Русская линия
Русская линия Родион Юрьев02.05.2010 

Как мы хороним своих близких

Каждый человек хоть один раз в жизни сталкивается с печальной обязанностью позаботиться об упокоении тел своих умерших близких. За многие века Церковь выработала традиции и обычаи проводов в мир иной души и тела человека. Современное российское государство о душе не беспокоится, но похоронное дело регламентирует своими законодательными актами. К сожалению, наше всеобщее правовое невежество и нигилизм касается и этой печальной стороны бытия нашего современника. А наше странное законодательство, если его только прочесть, — а кто его читает? — выдаёт удивительные казусы. Оно и понятно, чиновники, далёкие от Православия, да и вообще от какой-либо религии, с трудом пытаются «родить» какие-то правила в отношении того, что бюрократам не подчиняется. Невозможно не удивляться таким, например, положениям «Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации», утверждённой Приказом Госстроя РФ от 10.01.2000 N 3:

Поминки

7.4. На поминки без приглашения являться не следует.
7.5. В доме усопшего не говорят громко и возбужденно, тем более — не смеются.
7.6. За столом оставляют не занятым место, где при жизни обычно сидел покойный; на стол ставят один пустой прибор; нож и вилку принято оставлять не рядом с тарелкой, а класть на нее.
7.7. Поминальный обед начинается с подачи первого блюда: щей, супа и т. д. Но это принято не везде, так же как и употребление спиртных напитков.
7.8. Обязательны на поминках кутья и блины, которые являются обрядовыми блюдами, связанными с представлением о потустороннем мире, солнце и свете. Первый блин обычно кладут на окно — для покойного.

Как видно из вышеприведённого нормативного акта, язычество чиновникам Госстроя гораздо ближе, чем православное понимание смерти. Впрочем, это акт был впоследствии отменён, вероятно, кто-то всё-таки его прочёл.
На чиновничьи благоглупости можно было бы и не обращать внимания, если бы достойное погребение близких не оставалось весьма затруднительным делом для многих православных. И затруднения эти возникают при вынужденном общении с государственными органами, на которые возложены заботы о похоронном деле.
На днях один мой хороший знакомый рассказал мне историю похорон своей престарелой матери. Вся семья моего знакомого — верующая, как и он сам и его близкие друзья. Все — люди церковные, регулярно участвующие в церковных таинствах уже не один десяток лет. В общем, вполне подпадающие под современное понятие православных верующих людей.

Итак, вот что он рассказал:

Вы же знаете, мама ничем особым не болела, просто слабела понемногу. Она не вставала уже почти два года, и мы примерно раз в два месяца приглашали священника её исповедать и причащать. В начале Великого поста, как обычно, пригласили домой батюшку. Он её соборовал, исповедал и причастил. После этого мама стала медленно угасать и на третий день, под утро, простившись с нами накануне, тихо скончалась. Мы, помолившись на исход души, начали читать по очереди псалтырь над телом усопшей. Хоть она и была чистая, но на всякий случай помыли, переодели, руки на груди сложили, маслом помазали, свечку затеплили, ладаном покадили.

Вспомнили и об оформлении смерти. Вызвали скорую. Приехавший врач зафиксировал смерть и сам сообщил в милицию о кончине гражданки такой-то. С началом рабочего дня пришёл молоденький участковый, стал протокол составлять. Шапку не снял, так и сидел, писал в шапке…

Милиционер, наконец, ушёл. Приехал батюшка, литию послужил. Мама лежит как живая, молитва течёт, фимиам, свечи. Родные и близкие уже все собрались, скорбят, псалтырь читать очередь.

Вдруг звонят в дверь, требовательно так, начальственно. Приехали санитары из морга, говорят с порога:

— Где труп?

Я спрашиваю:

— А вам зачем?

Они отвечают:

— Положено в морг забирать трупы.

— Может быть, оставите? Мы тело уже сами прибрали, молимся тут.

— Староверы что ли?

— Нет, — отвечаю, — православные. А что, если бы староверами были, вы бы нам оставили тело до погребения?

— Ну, тогда можно было бы через прокуратуру разрешение получить, они обычно староверам разрешают.

— А нам нельзя, выходит, раз мы не староверы?

— Нельзя. Если будете препятствовать нам труп забрать, вызываю наряд милиции. Не первый раз такое. Мы с вами тут воевать не будем. Наряд приедет, порядок тут наведёт.

Ну что тут мне было делать? Не устраивать же скандал прямо над телом мамы?

— Ладно, — говорю, — забирайте. Только зачем вам она сейчас? Сегодня государственный праздник, у вас там всё равно никого нет. Может быть, хоть до вечера оставите?

— Идёт, — говорят. — До вечера оставим. Можете молиться. Как закончите — звоните по телефону, мы приедем.

Ну, и слава Богу. Ещё подъехали родственники, друзья. Прощались, читали псалтырь.

Но вечер всё же настал, и пришлось мне самому звонить этому санитару и, как бы даже просить их приехать и забрать тело. Что делать, позвонил, приехали. Навесили бирку, завернули в простыню, положили на носилки, вынесли, бросили в газель и увезли мою маму. Горько, было, но что поделаешь?

Не могу не сделать ремарку в рассказе моего знакомого. Никакие санитары не имели никакого права без должных документов забрать тело усопшей. Вероятно, в морг поступил заказ на вывоз тела от врача «Скорой», но, согласно «Положению о порядке транспортировки и доставки в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория умерших..», НАПРАВЛЕНИЕ В МОРГ ДОЛЖНО БЫТЬ СОГЛАСОВАНО С БЛИЗКИМИ ПОКОЙНОГО. Так как такого согласования не было, то и забирать тело никто не имел права.

Утром мы с сыном отправились в морг, к судмедэксперту. Знакомые рассказали, что тело обязательно будут вскрывать, да ещё может быть очередь после праздников. Не то, чтобы я уж очень об этом беспокоился: раз уж забрали, бросили куда-то, что уж теперь? Да и тело всё равно должно сгнить в земле, но всё же решился спросить у служащего, нельзя ли не вскрывать тело мамы. Он, легко так, ответил: «Нет проблем. Идите в прокуратуру, несите бумагу. Нам-то что?».

Мы воодушевились, пошли в районную прокуратуру за спракой-разрешением не вскрывать тело. Помощник прокурора отправил нас в Следственный комитет, который тут же, в прокуратуре и находится. Пришли к начальнику, молодому человеку лет 35-ти. Стоим, просим, нельзя ли тело не вскрывать, нам отдать? Мы, мол, всю жизнь здесь живём, нас все знают и т. п. Начальник сидит, компетентно так, отвечает, что никак нельзя не вскрывать, и тычет в Процессуальный кодекс при этом. Мы опять просим, он — опять в кодекс. Мне это надоело, я ему и говорю:

— Что вы мне кодексом своим грозите? У нас, в конце концов, конституция есть. И вам, насколько я знаю, положено права граждан защищать. По какому такому праву ко мне приехали неизвестно кто, бирку привязали и забрали тело моей матери? Всем, говорите, это по закону положено? Если Матвиенко помрёт, ей тоже бирку привесят? У нас что, режим оккупационный? Мама моя что, преступление какое-то совершила? Или я — преступник, по-вашему? Вы тут, для чего сидите? У меня из дома без всяких документов забрали тело моей матери, а вы — и не чешетесь. Это в каком законе сказано, что обязательно из дома тело умершей в больницу везти? Пока жива была — не нужна была, а как умерла — вдруг кому-то её тело понадобилось. Для чего это, интересно знать? Вот вам, прокурорам и следователям, и разобраться бы надо в таких делах, а не в кодекс меня, старика, тыкать.

Начальник не стушевался, но тактику изменил. Говорит:

— А мы вообще тут не причём. Если хотите знать, по постановлению петербургских властей номеру такому-то, вскрывать тело умершего без волеизъявления близких можно только в том случае, если по факту смерти заведено уголовное дело.

Вот те раз! Интересно, а почему тогда никого не спрашивают и все тела вскрывают? Но нам было тогда не до всех. Я ему быстренько и говорю:

— В таком случае у меня к вам вопрос, как к юристу: чем отличаются ваши слова, сказанные сейчас мне, от этих же слов, написанных на бумаге? Только отвечайте честно, я старше вас в два раза, в конце концов.

Он и ответил честно:

— Ничем.

— А раз так, напишите мне эти слова на бумаге, и мы тут же уйдём.

Начальник задумался, позвал к себе помощника, и стали они советоваться. Попросили меня заявление написать, потом вдвоём два часа бумагу сочиняли, а мы с сыном всё ждали. Наконец, выдали нам такую бумагу, что ничего не понятно с первого раза. Потом разобрались всё же. Среди множества словес сказано примерно следующее: согласно .. вскрывать или не вскрывать тело умершего решают только близкие родственники при одном исключении: если уже заведено уголовное дело по факту смерти.

Жаль, я не запомнил, согласно с каким именно распоряжением и кого! Меня потом многие верующие спрашивали об этом, я даже снова к этому следователю сходил, но он сказал, что это распоряжение секретное, и дать его выходные данные он не может.

Действительно, вопрос вскрытия тела умершего близкого волнует очень многих православных. Это касается и мирян и, ещё в большей степени, монахов и священнослужителей.
В целом вопросы вскрытия тел умерших регулирует 48 статья «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». Приведём полностью текст этой статьи:

Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий

Патолого-анатомическое вскрытие проводится врачами в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания.
Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
По религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается членам семьи, а при их отсутствии — близким родственникам или законному представителю умершего, а также правоохранительным органам по их требованию.
Членам семьи, близким родственникам или законному представителю умершего предоставляется право на приглашение специалиста соответствующего профиля, с его согласия, для участия в патолого-анатомическом вскрытии. По требованию членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего может быть произведена независимая медицинская экспертиза в порядке, предусмотренном статьей 53 настоящих Основ.

То есть, при отсутствии подозрения на насильственную смерть и соответствующего заявления умершего или его близких, вскрытие не производится. Возникает вопрос: а кто может решить, отсутствуют подозрения или нет? Очевидно, те органы власти, которые, в случае подозрения насильственной смерти, имеют права и возможности проверить свои подозрения. В случае с моим знакомым, прибывший на «место происшествия» участковый вполне мог внести в протокол такие подозрения и, доложив по начальству, дать делу ход. То, что он этого не сделал, можно трактовать, как отсутствие подозрения на насильственную смерть, и, значит, согласно ст. 48, вскрытие производиться не должно. Впрочем, какого-то определённого указания в законодательстве по этому вопросу нет.

Мы бумагу взяли, и — обратно, в морг, за телом. Но не тут-то было. Говорят, что теперь надо идти в поликлинику за медицинским свидетельством о смерти. Но при этом «по-дружески» предупредили: «Но вы не надейтесь. Они никогда и никому такого свидетельства не выдадут. Всё равно к нам вернётесь».

Зашли с сыном домой, взяли на всякий случай мамину карточку, приходим в поликлинику. Участковую по дороге встретили, она говорит: идите к нашей завотделением, она всё сделает. Приходим, просим, а она — ни в какую. Мы мол, таких свидетельств не даём, это дело больницы. Мы просим: «Раз уж мама дома скончалась, может быть, дадите справку, в виде исключения? Можете у нашей участковой спросить. Она нам уже тридцать лет бюллетени выписывает». Позвонила, спросила. Карточку посмотрела и на меня набросилась: «Почему за семь лет всего одна запись в карточке?» Я отвечаю, что мама ничем особым и не болела, разве бронхитом, да сердце, бывает, побаливало, спина. Участковая-то всё видела, когда к нам приходила. Даже как-то выписала уколы, я делал сам, чтобы медсестру не гонять.

Заведующая отправила к заместительнице главврача. Та просто нас криком встретила: «Я только с врачом говорить буду!». Сын и говорит: «Я врач, заведующий хирургическим отделением военного госпиталя. Вот мои документы. Могу засвидетельствовать состояние бабушки в последние годы». Но ей не врач нужен был, ей просто надо было нас выгнать.

В общем, после двух часов издевательств (само собой, никому из них и дела не было, что перед ними стоит пожилой человек, у которого накануне умерла мать) свидетельство нам заполучить удалось. Потом я понял, почему. Мама была блокадницей, по современным правилам — участницей войны, а никакого положенного ветеранам медицинского профилактического обслуживания не имела. И дали мне медицинское свидетельство о смерти в обмен на карточку, в которой никаких записей о наблюдении за ней не было.

Был уже конец дня, но нам повезло: ЗАГС ещё не закрылся и нам без проволочек выдали свидетельство о смерти. Вернулись в морг, хотели забрать тело. Нам сказали, что уже поздно, транспорта нет, заберёте завтра. Мы вам тело приготовим, украсим и проч. Я сказал, что она чистая, мы всё сделали сами, но служащий на это не повёлся, говорит: «У нас тут положено тела мыть и украшать. Вы ведь завтра собираетесь в церковь тело везти, оно там ещё сутки простоит, гнить начнёт. Лучше не спорьте». Делать нечего, пришлось согласиться. Заплатил за это «обслуживание» 6 тысяч, только попросил ничего не делать с лицом, никакой косметики, мол, не надо. Обещали, да не выполнили, видать на потоке дело было.

+ + +

К рассказу моего знакомого мне почти нечего добавить. Антропологи утверждают, что самые стойкие из человеческих обычаев — это обряды погребения усопших. Разрушается всё: род, брак, семья, отношения между старшими и младшими, но люди веками несут тела своих родных на кладбища и совершают над ними обряды, которые совершали столетиями. Теперь же видно, что и от традиции погребения у нас почти ничего не осталось. Только самые стойкие — старообрядцы — ещё упираются.

В самом деле, ведь мы разучились умирать. Правильнее вообще сказать — нас отучили умирать. Смерть — как по Эпикуру, «когда она есть — меня нет, когда я есть — её нет», вытеснена в нашем сознании куда-то во вне. Несколько раз мне приходилось присутствовать на похоронах известных, уважаемых людей. Это «мероприятие» именовалось «гражданской панихидой». Страшное это дело, «гражданская панихида», — мрачное, лживое, лицемерное, смехотворное, только смех тут — какой-то инфернальный. Так провожают душу в Ад.

А наша Православная Церковь каждый день просит для нас, грешных, «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христовем…»

Родион Николаевич Юрьев — петербургский юрист, руководитель Юридического Бюро Юрьева

http://rusk.ru/st.php?idar=41418

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  р.б. Александр РПЦ    28.05.2010 23:35
Очень хорошая статья. Сам похоронил многих близких и сталкивался со всеми препонами, которые описаны в статье. И более того. Был случай перепутали в морге тело. Хорошо, что открыли посмотреть как там все сделали…….
Еще раз повторюсь, очень хорошая статья, можно ее использовать как практическое пособие при похоронах близких и выработать определенную линию поведения. Например не отдавать тело в морг.
У нас например в храме есть покойницкая, там даже летом не выше +10. Есть много народных средств как сохранить тело.
Например мы хоронили тетю в Белорусии летом, было +35, тело стояло несколько дней в доме и никаких признаков тления не было. Мы обкладывали тело в области таза, живота, рядом с головой пачками соли и применяли сухой лед. Лицо накрывали полотенцем промоченном в спирте (чтобы насекомые не проникли в голову). Потом перед погребением привели в порядок лицо.
Это все старые русские деревенские способы…….
  А.В.Шахматов    21.05.2010 09:00
Старообрядцы и староверы – это всего лишь ярлыки, то есть ничего общего с Христианством. Правильно--это русские православные, то есть чада РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ- дораскольной (17 век),допустимо называть – древлеправославные,но лишь только для того, чтобы не путать с "никонианами", то есть той частью народа,который пошёл за кровавой церковной реформой п.Никона.
  Аполонекс    20.05.2010 16:02
К сожалению в обществе все заботы властных чинуш, только о деньгах, которые они могут выдавить из вас за свои обязанности, которые они должны делать безплатно и без проволочек.
Власть – хочет жить в сласть за ваш счёт.
А власть для чела – это каждый чиновник оформляющий любую справку, ради другой справки…..И все эти справки нужны не вам , а опять же им!
Вам то нужно, просто похоронить тело!!!!!
  Олегоо    19.05.2010 22:35
Здравствуйте. Здесь много написано правильных слов, которые ведут в никуда. Как и все действия, которые делаются непонятно зачем. Порыв очень хороший и люди видно- добрые… Хотите чтоб всё хорошо было и на своём месте? так надо чистоту навести сначала.
Начните с элементарного, а может и главного:
Старообрядцы и староверы- не одно и тоже!
Православие и Восточная Католическая Церковь- не одно и тоже!
Подмена понятий ведёт к нарушению мыслеобразования- дальше к разрушению личности и общества.
Как пример: то, что общество наше разрушено- я думаю доказывать нет нужды…
  wwwuucyc.ru    11.05.2010 14:17
Очень спорный вопрос…
  Людмила Алексеевна Иванова    10.05.2010 10:59
- C интересом читается статья, как по А.П. Чехову. Данная ситуация для близких – проверка на стрессоустойчивость и разделение с усопшей последних мытарств на земле. Да, жизнь -это подготовка к смерти, за которой (верующие православные знают) вечная жизнь в Царстве Небесном…Без проверок, как за границу, не выехать с нашей Российской стороны.Тема актуальная. Всех ждёт эта минута расставания, а потом и встречи.
  Ирина Фр.    09.05.2010 00:27
"Только мусульмане…" – пост Ноны.

Я знаю не понаслышке, что такое вскрытие. Это куча трясущихся девочек, то ли будущих медсестер, то ли фиг знает кого, стоящих вкруг обнаженного тела. Это – хряк! – и тело распадается на две части. Далее – выдираются печень, желудок, кишечник, демонстрируются и швыряются обратно. То, что ниже ребер, вскоре начинает представлять собой кровавое месиво. Вперемешку с пеплом от сигареты вскрывающего. Поскольку он трясет пепел прямо… туда. Поверьте, отношение к усопшему в морге – это отношение уборщицы к половой тряпке. Благоговения столько же, если не меньше. "Ну, пошли дальше, девочки. Сейчас посмотрим рак. Хотите посмотреть рак? Правда, он воняет, предупреждаю…"
Можно нарваться на представителей младшего персонала, которые попросят потрошков домой. Для собачки. Она любит. И приучена.
По-моему, взять да и НЕ подвергнуть родного человека всему вышеописанному нет сейчас никакой возможности.
А еще, опять же по-моему, решение о предсмертных телесных повреждениях, о их наличии или отсутствии, принимается исключительно по вкусу освидетельствывающего. А поскольку смерть никого не красит, то далее все понятно. Готовь бабки. Сама все это однажды прошла, когда хоронила соседа по коммуналке. "Ну, признавайтесь по-хорошему, откуда у усопшего фингалы?" А откуда – падал многократно перед смертью, а я носила его на собственном плече до обратно кровати. А по требованию прокуратуры я уж была готова мешок сухарей собрать, понимая, что никто мне не поверит. Да вот сжалилось начальство, слава Богу…
  Нона    05.05.2010 18:24
Более 10 лет назад умер мой отец в том же Петербурге. О распоряжении забирать умерших в морг мы знали, родственники объясняли его местной спецификой – в городе ещё полно коммуналок, условия для похорон часто неблагоприятны. Нам не пришло в голову в такой момент оказывать сопротивление властям: покойному уже всё равно, вскроют его или нет, а живым зачем устраивать тяжбы у едва остывшего тела, когда и душа ещё так близко, что ощущается её присутствие? только мусульмане считают, что нарушение целостности тела не допускает душу в рай… Без суеты и поплакали, и помолились (я, как приезжая, позволила себе припасть к мощам великих местных святых), заказали панихиду и поминовение, вместе выбрали будущее надгробие, приготовили трапезу, собрали близких и друзей и чинно похоронили, в чём морг больницы св. Георгия нам никак не препятствовал и всячески помогал (кстати, запомнилось вывешенное там распоряжение по епархии: отпевать покойных только в храмах во избежание контактов с ряжеными самозванцами – жаль, что не везде побеждает эта трезвая мысль).
Простите, может, я не права, но думаю, что если православным и стоит заботиться о наведении большего благолепия в похоронном деле, то по официальным каналам и в спокойной обстановке, а не родственникам в такой скорбный момент…
  Р.Н. Юрьев    04.05.2010 17:44
С этим понятно, но мне нужно найти именно нормативный акт, на который можно было бы сослаться официально.
  Borees    04.05.2010 17:28
Часто думаю, как я буду умирать. Хотелось бы по-христиански, с молитвой, с мыслями о Боге и вечной жизни. Может быть, кто-то даже прочитает "Канон на исход души" А тут приедет скорая, начнет делать уколы, повезут в больницу, подключат к аппарату—не дадут умереть по-христиански. Надо будет в таком случае объяснить врачам, зачем их вызвали: чтобы засвидетельствовали факт смерти, а не спасали мою жизнь. А если смерти на этот раз не произойдёт, тоже будет неудобно перед посторонними. Как-то не совсем складно.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика