Русская линия
Новые Известия Сергей Соловьев06.12.2004 

У каждого свой бог
В Лондоне прошла самая скандальная выставка года

Бог Николаса Керзулиса глядит на нас в 35 глаз.
Британский Институт современного искусства (ICA) в Лондоне провел выставку «100 художников видят Бога». Почти все работы здесь провокационные и скандальные. Однако здесь никому и в голову не пришло громить экспозицию или засыпать устроителей судебными исками.

Перед входом в зал зрителей ожидает извещение: «Мы начали воплощать проект весной 2002 года, через полгода после катастрофы во Всемирном торговом центре. Тогда все говорили о Боге: СМИ переполнились предсказаниями и пророчествами, книги о Боге становились бестселлерами. Бог был всюду. И только художники молчали. Мы тоже решили задаться вопросом: как современный художник представляет Бога? Мы сразу условились, что эта выставка будет не о религии (нам было совершенно неважно, верующий художник или нет). 100 отобранных работ посвящено тому, как можно изобразить Бога в современном искусстве». Предложив изобразить нечто божественное, кураторы получили в ответ тоже нечто абстрактное, не имеющее ничего общего ни с иконами, ни с академическими картинами. Как оказалось, за современную икону может сойти и проекция треугольника, и неоновое имя Элвиса Пресли.

В первом полутемном зале посетитель оказывается перед стеной, на которой размещено около семидесяти картин, объектов, скульптур и фоторабот разных мастеров. Получился своеобразный арт-иконостас. Каждому из зрителей дается схема с обозначением авторов и названий плюс небольшой буклет, где художники пытаются расшифровать свое произведение (многие из них, правда, отказались это сделать).

Джери Пардо видит Бога в обыкновенном треугольнике.
Первое ощущение от стены — это все не про Это. Тут нет ни мистики, ни благочестия. Очень модный сейчас англичанин Дамьен Херст (тот, кто потряс мир своими заспиртованными акулами) представил на стене стеллаж с набором самых разных медикаментов, своего рода алтарь во имя спасения. В качестве главной работы выставки выступает композиция Николаса Керзулиса «Посвящение моей матери…». Посвящение представляет собой 35 глазах разного цвета, выложенных в стройные рядки, — неподвижные зеркала души. Кстати, что до зеркала, то именно оно, судя по всему, и стало главным символом Бога в ХХ веке. «Зеркало N 8» законодателя поп-арта Роя Лихтенштейна (умер в 1997 году) специально взято для выставки у частного коллекционера.

Кроме зеркал олицетворять Бога может абсолютно любой объект, к которому обращаются со страстью и сильным чувством. Так, кубинец Джери Пардо, живущий ныне в Лос-Анджелесе, заявил: «Бог — всюду», — и изобразил его в виде проекции треугольника. Синди Бернард считает, что понятие божественного — это музыка, оттого художница отдала на выставку фотографию рок-концерта в музыкальном супермаркете. Последовательней всех оказался техасец Терри Аллен, который выложил на стене неоновыми трубками имя ELVIS и написал: «Я вижу разницу между Богом и Элвисом Пресли только в том, что Иисус никогда бы не сочинил «Do the clam».

Самым скандальным (с точки зрения церковной ортодоксии), конечно, является произведение покойного австрийца Киппенбергера: деревянное распятие лягушки с перекошенными глазами. Здесь важно знать, что этот лягушонок (по имени Фред) не что иное, как альтер эго самого художника.

На другом этаже Института представлены видеоопыты. Среди них лидирует инсталляция безумно популярного нынче Тони Ауслера: он прикрепил к яйцеобразному объекту длинные седые пряди (символ мудрости) и спроецировал на него живое лицо проповедника, который убеждает зрителей быть добрее и выполнять заповеди.

«Говорящее яйцо» подводит к другой мысли, которую яснее всех выразил живущий в Германии Джимми Дурхам. В аннотации он написал, что Бог не может быть выражен средствами искусства. Разве что средствами антиискусства. Поэтому он и отправил на выставку листок со странным текстом: «В одной газете несколько лет назад я увидел его снимок с младшим братом. Ему было 12 лет, и в руке у него был обрез. Не знаю, почему он стал моим богом. Видимо, потому, что он — герой кровавой истории. И я молюсь ему, чтобы он ничего не сотворил».

Собственно, заявление Дурхама и стало главным итогом всей затеи. Все ожидали увидеть лицо нового Бога. Но получили зеркала, отражения, пустые глазницы или образы поп-культуры. Так возникла экспозиция того, чего нет.
Лондон


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика