратова я видела очень много детей, в том числе совсем маленьких. Это не может не радовать, ведь сколько храмов ни строй, если туда не придут дети и подростки, они вскоре опустеют. Как Ваша епархия взаимодействует с воспитательно-образовательными учреждениями, школами, вузами?

— Все, что мы можем делать в наших условиях, мы делаем. Сотрудничество нашей епархии с вузами и школами сейчас находится в стадии становления. Действуют и открываются новые приходские воскресные школы, и мы надеемся, что скоро детей в храмах будет больше.

— Я знаю, что Вы сотрудничаете и с учреждениями культуры, например, с Саратовской консерваторией, краеведческим музеем, художественным музеем имени А.Н. Радищева, который в 2003 году получил в ВВЦ в Москве диплом самого лучшего музея фестиваля «Интермузей», чему я лично была свидетелем.

— Да, такое сотрудничество действительно идет. Совсем недавно в большом зале Саратовской консерватории состоялся открытый общедоступный концерт хора нашего кафедрального Собора. Вообще с консерваторией у нас сложились самые добрые отношения. Проводим мы и общие выставки с Радищевским музеем, который, обладая богатейшим собранием живописи, является одним из лучших музеев русской глубинки. До революции Саратов смело можно было назвать культурной столицей Поволжья. Это был университетский город, и его консерватория, к слову сказать, считалась да и считается третьей после московской и петербургской. К счастью, эти культурные традиции не потеряны.

— Владыка, не могу не спросить Вас о Ваших любимых авторах в музыке и литературе.

— Я люблю классическую русскую церковную музыку: Чеснокова, Гречанинова, Рахманинова. Вообще люблю осмысленное профессиональное пение, когда люди понимают, что и для чего они поют. Что касается литературы, то прежде я много читал и западную, и нашу отечественную классику. Но после моего знакомства со святоотеческой литературой, по принятии монашества, литература классическая отошла для меня на задний план. В основном сейчас я читаю книги, которые мне необходимы как архиерею, как пастырю, как человеку, который должен иметь, что сказать людям. Художественная литература осталась для меня, можно сказать, в прошлом. А из того, что когда-то любил… сохранилась большая любовь к Гоголю и Достоевскому. Я и сегодня мог бы с большим удовольствием еще раз прочитать «Мертвые души».

— А что Вы можете сказать о Фонде Андрея Первозванного, который инициировал и организовал проведение программы по принесению мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в разные епархии РПЦ?

— Я не устаю повторять в проповедях: «Братия и сестры, не ждите, что за вас все сделает духовенство. Церковь — это не только духовенство, но и миряне. Церковь — это мы все». И то, что делает Фонд Андрея Первозванного, — это как раз очень наглядное свидетельство того, что свое служение миру может осуществлять не только клир, но и общественные церковные организации. Мы помним, сколько было открыто в начале 90-х различных фондов, которые не прожили и года. То, что Фонд Андрея Первозванного не оказался однодневкой, свидетельствует о том, что его деятельность действительно важна и нужна, что его сотрудники искренно хотят трудиться на благо Отечества и Русской Православной Церкви. Фонд делает большое дело, и мы очень бы хотели участвовать в вашей программе по принесению Благодатного Огня от Гроба Господня в епархии Русской Православной Церкви.

Беседовала Ирина АХУНДОВА


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика