Русская линия
Русское Воскресение Юрий Алексеев-Алюрви16.11.2004 

Краски русских иконописцев
Размышления художника

Паровозик притормозил на маленькой, забытой Богом, пустынной станции. Мы еде успели выгрузить вещи, как он вновь, дымя высокой трубой, пустился в путь, потянул свои старые, видавшие виды безлюдные вагончики, неспешно унося их к таким же заброшенным полустанкам. Сюжет напоминал картину Дикого Запада из старых ковбойских фильмов. Это было давно, в мои студенческие годы Мы прибыли из Москвы в Туву на «халтуру», как часто бывало в те годы, чтобы подзаработать немного деньжат в одном из окраинных, отдалённых от дорог посёлков. Там находились богатое кобальтовые рудники и мы прибыли украсить росписями местные здания. Везли с собой все самые необходимые материалы — краски, тяжелые ящики со смальтой, инструменты и всё, что могло понадобиться нам в работе в дремучих, таёжных местах.

Вечеряло. Воздух задышал горной прохладой. Стало зябко. Не теряя времени, мы договорились с местным водителем, чтобы он доставил нас к месту. Его грузовичок с открытым кузовом стоял наготове неподалёку. Выстлав занозистое дно соломой, взятой тут же из ближайшего стога, загрузили поклажу, кучно, с шумом сел и, укрывшись, чем попало, прижавшись друг к другу, чтобы было теплее, поехали. В горах темнеет быстро и дорожная дрёма вскоре взяла своё.

Я проснулся от гула мотора и холода — замёрзли плечи и нос. Было раннее утро. Смотря в небо, стал мысленно рисовать себе, как мы приедем на место, распакуемся, как возьмёмся за росписи стен, как будем готовить эскизы и смешивать краски, а местные жители будут любоваться нашей работой…. Размышляя так, я стал представлять то, как старые русские художники в далёкие исторические времена, учась у греков, проделывали ту же самую работу. Я давно интересуюсь красками, изучаю их природу. Смотрю старые фрески, стараюсь увидеть то, как создавалась подобная красота. Стало быть, и я и мои сотоварищи тоже являемся учениками старых мастеров. Я думал о том, как наши предки впервые использовали краски в качестве косметических средств и лекарств, в погребальных обрядах, как расписывали утварь и знамена, красили ткани, как создавали непревзойдённые росписи…

Наши древние предшественники для раскрашивания тканей, рукописных книг и икон употребляли органические красители — баканы (1) и черлени. Термин «бакан» с древнейших времён употреблялся только в русском языке. В западноевропейских языках подобные краски называли «лаками». Получали их из растений, содержащих, главным образом, красные красящие вещества.

Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI — XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазорь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золотев. И это ещё не полный список красок русских художников этого времени, так как у нас, вплоть до второй половины XVI века, имеется очень мало сведений, содержащих информацию об иконописном стонковом и стенном письме этого времени.

В Остромировом Евангелии, древнейшем рукописном памятнике старославянской письменности (1056−1057), дошедшем до нас, использовали следующие краски: киноварь, оранжево-красная (возможно сурик), голубая лазорь (ультрамарии), охра жёлтая, чёрная из сажи («чернило копченое»). На основании других старинных рукописных источников к этому ещё можно добавить киноварь натуральную, ярь-медянку, белила свинцовые, творёное золото и получить неполное представление о красках, применяемых в русском рукописном и иконописном деле в XI — XII веках. Что касается иконописи, то надо иметь в виду, что история красок, применяемых русскими художниками, тесно связана с иконным и стенным письмом. Но мы имеем очень мало сведений об иконописи на Руси до второй половины XVI века.

В XI веке впервые в источниках упоминается имя русского иконописца, монаха из Печёрской лавры Алимпия (Алипий, ум. ок. 1114), перенявшего ремесло от греческих иконописцев, вероятно, одним из первых. Тогда же наши предки навсегда определили для себя правила иконописания- Наибольший для нас интерес представляют краски, которыми они пользовались. Документы, датируемые после второй половины XVI века, позволяют сделать вывод, что русские художники в этот период времени употребляли в основном природные пигменты: охры, умбры, ультрамарин из ляпис-лазури, азурит, горную малахитовую зелень, горную киноварь, аурипигмент, а также беяняа свинцовые, сурик свинцовый, ярь-медянку и киноварь. Реже использовали органические, менее прочные краски — крутик (индиго из вайды), шафран и некоторые другие. Из чёрных были в употреблении сажа (чернила копчёные) и угли, и это далеко не полный перечень красок этого времени.

Большое влияние на выбор красок русских художников оказывали правила иконописания, изложенные в рукописных «иконописных подлинниках», пришедших на Русь вместе с христианством. Но уставы определяли лишь цвет красок, используемых в различных частях иконы. Часто под одним устоявшимся названием краски скрывалось всё разнообразие красочного материала. Например, под охрой понимались желтые краски вообще, под киноварью — красные, под празеленью — зелёные, под лазурью -синие и голубые. Значительную же разновидность краске одного и того же названия придавал разный состав, зависящий от её месторождения. Кроме того, под этими же названиями появлялись и привозные краски подобной природы. И ещё: в рукописях до второй половины XVII века много говорилось о составных красках: «Синь да желть — то станет празелень. Сурик да желть — то станет золотая…» и т. д. А так же, рукописный материал был значительно обобщён, и многие рецепты составляли тайну ремесла всякой школы и каждого отдельного художника. Таким образом, можно предположить, что у русских иконописцев этого времени было в ассортименте значительное разнообразие красок.

Краски, краски, краски…, они проносились как стаи птиц у меня в голове… Какие они все разные и какие красивые… Лежа в полудреме я вспоминал…

Природа красочного материала, используемого в живописи, очень удивительна и разнообразна. Она всегда была одна, как две или три тысячи лет тому назад, в то время как человек впервые начал использовать краски, так и сегодня, когда промышленное изготовления их достигло высочайшего уровня.

Яркость, глубина, цвет и прочность краски зависят от многих её составляющих. Качество одного и того же природного пигмента по названию обычно обуславливается его месторождением. В зависимости от примесей, в одних месторождениях они яркие, в других — менее. Пигменты — это цветные порошки, нерастворимые в органических растворителях (лаках, маслах, спирте, пинене и т. д.), а также в воде. Но существуют и другие порошки — красители, которые в отличие от пигментов, представляет с жидкостями растворы. Краской является соединение пигмента со связующим веществом (клеем). Чаще по названию связующего материала называют краски, предназначенные для определённого вида живописи (лаковые, масляные, клеевые, эмульсионные). Но что удивительно — яркость и глубина красок зависят не только от природы пигмента, но от крупности его помола и от жидкости, с которой его смешали. Масляные и в особенности лаковые краски более яркие, а краски, смешанные с водой (клеевые и эмульсионные) — менее. Краски, содержащие более крупно помолотые частицы — более яркие, чем пылеобразные порошки.

Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30−40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Стало быть, природное их число было и того меньше. Если вернуться к более давним временам — Риму периода Пииния, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. И это всё. Сегодня развитие химической промышленности позволяет художникам значительно пополнить свой красочный материал. Посчитать количество красок в настоящее время, которые современные художники могли бы использовать в живописи, практически невозможно — они исчисляются тысячами.

Прочность краски определяется тем, как она реагирует на связующее вещество или на внешнюю среду (солнце, сероводород, перепад влажности и температуры). Наиболее прочны краски, приготовленные на природном минеральном сырье, менее прочны — органические красители. Эти две большие группы красок — минеральные и органические представляют всю красочную палитру, как в России, так и за рубежом.

Минеральные краски используются в живописи с древнейших времен. Они делятся на две подгруппы: минеральные природные и минеральные искусственные. Первые готовят из натурального сырья простым перетиранием и отмучиванием (очисткой). Они не только просты в изготовлении, но наиболее прочны и дёшевы. К ним относятся: цветные земли (охры, сиены, умбры), железные руды (гематит), цветные камни (азурит, малахит, лазурит, аурипигмент, горная киноварь и некоторые другие).

Изготовление искусственных минеральных красок требует несколько больших материальных и других затрат. Их получают путём химического синтеза: одни — прокаливанием высокими температурами, другие — соединением нескольких различных веществ при высоких температурах, третьи — осаждением в жидкостях, четвёртые — соединениями некоторых металлов с кислотами. Результатом синтетических обработок являются: жжёные красные охры, сиены, умбры, а также — искусственный ультрамарин, марсы, свинцовые белила и многие другие. Эти краски не всегда готовят из минералов, поэтому минеральными их называют по установившейся (устаревшей) традиции для противопоставления органическим.

Органические краски приготавливают из красителей. В природе существуют две группы красителей: одна, получаемая из природных животных и растительных компонентов, другая — искусственные красители, чаще выделяемые из каменноугольного дёгтя. Природные красители являются древнейшими, искусственные впервые начали получать только в середине XIX столетия.

Органические краски очень разнообразны по цвету, они ярче минеральных. За счёт искусственных красителей произошло резкое пополнение материала в красочной промышленности.

Все природные органические краски делятся на ряд подгрупп в зависимости от того, в каком виде они встречаются в природе или какой вид приобретают в результате их изготовления. Одни краски можно получить из красителей, извлечённых из различных частей некоторых растений: плодов, листьев, цветов, древесины, коры, корней и корнеплодов. Их готовят путём осаждения красителя на тонкодисперсную минеральную основу — субстрат. В результате такого соединения получают цветной порошок — пигмент. Минеральным основанием может быть мел, гипс, каолин или другой, чаще белый, порошок. Так старые художники приготавливали краплак, шафрановую желтую и многие другие краски, называемые красками-лаками.

Другую группу естественных растительных красок производят сжиганием различных частей растений. Получаемые черные углеродистые краски (виноградная и персиковая черные, различные сажи и ар.) не менее прочны, чем минеральные. Но удивительно то, что все чёрные краски отличаются по цветовым оттенкам. Эту разницу можно увидеть, смешав их с белилами.

Третью и четвёртую группы природных органических красок составляют краски животного происхождения, приготавливаемые, подобно растительным, — непосредственным прямым выделением из животной клетчатки или ее сжиганием. Так получают кармин из высушенных красильных насекомых (кошенили и кермеса), пурпур — из морской раковины пурпурницы, индийскую жёлтую — из выделений коров, специально выкармливаемых листьями манго. Большая часть красок этой группы относится к очень непрочным. Исключение составляет индийская жёлтая (очень прочная краска) и некоторые другие. Сжиганием без доступа воздуха слонового бивня готовят чёрную краску — слоновая кость.

Искусственные органические краски производят из переработанного каменноугольного дёгтя, а также из остатков нефтяных продуктов и газов, выходящих из газовых скважин. Дёготь является сырьём для получения промежуточных продуктов различного химического состава (фенола, нафталина, антрацена и др.), из которых только после сложной длительной обработки получают красители. Большинство из них относится к малопрочным и, в основном, используются в красильной промышленности. Но среди них встречаются весьма прочные краски. Они находят применение в промышленном приготовлении красок для живописи. Искусственные органические краски сравнительно дешевы и могут быть получены в любом количестве, так как сырья для них очень много, а технические возможности выделения красителей стоят на очень высоком уровне.

И всё же, большее предпочтение в живописи нужно отдавать минеральным краскам как традиционно стойким, исторически чаще применяемым в живописи и более изученным. Совершенно исключить из употребления органические краски нет необходимости, поэтому использовать нужно те из них, которые проверены временем. Это очень хорошо понимают иконописцы. И истинные из них традиционно продолжают использовать из них небольшое число красок, которые пришли на русскую землю вместе с христианством.

В отличие от ряда зарубежных фирм, российская красочно-художественная промышленность приблизительно на 60% производит краски на натуральном сырье и чаще те, которые использовали старые художники, чья живопись дожила до наших дней.

В конце XVII века православное искусство в России постепенно стало утрачивать свои лучшие исторические традиции — сказывалось бурное развитие производственных сил. Достижения в области химической промышленности привели к гигантскому росту в изготовлении новых искусственных красок заводским способом. На художников буквально навалилось несметное количество нового красочного материала, которое он не успевал осмысленно усваивать. За три последних столетия, начиная со второй половины XVII века, было открыто множество искусственных и синтетических органических и минеральных красок. Многие же из старых красок совершенно исчезли из употребления, оставшись только в воспоминаниях истории. Их использовали более двух тысячелетий в европейской живописи и около восьми столетий в православной русской иконописи, на их цветовых отношениях выстраивался колорит старинных картин и икон…

Так размышлял я, глядя в голубое неба, и не заметно, как вскоре задремал… И вот чудится мне, что стою я на подмостях с кистью в руках. Вокруг белые церковные стены, чаши с растёртой краской… На мне красный кафтан, такие же сапоги и залихватская шапка на голове. Тут же почему-то оказалось зеркало, в которое я, разглядываю себя, обнаруживаю, что у меня выросла длинная борода, и лицо не моё — иконописное. Внизу снуют подмастерья, что-то рисуют на большой, выстланной на земляном полу, бумаге. Рядом другие — водят кистью по стенам. Я пытаюсь им подсказать что-то важное и, оступившись, сваливаюсь вниз…

Вокруг слышны громкие голоса. Это мои напарники с кем-то возбужденно разговаривают. Машина прибыла уже в поселок, стоит возле управления. Светит солнышко… теплое, ласковое…, и разбудило меня окончательно.


1. Бакан, бокам (арабск. Bagan через тюркск. — баккан). Краситель багряного цвета, добываемый из морены красильной, червца и красного дерева (варзия), а также вывариванием красителя из красного сукна с осаждением его на минеральное основание.

2. «Творёное» золото приготавливали растиранием золотых листочков в деревянных ложках на мёде и камедях — растительных смолах, растворимых в воде.

Художник Юрий Алексеев-Алюрви


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика