НГ-Религии | Джованни Бенси | 18.11.2004 |
Папа Римский Иоанн Павел II на аудиенции в Ватикане 4 ноября принял главу временного правительства Ирака Айяда Алауи. Встреча была короткой, всего 10 минут. Понтифик призвал премьера приложить все усилия к восстановлению демократии в опустошенной войной стране, а также «защищать права всех при полном уважении различных наций и религий», поскольку их разнообразие «всегда было источником богатства для вашей страны».
При этом Папа Римский имел в виду не только мусульман обоих толков — суннитов и шиитов, но и христиан разных конфессий и традиций. В стране их примерно 700−800 тыс. человек (3% населения) и, как отметил Иоанн Павел II, они «живут в Ираке с апостольских времен». Понтифик выразил надежду, что христиане тоже «смогут внести свой вклад» в процесс демократического строительства. При этом глава Католической Церкви напомнил о «неимоверных страданиях иракцев в последние годы» не только в условиях войны, но и при диктатуре Саддама Хусейна. Он добавил, что «молится за всех жертв терроризма и беспредельного насилия» в Ираке и «за всех тех, кто самоотверженно трудится, восстанавливая страну».
О войне, ее политической и моральной обоснованности Иоанн Павел II ничего не сказал, ограничиваясь лишь словами сожаления о тяготах войны для населения страны. Означает ли это, что Папа смягчил свою позицию по поводу решения президента Джорджа Буша вторгнуться в Ирак? Это сложный вопрос, при ответе на который следует учитывать, что Понтифик в данном случае выступает в двойной роли: и как глава Католической Церкви, и как глава государства Ватикан, действующего в качестве субъекта международного права. Надо также иметь в виду и реализм политики Ватикана, опирающийся на многовековой опыт церковной и светской дипломатики.
Однако стоит вспомнить, что 13 января 2003 года, в речи перед дипломатами, аккредитованными в Ватикане, Папа сказал: «Нет войне! Она всегда несет страдание для человечества». А в проповеди 16 марта 2003 года, за три дня до вторжения войск коалиции в Ирак, Иоанн Павел II заявил: «Перед лицом страшных последствий, которые вызвала бы международная военная операция для населения Ирака… Я говорю всем: еще есть время для переговоров, есть шансы для сохранения мира и продолжения диалога». В те дни Папа напомнил, что «международное сообщество испытывает большую озабоченность из-за опасности войны, которая может потрясти весь Ближневосточный регион». А ватиканская газета «Оссерваторе романо» на первой полосе напечатала огромными буквами слово «никогда».
Если слова Понтифика при всей их определенности еще оставались в рамках дипломатической сдержанности, то журнал «Чивильта каттолика», издаваемый иезуитами, недвусмысленно осудил войну. В статье, опубликованной 17 мая 2003 года, когда наступательная фаза войны уже завершилась, говорилось: «Иракская война расстроила мировой порядок, лишила авторитета ООН, нарушила международное право, вырыла пропасть между Европой и Соединенными Штатами и вызвала в исламском мире желание отомстить захватчикам с Запада». Если верно, что Ирак «был освобожден от жестокой диктатуры Саддама Хусейна», то это «освобождение» вызвало только большее зло. Быстрое завершение кампании, по мнению журнала, «показало, что не было достаточных мотивов для объявления войны Ираку, потому что эта страна не представляла собой настоящей опасности для Соединенных Штатов и их союзников».
На фоне подобных резких высказываний достаточно мягкие слова, произнесенные Иоанном Павлом II на встрече с Айядом Алауи, по меньшей мере вызывают удивление. Ключ к их пониманию дал статс-секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано. «Быть может, — сказал он в интервью итальянской газете „Стампа“, — история даст суровое суждение о вторжении в Ирак. Но теперь надо считаться с фактами: как-никак, но ребенок родился. Возможно, он незаконнорожденный, но теперь надо его воспитывать и взращивать. Сейчас ситуация в Ираке требует усилий всего международного сообщества».
Иными словами, война, оправданная или нет, состоялась и изменила ситуацию в мире, с чем нельзя не считаться. Кроме того, вооруженному сопротивлению в Ираке сопутствует терроризм. «Террористы, — сказал Содано, — знают, что, если бы демократия утвердилась в Багдаде, она создала бы трудности для соседних Ирана и Саудовской Аравии, где можно попасть в тюрьму только за то, что у тебя есть распятие».
В этом заключается вся острота проблемы: террористы в Ираке берут на прицел христиан, которых они считают «приспешниками Запада». Возле церквей взрываются автомобили. Эти теракты, по мнению многих обозревателей, совершены исламскими боевиками-иностранцами, связанными с бен Ладеном. Иракцы веками привыкли рассматривать христиан как составную часть своего общества и вряд ли бы стали поднимать на них руку.
Наиболее многочисленные христианские общины существуют в Багдаде и в городах на севере страны.
В прошлые века христиане и мусульмане сосуществовали, как правило, мирно: в VIII веке султан аль-Махди вел богословские диспуты с несторианским Католикосом Патриархом Тимофеем I. Гонения на христиан были отмечены только в IX веке при халифе аль-Мутаваккиле. При Саддаме Хусейне христиане не подвергались специальным репрессиям. Принято считать, что режим «диктатора» был светским. Хусейн руководствовался идеологией партии «Баас», в которой арабский национализм переплетался с элементами, заимствованными из турецкого «кемализма», смеси итальянского фашизма и советского коммунизма.
Все религии в Ираке находились на периферии общественной жизни. Это относилось как к исламу (особенно в его радикальном варианте), так и к христианству. Только по оппортунистическим соображениям в последний период своего правления Хусейн приказал написать на иракском флаге слова «Аллах велик». Многие христиане эмигрировали, в основном в США и Канаду. После войны в Персидском заливе в 1991 году около 150 тысяч христиан эмигрировали на Запад, а во время нынешней войны значительная часть христиан выехала в Иорданию.
Ныне покойный халдейско-католический Патриарх Рафаил I Бидавид старался найти общий язык с режимом Саддама, за что его достаточно резко критиковал Ватикан. Его преемник Эммануил Дили в интервью католическому агентству «Азия-ньюс» заявил, что надеется на выборы президента, которые могут стать «важным вкладом в восстановление мира и безопасности в Ираке». Но и он не проявляет чрезмерного оптимизма: «Ситуация в Ираке весьма плачевна, мы проходим через длинный и темный тоннель. Надеемся, что Господь укрепит всех, кто может вести страну к миру и безопасности». Патриарх подчеркнул, что «христиане прежде всего иракские граждане, у них одна родина, поэтому у христиан и мусульман одна судьба».