Русская линия
Еженедельный журнал Дмитрий Власов16.11.2004 

Владимир на плаву
В России может появиться целый флот кораблей-храмов


Последний день октября выдался в Волгограде теплым и безветренным. Правда, было пасмурно, но дождь не шел. И ничто не мешало горожанам, собравшимся на набережной им. Владимира Высоцкого, смотреть, как к берегу медленно подходит десантный корабль… увенчанный тремя золотыми куполами.
Все было организовано на широкую ногу: еще за несколько часов до прибытия митрополита Волгоградского и Камышинского Германа возле часовни на набережной появились палатки, ближе к трем часам военный оркестр заиграл марши. Митрополита встретили хлебом-солью, и он — в сопровождении клириков епархии, представителей городских властей, почетных гостей и, конечно, самого инициатора торжества бизнесмена Владимира Корецкого — проследовал по забетонированному склону к кораблю. Пройти внутрь храма, оборудованного в отсеке корабля, где когда-то стояли готовые к десантированию танки, всем желающим не удалось, хотя «Князь Владимир» — самая большая из имеющихся в России плавучих церквей, она может вместить до 200 человек.

Митрополит Герман отслужил «во чреве» корабля водосвятный молебен, потом окропил водой все помещения. На набережной тем временем начинался концерт художественной самодеятельности. В зале яхт-клуба тоже прошел концерт, но более камерный: Владимир Корецкий пел для своих гостей песни Высоцкого, которые, по сути, и вдохновили его на создание плавучих церквей.


ВОИН МИРА
Идея построить плавучую церковь пришла Владимиру Корецкому, когда его яхта боролась со штормом на подходе к Мадейре. Пластиковое суденышко, казалось, должно было вот-вот пойти ко дну, и 14-летний юнга Руслан произнес почти в утвердительной форме: «Папа, теперь мы погибнем…» Не погибли. Владимир увидел в этом руку Божию и поклялся построить в благодарность корабль-храм. Верить в Бога и ходить в церковь он стал еще до океанского похода, но среди штормовых ветров вера укрепилась, стала более осознанной.

Тогда, летом 96-го, Корецкий, 36-летний предприниматель из Волгограда, пустился в рискованное, если не сказать, безумное путешествие. Горячий почитатель Высоцкого, он однажды услышал запись концерта русского барда в Торонто и решил сходить в Канаду на яхте, которая, как нетрудно догадаться, была названа «Владимир Высоцкий». Команда состояла из четырех человек — старшего сына и двух друзей. Несмотря на все трудности, за 107 суток переход от Волгограда до Торонто был завершен.

Кому-то идея плавучей церкви может показаться экстравагантной, однако местный архиерей, архиепископ (теперь уже митрополит) Герман, отнесся к плану Корецкого благосклонно. Многие населенные пункты Волгоградской области не имеют своих церквей, да и с дорогами здесь, как повсюду

в России, — беда. В то же время через область пролегают два крупнейших водных пути — Волга и Дон. Отчего же не воспользоваться имеющимися водными ресурсами для миссионерской работы? Не хватало, впрочем, еще одного немаловажного ресурса — денег.

Но уже на следующий год судьба свела Корецкого с православным священником из Голландии Феодором ван дер Воортом. У них нашлось много общего: о. Феодор в свое время тоже ходил по Атлантике на яхте. К тому же сотрудничал в то время с международным католическим фондом «Помощь Церкви в беде», который в начале 90-х стал активно помогать Русской православной церкви.

Вскоре Владимир Корецкий побывал в немецком Кенигштайне, где находится штаб-квартира фонда, и познакомился с его основателем о. Веренфридом ван Страатеном.

О. Веренфрид (1913−2003) — настоящая легенда католической благотворительности. Широкую известность он получил после Второй мировой войны, когда основал фонд «Помощь Церкви в беде». Изначально целью о. Веренфрида и его соратников была помощь нуждающимся немецким католическим священникам и беженцам из Восточной Европы. Словно оправдывая свое имя (Веренфрид значит «воин мира»), ван Страатен проповедовал прощение и примирение между бывшими врагами. Его девизом были слова: «Люди намного лучше, чем мы думаем, и Бог тоже намного лучше, чем мы думаем». За свою деятельность по сбору продуктов для немецких католиков он получил прозвище Speckfater — Отец Сало: именно сало составляло большую часть гуманитарной помощи.

Первую помощь христианам России фонд о. Веренфрида начал оказывать еще в 60-е годы. Тогда было время «железного занавеса», и все, что могли сделать благотворители, — это финансировать издание христианской литературы на русском языке, которую затем контрабандой ввозили в Россию.

Ситуация в корне изменилась с падением коммунистического режима. Как вспоминает нынешний генеральный секретарь фонда «Помощь Церкви в беде» Антония Виллемсен, племянница о. Веренфрида, идея оказывать материальную поддержку возрождающейся Православной церкви в России пришла не кому иному, как папе Иоанну Павлу II. Именно он предложил Ван Страатену установить контакты с иерархией РПЦ и выяснить, в какой помощи она больше всего нуждается. В 1992 году состоялась первая встреча голландского священника с патриархом Алексием II, через год — вторая. Присмотревшись к деятельности этой благотворительной организации, патриарх официально благословил сотрудничество фонда с РПЦ.

И с тех пор, несмотря на охлаждение отношений между РПЦ и Ватиканом, фонд «Помощь Церкви в беде» никогда не вызывал нареканий с православной стороны.


МИССИОНЕРСКИЙ ФЛОТ
Выслушав Корецкого, о. Веренфрид согласился выделить необходимую сумму на создание плавучей церкви. Более того, священник пошел даже дальше своего волгоградского гостя: в России должен быть целый флот кораблей-храмов, сказал он.

Первый плавучий храм, переделанный из простого дебаркадера, был освящен в мае 1998 года. «Святителю Иннокентию» было определено ходить с миссионерскими рейсами по Дону. Двигаясь с помощью буксира, плавучая церковь заходила то в одну, то в другую деревню; священники крестили, исповедовали, причащали.

Двумя годами позже в епархии появилась вторая плавучая церковь — «Святитель Николай», которая курсирует по Волго-Донскому каналу. Однако оба корабля имели существенный недостаток — баржи, они могли передвигаться только на буксире. Тогда-то и возникла идея превратить в церковь самоходное судно. В результате долгих поисков был найден подходящий вариант — бывший десантный корабль «Олекма». Конструкция кораблей такого типа позволяет вплотную подходить к берегу даже в самых мелких местах, а опускающийся в носовой части мост — аппарель, изначально предназначенная для выезда на берег танков и прочей бронетехники, — очень удобен для прохода в храм молящихся.

Храм было решено освятить в честь св. князя Владимира — небесного покровителя Высоцкого и Корецкого. Корецкий часто говорит, что Высоцкий своим творчеством делал Божье дело, расшатывал изнутри советскую систему. Когда же встал вопрос

о том, чтобы как-то отметить участие в строительстве плавучей церкви фонда «Помощь Церкви в беде», митрополит Герман предложил назвать сам корабль «Отец Веренфрид». Теперь на каждом борту судна белыми буквами написано «Святой равноапостольный князь Владимир», а синими — «О. Веренфрид».

Освящение «Князя Владимира» стало событием не только городского, но в какой-то степени и международного масштаба. Кроме районного начальства и представителей городского бомонда на церемонию прибыла делегация фонда-благотворителя в составе Антонии Виллемсен и заведующего отделом по вопросам Русской православной церкви Петра Гуменюка (за этот год он прилетал в Волгоград не раз, следя за процессом преобразования военного корабля в храм). Был в Волгограде и официальный представитель Ватикана в РФ архиепископ Антонио Меннини, правда как частное лицо.

Точные маршруты нового храма-корабля пока не определены. Время еще есть — в первое миссионерское плавание «Князь Владимир» отправится уже после открытия навигации весной 2005-го. Ясно одно: корабль будет ходить по Волге и Волгоградскому водохранилищу. По словам митрополита Германа, не исключено, что маршруты будут простираться и за пределы его юрисдикции — в соседние Астраханскую, Элистинскую и Саратовскую епархии. Однако переговоры с местными архиереями пока не велись.

За зимние месяцы Владимир Корецкий планирует усовершенствовать корабль. Когда возвели купола, оказалось, что они значительно сузили обзор с капитанского мостика. Но выход, кажется, найден: Корецкий хочет установить в носовой части камеры наблюдения, а в рубке — монитор. Деятельный предприниматель строит не только плавучие храмы. Подплывая по Волге к основанному им яхт-клубу «Парус» (разумеется, имени Высоцкого), сразу же видишь купола двух часовен. Одна из них посвящена Иверской иконе Божией Матери и по виду напоминает афонские каливы, куда монахи уходили для уединенной молитвы. Вторая стоит на краю набережной и посвящена преподобным Сергию и Герману Валаамским. Идея назвать набережную в честь любимого певца тоже принадлежит Корецкому.
N144, 10.11.2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика