Regions.ru | 26.11.2004 |
По мнению всех участников встречи, в России наступил новый этап государственного и политического развития, который требует разработки целостной государственной политики по отношению к исламу.
Сегодня идет трудный процесс становления новой российской государственности, формирования ее базовых ценностей, основ национальной идеологии, приоритетов внутренней и внешней политики. Речь идет об очень больших и серьезных ставках в грядущей идеологической войне, которая во многом определит будущее России.
Однако, в связи с тем, что Российская Федерация — светское государство, в котором религия законодательно отделена от государства, особую роль и значение приобретает взаимодействие исламских духовных лидеров с правозащитными организациями. Тем более что сегодня в России насчитывается более 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман, действующих порой разрозненно и не имеющих в связи с этим возможности полноценно защитить интересы простых граждан-мусульман.
Одной из ведущих мусульманских правозащитных организаций должна стать и уже фактически стала недавно созданная общероссийская общественная организация Хак «Справедливость». В Российской Федерации создана общественная организация, объединяющая в своих рядах представителей всех народов, населяющих нашу великую многонациональную Россию, сплачивающая тех, кто кровно заинтересован в реализации прав всех национальностей на сохранение и развитие своих культур, на взаимный обмен духовными ценностями, кто видит будущее своего народа в неуклонном подъеме производительных, творческих сил нашего общего Отечества.
Кроме того, участники встречи выступили с инициативой о создании института общественного уполномоченного по правам мусульман при каждом Духовном управлении мусульман, которые входили бы в соответствующие Комиссии по правам человека в регионах компактного проживания мусульманского населения при губернаторах областей или президентах республик.
Более 10 лет нашу страну систематически разваливали, устраивали «парады суверенитетов», которые привели к огромным потерям — и человеческим и финансовым. Только в последние годы ситуация стала выправляться. Однако, страсть к суверенитетам превратилась в тривиальный сепаратизм, подкрепленный интересами регионального криминала. Сепаратистская карта стала разыгрываться не только в некоторых национальных образованьях, но и в так называемых «русских» областях, которые стали вводить свои «конституции», законы, противоречащие Конституции единого государства. Там, где не уважают федеральные законы, там не чтят и свои местные традиции. И мусульмане, и другие «не титульные» народы в ряде субъектов Федерации, стали подвергаться дискриминации, притеснениям. Правоохранительные органы стали попустительствовать нацистским группировкам и закрывать глаза на учиняемые ими бесчинства.
Мы — законопослушные люди и хотим, чтобы в России соблюдался закон — единый для всей страны. Поэтому подавляющее большинство мусульман с энтузиазмом восприняло планы президента Путина по реформированию структуры власти в стране. При назначении губернаторов прекратится разыгрывание сепаратистской карты на выборах с последующей ее отработкой в ущерб интересам жителей региона и страны в целом. При назначении губернаторов прекратится парад сепаратистских региональных законов, противоречащих Конституции страны — будет единое правовое поле, в котором будет легче проводить единую внутреннюю политику. А значит, и права человека будут защищаться в соответствии с Конституцией России и нормами международного права.
Что касается выборов в Государственную Думу, то давно пора избавить наш народ от бандитов, скупающих голоса бедной части населения, и дать возможность партийного строительства, формирования нормальной партийной системы власти в стране.
Участники встречи отмечают, что в современной практике российских мусульманских организаций идет постоянный поиск эффективных механизмов, которые позволяют мусульманам занимать достойное место в российском обществе. Преодоление негативных последствий государственного атеизма, долгие годы господствовавшего в нашей стране, борьба за духовно-нравственное возрождение российского общества является первоочередной задачей и государства, и самих мусульманских организаций. Для этого необходимо возрождать систему духовного образования с учетом современных реалий, продолжать конструктивные межрелигиозные отношения в интересах установления прочного мира и согласия в обществе, использовать потенциал всех традиционных религий в России, раскрытие, которого будет способствовать сплочению и консолидации многонационального и поликонфессионального российского общества.
Участники «круглого стола» считают необходимым продолжить тесное сотрудничество мусульманских организаций с государственными органами и другими общественными организациями в деле разработки мер по объективному освещению в СМИ вопросов, связанных с исламом и жизнью мусульман. Необходимо укрепление и развитие политики толерантности и уважения ко всем народам многонациональной России, противодействие политическому экстремизму и терроризму.
Однако участники встречи констатируют ряд негативных фактов и явлений, имеющих место в современном российском обществе:
— в стране имеются факты нарушений права и свобод человека и гражданина, закрепленных во Всеобщей Декларации Прав Человека и других международных документах и гарантированные Конституцией Российской Федерации;
— жизнь миллионов россиян, в первую очередь — в республиках Северного Кавказа
— оказалась ниже официальной черты бедности. Уровень безработицы достиг критического предела, что является одной из главных причин социальной нестабильности в мусульманских регионах. — Серьезную озабоченность вызывают факты нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев;
— власти ряда субъектов Российской Федерации проявляют попустительство и зачастую не обращают должное внимание на дискриминацию по этническим признакам. Поэтому в некоторых регионах имеются факты пропаганды экстремизма, фашизма, антисемитизма, беспрепятственно действуют неонацистские организации, нагнетается антиисламская истерия;
— в недостаточной мере осуществляется общественный контроль за соблюдением прав и свобод человека в основных сферах жизни общества и государства;
— государство недостаточно твердо контролирует деятельность политических структур, занимающихся порой разжиганием межнациональной и межрелигиозной вражды;
— практически отсутствует общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов.
Обсудив доклады и выступления, участники «круглого стола» выработали следующие рекомендации:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации и законодательным органам субъектов РФ продолжить работу по приведению законодательства в сфере прав человека в соответствие с Конституцией Российской Федерации и международными обязательствами страны.
2. Государственной Думе ужесточить уголовное наказание за разжигание межнациональной и межрелигиозной вражды, за проявления шовинизма и национализма. Ускорить ратификацию основных международных документов в сфере прав человека, принятых Советом Европы и Международной Организацией Труда.
3. Правительству Российской Федерации:
— Принять меры по выплате долгов по заработной плате, пенсиям и пособиям;
— Организовать действенный контроль по соблюдению трудового законодательства и условий труда;
— Принять меры по экономическому возрождению регионов Северного Кавказа путем направления туда дополнительных средств на развитие производственной базы;
— Создать Экспертный совет по проблемам национальной политики при Министерстве региональной политики;
4. Руководителям региональных органов власти:
— Установить действенный контроль за деятельностью правоохранительных органов в целях недопущения произвола и насилия в отношении граждан Российской Федерации вне зависимости от их национальной принадлежности и вероисповедания;
— Создать необходимые условия для деятельности в регионах мусульманских правозащитных организаций.
6. Лидерам Духовных управлений мусульман России:
— Установить более тесный контакт с мусульманскими правозащитными организациями, в первую очередь — с общероссийской общественной организацией Хак «Справедливость»;
— Продолжить работу по духовному образованию и воспитанию подрастающего поколения с целью преодоления межнациональных и межрелигиозных противоречий.
— Усилить координацию между Духовными управлениями мусульман.
7. Участники «круглого стола» обращаются к Президенту Российской Федерации с просьбой:
— Оказать содействие и государственную финансовую поддержку мусульманским религиозным и правозащитным организациям.
— Включить представителей общероссийской общественной организации Хак «Справедливость» в состав создаваемой Общественной Палаты и в состав Совета по развитию институтов гражданского общества при Президенте России;
— Создать федеральный орган информации и содействия обучения правам человека, демократии и культуры мира.
Участники «круглого стола» призывают всех духовных лидеров мусульман и правозащитников, работающих в сфере защиты гражданских прав и свобод российских граждан-мусульман объединить усилия в данном направлении с целью недопущения использования так называемого «исламского фактора» для разрушения межнационального и межконфессионального согласия в России. И впредь совместно с органами исполнительной и законодательной власти продолжать работу по укреплению единого многонационального федеративного государства, каковым является Российская Федерация.