Новые Известия | Марина Базылюк, С. Гамова, Михаил Поздняев | 07.12.2004 |
Поначалу тот факт, что на стороне Януковича решительно выступила Украинская Православная Церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а на стороне Ющенко — «все остальные», выглядел еще одним анекдотом про «хохлов» и «москалей». Действительность оказалась много сложнее. Свое недовольство официальными результатами второго тура выборов, помимо «патриарха» Филарета (Денисенко), главы раскольничьей Украинской Православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), выразили Верховный Архиепископ Украинской греко-католической церкви кардинал Любомир (Гузар), глава Всеукраинского Союза объединений Евангельских христиан-баптистов Григорий Комендант, епископ Церкви Христиан веры евангельской Михаил Паночко, заместитель главы Конференции Римо-Католических епископов Украины Маркиян Трофимяк и старший епископ Украинской Христианской Евангелистской Церкви Леонид Падун.
В обращении к Леониду Кучме руководители православных, католических и протестантских церквей Украины заявили, что молились за него пять лет назад и молятся сейчас. «Пусть поможет Вам Господь правильно прочитать знаки времени и осознать, как должен проявиться Ваш личный долг перед Ним. С Богом шутить нельзя».
Президент Кучма в некотором смысле внял обращению. Но, похоже, не потому, что денно и нощно молился, прося ответа у Господа. Просто г-н Кучма слишком хорошо помнит криминальные распри братьев христиан в начале 90-х, захваты храмов, избиение священников и мирян, переходы верующих из одного воюющего стана в другой, чтобы сегодня остеречься подливать масло в огонь. А вспыхнуть он может в любой момент. Это чувствуют и Папа Римский, и Константинопольский патриарх Варфоломей, и патриарх Московский и всея Руси, чьи воззвания к украинцам предельно деликатны и духовно взвешенны. Ведь речь идет уже о ситуации, когда все пойдут на всех.
Каждый день на площади Независимости начинается с молитвы — ею же и заканчивается. Вечером «Отче наш» с народом читает Ющенко. Иногда лидер оппозиции приводит на Майдан пятерых детей, которые вместе со всеми просят у Господа мира в родной стране. Этим ограничиваются и священники, принимающие активное участие в массовых демонстрациях, но никогда и никого не призывающие поддержать Виктора Ющенко.
В Киеве, в самый пик событий, когда «оранжевые» пошли на штурм резиденции президента, в толпе неожиданно появились три человека в рясах и малиновых скуфейках. Эта маленькая колоритная группка вызвала всеобщий восторг. Батюшки тут же, стоя рядом с омоновской цепью, блокировавшей подступы к резиденции, начали благословлять паству, охотно отвечать на вопросы. Отец Роман из Мукачева заявил корреспонденту «НИ», поинтересовавшемуся, зачем он здесь: «Мы всегда должны быть рядом со своими прихожанами. А они все здесь. Да вообще здесь вся Украина!».
Вся, не вся, но в минувшее воскресенье на Крещатик пришли православные, католики, баптисты, мусульмане, иудеи. И каждый, по очереди, читал свою молитву о единстве, благополучии Украины и бескровном разрешении кризиса. Осанну Ющенко не возносил никто. Площадь Независимости объединила верующих независимо от их символа веры — это факт, за которым просматривается многое. И прежде всего доверие к политическим силам, вера в их добрую волю.
В этой связи любопытна ситуация в Крыму. Большинство населения полуострова голосовало за кандидата от юго-восточных областей Украины, где приходы в основном подчиняются Московской Патриархии. За каждую открытую мечеть крымским татарам приходилось в прямом смысле биться. Запорожские казаки рассказывали корреспонденту «НИ», как они провели три похода в Крым, где «отбивали у татар православные святыни». Верховный атаман Запорожского казачьего войска Александр Панченко, прибывший в Киев сотоварищи для поддержки Виктора Януковича, говорил об этом с гордостью. Настроения в казачестве были с настороженностью восприняты в исламской среде юга Украины. И мусульмане качнулись к прозападному, значит, по их мнению, более терпимому к иноверцам Ющенко.
В адрес УПЦ Московского патриархата в последние дни звучало не меньше нареканий, чем в адрес Центризбиркома. Патриарх Алексий II в обращении к своей пастве на Украине ограничился совершенно теми же словами, что звучали и на площади Независимости. Митрополит Владимир (Сабодан) вообще как воды в рот набрал. Зато проявили неслыханную активность митрополиты Одесский Агафангел (Савин) и Донецкий Иларион (Шукало). Не брезговали ни открытой агитацией за Януковича с церковных амвонов, ни участием в политических митингах, ни даже раздачей денег «православному электорату» — по 200 гривен на нос за опущенный бюллетень. Эти позорные факты еще более подточили доверие к «московской церкви» у простых верующих.
На стороне Ющенко сегодня и большинство протестантов, удельный вес которых на Украине превосходит аналогичный российский показатель.
Их поддержка «оранжевых» не удивительна — изначально они настроены прозападно, к тому же неискоренима их память о ГУЛАГе и брежневских «психушках» и «запретах на профессию». Выбор прихожан Церкви Посольства Божия и приверженцев других протестантских церквей подсказал им выйти 1 декабря на «Марш Правды и Единства» с коленопреклоненной молитвой об исцелении Ющенко: по их убеждению лидер «оранжевых» был отравлен.
Третий тур президентских выборов назначен на 26 декабря. Католики в этот день отмечают Рождество. На явке избирателей такое случайное (или намеренное) совпадение вряд ли отразится. Греко-католики, так же, как и православные, отмечают Рождество 7 января, тех же, кто встречает его по западному календарю, в стране мало — в основном это жители Львовщины. Тем не менее Виктор Ющенко, у которого в этой части страны крепкая поддержка, обратился к своим сторонникам с призывом прийти в день выборов на избирательные участки. «Если Бог вывел нас на улицы, он простит нам и голосование в Рождество», — заявил Ющенко на митинге в Киеве. С таким же призывом он обратился к международным наблюдателям из Европы и США: «Чем больше вас будет, тем больше гарантия того, что выборы пройдут без грубых фальсификаций». Католическая Польша откликнулась на призыв первой — наблюдателей из этой страны ожидается больше, чем от любой другой.
Между тем в Ватикан прибыл духовный лидер украинских греко-католиков кардинал Любомир (Гузар), также не скрывающий своих симпатий к Ющенко. Цель визита — получить совет от Папы, как действовать в сложившейся ситуации. Встреча кардинала и Иоанна Павла II должна состояться сегодня. Не дожидаясь аудиенции, кардинал сам по прилете дал Ватикану ценный совет: «оказать духовное влияние» на украинских граждан. По его мнению, ни одно государство не может «существовать без моральных принципов, и настоящий момент является переломным в моральной и духовной жизни украинцев». Этот тезис — общее место во всех заявлениях религиозных лидеров, поддерживающих Ющенко.
При всем различии типов показной религиозности у Ющенко и Януковича (первый каждое воскресенье со всей семьей посещает храм, исповедуется и причащается, второй принадлежит к распространенной не только в России категории «подсвечников») ясно одно: приход к власти Ющенко гарантирует сохранение нынешнего статус-кво в положении ведущих церквей страны. Приход же к власти Януковича может повлечь за собой запуск на Украине российского сценария: государственная Церковь и дискриминируемые меньшинства…
Помните фильм «Покаяние»? Там в финале старая грузинка спрашивает: «Эта дорога ведет к храму?» — «Нет». — «А зачем нужна, — удивляется она, — дорога, которая не ведет к храму?».
И все же дорог, ведущих к храму, так же много, как и дорог, ведущих к свободе. У двух этих понятий направление, в общем, одно. Дороги разные.
Дорога, ведущая к Космодемьяновскому мужскому монастырю в Крыму, кажется, не может привести никуда. Летом сюда добраться еще можно, а в сезон бездорожья — звериными тропами. Не зря, наверное, здешние храмовые праздники, когда сюда стекаются толпы паломников, все в июне, июле и августе.
Первый, кто встретил нас у ворот монастыря, — старый кот неопределенной породы, монастырский старожил (он второй десяток лет здесь). Послушник Сергий, появившийся следом за котом, в прошлом биолог, — в обители только пять лет. «Если бы он мог говорить, — со смехом указывает Сергий на кота, — меня бы уже давно уволили, потому что он знает больше, чем я».
О себе Сергий говорить отказывается. Зато охотно отвечает на вопросы, касающиеся нынешней политической ситуации, при том, что в монастыре ни газет, ни телевизора. «Страну одолели сатанинские силы, — говорит Сергий. — Мы день и ночь просим Господа, чтобы президентом стал достойный человек». — «А вам лично кто симпатичнее?» — «Так я не видел ни того, ни другого. Видел только Путина и Кучму, когда они сюда приезжали. Но я знаю, что Янукович живет в венчанном браке, что он получил на выборы благословение…» — «А вы знаете, что у Януковича две судимости?» — «А вы знаете, кто после Христа следующим вошел в Рай?» — круто меняет тему разговора послушник. «Разбойник вошел». — «Правильно, разбойник. Пример Христа — разве не лучший для нас? Главное, чтобы человек раскаялся в своих грехах"…
После осмотра древностей и святынь за ворота нас провожали все те же старый кот и послушник Сергий. «Скажите, а трудно попасть именно в этот монастырь? Он особый в этом смысле?» — спросил один из нас напоследок Сергия. «Никакой не особый, — ответил Сергий. — А вы что, хотите уйти в монастырь?» — «Нет, у каждого из нас своя дорога». — «Вот это правильно. Каждый пришел в этот мир для чего-то своего. Кто-то, чтобы стать президентом, а кто-то, чтобы молиться за всех, воспитывать в душе любовь ко всем».
Если бы можно было совместить эти два занятия — может, вся выборная гонка на Украине выглядела бы совсем иначе.