Вести (Петропавловск-Камчатский) | Людмила Савина | 07.12.2004 |
Во времена воинствующего атеизма смысл жизни каждого человека измерялся тем вкладом, который он внес в прогрессивное развитие общества. А сторонники христианства утверждают, что человеческая жизнь мыслима только в общении с Богом, первым врачом наших душ, которые болят, страдают и нуждаются в лечении. А душу лечат в храме. Ныне, слава Богу, возрождается Православие на нашем полуострове. Народ пошел в храм, принимает крещение, на многих можно видеть кресты. Однако, что касается глубокой внутренней веры в Бога, то следует заметить, что у многих ее, к сожалению, нет.
Православный крестик и знак Зодиака
В автобусе стоит женщина, на шее у нее крест на цепочке, а рядом, тоже на цепочке — знак Зодиака. Можно себе представить внутреннее состояние этой женщины, ее душевный раздрай. Во что она верит, к кому обращается за помощью в трудную минуту? Можно предположить, что вместо утренней молитвы она заглядывает в Гороскоп, читает, что в этот день ей следует воздержаться от переедания, не злоупотреблять алкоголем и острыми ощущениями, обратить внимание на сны. Установка на целый день дана, можно отправляться в путь. Постараемся разобраться во всей этой мешанине.
В поисках правды
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», — учит нас Христос (Мф. 6, 33), призывая людей к нравственному совершенствованию, к тому, «…что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп., 4, 8). Что же касается чревоугодия, употребления алкоголя, острых ощущений, разжигающих низменные страсти, то в Православии все это считается грехом. То же самое относится и к разгадыванию снов и чтению гороскопов — все это от лукавого.
Вера или дань моде?
Когда рождается малыш, родители несут его в храм покрестить. В связи с этим мне рассказали такой случай: бабушка новорожденного настояла на том, чтобы родители покрестили своего младенца. Отец малыша, человек крещеный, с православным крестом на шее, несет его в храм, но при входе в святую обитель пересаживает сынулю в правую руку, чтобы не перекрестить лба — не дай бог, сослуживцы увидят.
А вот еще один скорбный момент: в храме Николая Чудотворца идет воскресная служба, священник произносит святую молитву, и вдруг среди благодатной тишины в кармане у одного из прихожан по мобильнику звучит мелодия: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке…».
А вот и вовсе прискорбный случай, который мне пришлось на днях наблюдать в храме Николая Чудотворца во время службы: из клироса, где поет церковный хор, вышла молодая женщина. Внушительный зад обтянут джинсами, волосы, вопреки установленному порядку, не покрыты платком. Во время чтения Святого Евангелия, когда истинно верующие стоят, преклонив головы, и ходить по храму не благословляется, эта мадам, как по подиуму, продифилировала от клироса до алтаря, ну прямо как в известном фильме: «походка свободная, раскованная, от бедра. Мужчины такую женщину не пропускают». Проделав путь в одну сторону, мадам той же «раскованной» походкой вернулась на клирос. Вот уж, поистине, прав был Высоцкий, когда пел: «Нет, и в церкви все не так, все не так, как надо!» Ну какие чувства могут вызывать такие примеры, кроме душевной горечи: не веришь ты в Бога — твое дело, но относись с уважением к чувствам верующих людей. Уж кому-кому, а служителям храма следовало бы соблюдать элементарные правила благочестия.
«Возлюби ближнего своего»
Очень часто приходится видеть такую картину: молодой человек, допив пиво, ставит пустую бутылку рядом с урной или на обочину тротуара: может, он и не христианин вовсе, а ведет себя воистину по-христиански, поскольку печется о незнакомых ему людях — бомжах, для которых сбор бутылок является единственным источником существования. Такие поступки перекликаются с неписаными правилами наших православных предков, которые во все времена старались помогать нуждающимся: при покосе, к примеру, поле не убирали до последнего колоска, а оставляли несжатые межи для сирот и вдов. А вот следующий пример не вызывает восторга.
На автобусной остановке, где народ дожидается дачных автобусов, подхожу к водителю микрика и спрашиваю:
— Вы скоро поедете?
— Когда надо, тогда и поеду, — грубит он, — а вас я все равно не повезу.
Я сразу поняла, в чем дело, а несведущим людям поясню: более двух лет назад в газете появился материал о случае неуважительного отношения одного из водителей «микриков» к женщине. Нетрудно догадаться, кто был его автором. Слова человека с православным крестом на шее, поразили меня.
— И вы столько лет таили в душе обиду? — говорю я ему. — Во-первых, я писала не о вас лично, а о вашем коллеге, а во-вторых, я сяду в «микрик» — и куда вы денетесь?
— Если вы сядете в «микрик», я провезу вас километра за два от вашей остановки — и топайте себе.
— Ваша сестра во Христе будет топать по бездорожью, а вы будете наслаждаться сознанием того, что отомстили ей?
— Именно так, — продолжал злорадствовать водитель «микрика».
Тут подошел пустой дачный автобус, забрал стоявших на остановке пятерых дачников. А водитель «микрика», красный от раздражения, не дождавшись, когда заполнится салон, с тремя пассажирами рванулся с места.
А я подумала о том, что этот человек золотой крест на шею повесил, а на самом деле никакой он не православный: истинный христианин не станет обижаться, раздражаться, мстить и радовать бесов излияниями злобы. Да ответь он мне добром на обиду — сколько бы грехов ему простилось!
01.12.2004