Русская линия
Челябинский рабочий Лидия Панфилова15.11.2004 

Если вас затопил раввин.
Чувства верующих легко оскорбить неосторожно сказанным словом

Члены координационного совета по взаимодействию с религиозными объединениями, созданного в 1997 году при администрации Челябинска, свое последнее заседание посвятили обсуждению темы взаимоотношений религии и средств массовой информации. В разговоре за «круглым столом» приняли участие представители различных религиозных организаций, журналисты, историки, религиоведы, работники культуры, руководители национальных культурных центров.

Встреча получилась информационно насыщенной. Председатель координационного совета Альберт Еналеев рассказал о ведущемся в области строительстве православных храмов, мечетей, молитвенных домов, о традициях совместного проживания на одной территории представителей около 20 конфессий, более 60 религиозных объединений. Отношения верующих с властью и обществом регулируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым выбор религии является фактом частной жизни человека. А потому всякое вмешательство в эту сферу требует осторожного и бережного отношения.

Тем не менее, подчеркнул в своем выступлении Альберт Еналеев, в прессе нет-нет да и появляются статьи, в которых таится искра межрелигиозной розни, случаются попытки дискриминации зарегистрированных религиозных организаций, возвеличивания одной религии за счет принижения другой. Нередки примеры, когда журналист в поисках «жареных» фактов раздувает рядовую ситуацию едва ли не до масштабов межнационального конфликта.

Председатель еврейской общины «Иудим» Абрам Жук рассказал, как однажды из-за неисправной системы водоснабжения жилец верхней квартиры затопил соседа снизу. Пикантность ситуации состояла в том, что владельцем верхней квартиры был раввин Челябинской синагоги, а его пострадавший сосед — русским. Журналист местного телеканала акцентировал внимание на этой подробности, и вот уже в бытовой истории забрезжили черты некоей межнациональной неприязни:

Свои претензии журналистам высказала директор татаро-башкирской библиотеки Альфира Усманова. По одному из московских телеканалов прошел сюжет об опасной книге, содержащей, по мнению авторов, ваххабитские призывы. При этом на экране возникла обложка книги «Крепость мусульманина», в которой не содержится ничего, кроме мусульманских молитв на разные случаи жизни. Книга была написана на русском языке, и если бы журналисты удосужились ее открыть, то подобная информация никогда бы не увидела свет.
К сожалению, продолжала Альфира Усманова, бывает и такое, что эфирное пространство становится местом сведения счетов самих представителей мусульманских и других религиозных организаций, при этом в ход идут обвинения в ваххабизме и других смертных грехах. С легкой руки представителей СМИ, зачастую не умеющих отличить ваххабизм от традиционного ислама, эта информация гуляет по страницам различных изданий, запугивая и запутывая читателей.

Неподготовленность пишущей и снимающей братии в вопросах религии порой мешает им отличить подлинную сенсацию от мнимой. «Когда в Челябинск приехала всемирно известная переводчица поэтических смыслов Корана Валерия Порохова, мне стоило огромного труда заманить на эту встречу наших журналистов, — сетовала А. Усманова. — Им это было неинтересно! Думаю, если бы в нашей библиотеке возник пожар, представители СМИ пожаловали бы к нам сами и без всякого промедления…»

Иногда работники СМИ искренне пытаются помочь религиозной организации решить какую-то проблему, но и тут получается не слава богу. Анна Бардина, представительница старообрядческой поморской общины, располагающейся в старом, постоянно подтопляемом доме в районе АМЗ, рассказала, как однажды они пригласили к себе местных тележурналистов. В расчете на то, что те сообщат об их беде, авось, кто-нибудь откликнется. Телевизионщики приехали, крупным планом показали старинные иконы, и через несколько дней кто-то «откликнулся» — иконы украли. Похоже, старообрядцам в Челябинске не везет. Представительница другой общины поведала собравшимся о том, что в лучшие времена община располагала собственным молитвенным домом, теперь же верующие собираются в однокомнатной квартире. Тесно, скученно, в такой обстановке сложно говорить о душевности собраний. Если кто-то сможет помочь общине с помещением, сообщаю ее телефон: 66−56−28

В свое время представители многих религиозных организаций немало пострадали за свою веру. В их числе и старообрядцы. Но, несмотря на гонения, они сумели пронести до наших дней свои религиозные обычаи и уклад практически в неприкосновенности, такими, какими они были до патриарха Никона. Тем обиднее проявления неуважения к вере и обычаям этих чистых и мужественных людей. Руководитель центра историко-культурного наследия Челябинска Владимир Боже вспомнил посещение острова Веры на озере Тургояк, во время которого экскурсовод походя предложил присутствующим приложиться к старообрядческому кресту — просто так, на счастье. Не подозревая, что тем самым, возможно, оскорбил чувства старообрядцев, для которых этот крест является историческим памятником, священной реликвией и зримым символом стойкости.

— Всем нам, краеведам, журналистам, историкам, необходимо проявлять максимум такта, чтобы не обидеть верующего человека, слишком тонка эта материя, слишком непредсказуемыми могут быть последствия неосторожно сказанного или написанного слова. И уж тем более писать об этой проблематике надо со знанием дела, — заключил свое выступление Владимир Боже.

Увы, невысокий уровень многих газетных публикаций и телепередач о жизни религиозных объединений и организаций побудил затронуть эту тему многих участников «круглого стола». Представитель буддистского центра и действующий журналист Максим Бодягин высказал пожелание, чтобы его коллеги, пишущие о вопросах религии, как минимум могли отличать лютеранина от протестанта и индуиста от буддиста. Священник Свято-Троицкого храма отец Александр пошел дальше и предложил создать что-то вроде культурологической программы для журналистов, с помощью которой они могли бы восполнить недостающие знания в области религии. Свое выступление отец Александр завершил обращением к журналистам: «Учиться надо, господа!»

Участники заседания много говорили о необходимости формирования национальной идеи и воспитании патриотизма. И в этом, по их убеждению, определенную роль может сыграть религия, являющаяся частью национальной культуры и истории. Сейчас в Челябинске проводится большая работа по восстановлению исторических свидетельств и документов, рассказывающих о жизни той или иной религиозной организации. В своем отношении к истории Челябинск выгодно отличается от других городов РФ. Только за последнее время здесь издан ряд энциклопедических изданий и информационных справочников, в которых много внимания уделяется религиозным корням жизни южноуральцев.

Восстановление объективной картины жизни во всех ее проявлениях в сочетании с журналистской компетентностью и готовностью к диалогу самих верующих — главная составляющая, на основе которой можно строить и развивать дальнейшие отношения между представителями религии, прессы и общества.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru