Православие.Ru | Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских) | 18.11.2004 |
— В Южно-Сахалинской епархии всего сорок три прихода. В прошлом году мы построили на острове Шикотан храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского. Рядом возведен домик священника. Этот приход очень активный. На острове Танфильева в 1997 году был поставлен 12-метровый крест. Этот остров ближе всех к Японии, она хорошо видна с берега. На Кунашире у нас два прихода, на Итурупе, откуда я вернулся десять дней назад, был освящен второй храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Есть приходы и на Северных Курилах.
— Как сами православные курильчане относятся к идее передачи островов Японии?
— Конечно, отрицательно. Все знают, что такое японцы. Наши люди могут повторить судьбу коренного населения Соединенных Штатов Америки — индейцев, которые в итоге оказались в резервации. Но это еще не самый плохой вариант: у индейцев все-таки есть своя территория, они владеют землей, охотятся, ловят рыбу. А здесь японцы уже ничего народу делать не дадут. Они установят свои жесткие законы, и русским придется просто выехать оттуда. Обидно и непонятно, на каком основании это может произойти? Если люди там родились и все время жили, почему они не имеют права продолжать жить на этих островах?
Если мы — правопреемники Российской империи и Советского Союза, то давайте вспомним исторические слова императора Николая I: «Где однажды поднят русский флаг, там он спускаться не должен». Я понимаю, что может спуститься, если на нашу землю придут захватчики, но здесь все происходит добровольно.
Наша областная Дума жалуется на то, что к Президенту России Владимиру Путину не попадают воззвания сахалинцев и обращения наших общественных организаций, протестующих против передачи островов Японии. Ситуация становиться сложной и вызывает серьезное беспокойство. Неудивительно, что японская сторона вновь заостряет вопрос «северных территорий». В Японии до сих пор издаются географические карты, где одним цветом закрашены и остров Хоккайдо, и Курилы, и даже часть Сахалина. Мы видели эти карты, и сахалинские общественные организации выражали протест против их издания. К сожалению, это не ошибка картографов, а целенаправленная политика нашего восточного соседа.
Японцы все равно не согласятся с тем, что им передают только два острова, а не четыре. Гряда Хабомаи о которой уже идет речь, это целый архипелаг из небольших островков. Там базируются наши погранзаставы, численностью около пяти тысяч человек. Пусть эти островки невелики по площади, но все же это наша русская земля. На Шикотане находиться крупные рыбоперерабатывающие предприятия. Они уже «встали на ноги», и находятся в состоянии экономического подъема. В прилегающих внутренних водах есть очень мощные биоресурсы, по насыщенности они занимают второе место в мире. Там обитают и морская капуста, и морские ежи, и трепанги, креветки огромных размеров, обилие рыбы — треска, минтай, сайра, горбуша. Это богатейший край и я считаю, что некорректно, не спросив мнения живущих здесь людей принимать долгосрочные политические решения.
— Одно время среди жителей Курил, как и всего Сахалина бытовали «чемоданные настроения». Люди рвались уехать на материк, считая, что на острове у них перспективы нет. Как обстоит дело сейчас?
— Сейчас ситуация все-таки изменилась, ведь не просто так стали строиться храмы. Есть прихожане, люди хотят в них молиться. Ситуация оздоравливается и в нравственном и в экономическом плане, она уже лучше по сравнению с тем, что было пять лет назад. Некоторые из тех, кто в свое время уехал, даже возвращаются обратно. Конечно, процесс миграции объективно существует, но так же объективен факт, что сахалинцы и курильчане хотят жить на своей земле и быть россиянами.
Необходимо принимать во внимание и духовно-нравственный аспект проблемы. Русские жили на этих островах и до 1905 года. Потом их захватили японцы, а с 1945 года Курилы снова стали нашими. Сколько жизней было положено на освоение Сахалина и Курильских островов, сколько русских солдат погибло и стало калеками, освобождая их во время войны! Мы знаем, что люди, которые жили на этой земле и уже ушли в иной мир, не перестали существовать, они смотрят на нас, на наши действия. Мы несем ответственность перед ними и не имеем права их предавать.
Жизнь курильчан состоит из каждодневного подвига. Я считаю, что правительство должно еще дотировать тех, которые сохранили и развивают жизнь на островах. Вся предыдущая политика была построена так, чтобы они уезжали оттуда, но люди живут, потому, что они родились там, там находятся могилы их предков. Это, кстати очень сложный этический вопрос: как им быть, если проведут новые границы? Что будет с этими могилами? Мы знаем, что японцы — цивилизованные люди и не разрушают могил, вандализм у них не принят. Но как наши будут туда ездить? Даже если Япония разрешит коренным жителям Курил свободный въезд, с целью посещения кладбищ, они не потянут этого финансово: это ведь уже будет другая страна, другие цены. Вопросов возникает очень много. Я полагаю, что должен быть разработан какой-то план взаимодействия с японской стороной по вопросу Курильских островов, этот план должен быть привезен сюда и подвергнут всенародному обсуждению, с проведением референдума. Скорбь и слезы людей, которых лишат их малой Родины дойдут до Неба и падут на головы тех, кто будет это осуществлять. Мне просто жалко этих политиков: как они будут смотреть в глаза своим соотечественникам?
С епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом беседовала Ольга Кирьянова.