Русская линия
Ивановский Свято-Введенский женский монастырь15.11.2004 

Вырастить наследников

Из множества детей, оканчивающих воскресные школы, в храме мы видим лишь малую часть. И если остальных нет в Церкви, то это не их вина, а наша, потому что мы не смогли раскрыть перед ними глубину и красоту Православия и все наши труды оказались напрасными.

Из Докладa Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе
Русской Православной Церкви, октябрь 2004 года


В древности новообращенных христиан крестили в канун праздника св. Пасхи. Сейчас мы крестим людей круглый год; но и сейчас великопостная пора все же остается некоей пробой для молодых христианских душ.

Почему дети ходят в церковь? Ясное дело, потому что их водят родители. Год водят, другой водят, десять лет водят. Но сколько это может продолжаться? И в конце концов, по достижении 13−14−15-летнего возраста, наступает момент, когда сын или дочь говорит отцу и матери с той или иной степенью вежливости, дерзости или равнодушия: «Я в церковь не пойду». Или…

…Или в начале Великого Поста, когда наши храмы убраны во все черное, когда прихожане молчаливее, службы длинней, а духовенство утомленнее обычного, когда мы читаем Великий Канон и молитву св. Ефрема Сирина с земными поклонами, в церкви появляются юноши и девушки. Как и все остальные, они крестятся, кланяются, зажигают свечи, следят за службой по молитвослову или Постной Триоди; лица их хорошо знакомы — но что-то в них есть странное и непривычное. Сначала и не поймёшь, что именно — а затем осознаёшь, что они в первый раз сами пришли в храм. Их никто не привел. Никто не торопил, не понукал. Никто не уговаривал, не увещевал, не призывал, не указывал. Не пилил, не сверлил, не просил и не умолял. Они пришли потому, что это их храм, их Церковь, потому что Господь зовет их самих — своих наследников по обетованию — на Свою строгую и торжественную службу.

Дорогие родители! Какой вариант вам больше подходит: первый или второй? Если первый — можете ни о чем не безпокоиться и дальше не читать: он вам гарантирован. Если же второй — то давайте вместе подумаем о том, как воплотить его в жизнь.
-------------------------------------------

Воспитание — штучная работа. Современная школа, конечно, производит впечатление какой-то поточной линии — но даже если это и правда, то здесь дело идет лишь о поверхностном слое молодой души, так сказать, о внешнем виде изделия. А само безценное изделие — душа человека — формируется родителями и педагогами путем тщательной и корпотливой «ручной подгонки», строго индивидуально.

А это значит, что все указания из книг, журнальных статей, проповедей и частных бесед надо воспринимать как совет, но ни в коем случае не как прямое руководство к действию. Неисчислимые беды своим детям причиняют неумные родители, оправдываясь такими фразами, как «Я прочитала в одной книжке, что ребенка не надо наказывать» или «Батюшка сказал, что с детьми надо быть построже». Вероятно, любая из таких рекомендаций имеет свой смысл, свою область применения — но, прежде всего, откуда вы взяли, что это сказано про вашего сына или вашу дочь? Кому-то необходима уступчивость и мягкость, кто-то другой страдает без твердой, решительной руки…

Когда ребенок болеет, мы не хватаем первый попавшийся пузырек с лекарством: «Авось, поможет!» (да и никакое сильнодействующее средство нам не продадут без рецепта врача). Когда же речь заходит о здоровье его души — что еще гораздо важней, чем здоровье тела — мы теряем разсудок и подвергаем ее смертельно опасному бездумному «лечению вслепую». В результате рвутся связи между родителями и детьми, нормальный ребенок превращается в «трудного» подростка, а затем — в озлобленного на весь мир и в первую очередь на своих родителей молодого человека…

Итак, когда вы прочтете или услышите, что «каждый мальчик — это будущий защитник отечества» или «в каждой девочке необходимо воспитать будущую мать», задумайтесь, заслуживает ли доверия источник таких требований. Большинству, но не всем юношам предстоит служить в Вооруженных Силах; большинство, но не все девушки станут женами и матерями.

Почему это так важно? Почему такие «мелочи» оказались в центре нашего разговора о молодежи в Церкви? Да потому, что категорических требований — нравственных абсолютов — у нас в жизни совсем не много, и когда возникает ложный (или лживый) абсолют, он неизбежно занимает место истинного — и тогда рушится весь строй наших нравственных ценностей. Мы не всегда должны воспитывать в девочках материнские, а мальчиках солдатские качества (уместно, кстати, спросить: почему не отцовские?) — хотя нередко это помогает делу. Но мы всегда, с абсолютным упорством и непреклонной настойчивостью, обязаны воспитывать в наших детях обоего пола качества христианской души. Навыкам стирки пеленок и рукопашного боя, мытью посуды и чистке обуви, алгебере и химии, музыке и рисованию, стилю брюк, юбок и прически отводится в жизни ребенка относительная ценность, а Евангелию — абсолютная. Шеренга персонажей со страниц семейных альбомов, учебников истории и благочестивых периодических изданий почтительно расходится в стороны, чтобы дать место Первому Учителю наших детей — Христу.

Только вот знаем ли мы Его сами? Достаточно ли мы с Ним знакомы, чтобы довести Его до сердец наших детей, таких разных, неустойчивых, переменчивых? Не завязло ли наше собственное сердце, — если даже не среди пьянки и тряпок, — то среди этикеток на обертках печенья и пряников вместо Евангелия, «вычитывания» и «выстаивания» вместо общей, искренней молитвы и безконечных ссор и дрязг вместо подвига деятельной самоотверженной любви? Не изгоняем ли мы Его прочь нашим упрямством и невежеством, не заменяем ли Его присутствие у себя в доме безчисленными запретами, претензиями, требованиями и указаниями — а потом удивляемся, почему наш дом не похож на Малую Церковь, а наши дети — на христиан?…
--------------------------------------

Одна женщина пыталась оправдать свое безбожие тем, что по ее мнению «в Церкви слишком много запретов». Помимо собственной неосведомленности, она выдала стратегию дьявола, впрочем, и без нее хорошо известную: переложить на Господа плоды своего злого умысла. Насилием над свободной волей человека дьявол не только пугает идущих в Церковь, но и умудряется преградить туда путь юным душам. И насилие это исходит от самых близких людей… Из-за чего? Из-за того, что насилие очень просто: оно куда проще подвига любви, которого требует от нас Господь и ждут от нас наши дети.

Дорогие родители, не ищите простых путей: они ведут в тупик. Охладим наш административный зуд; разожжем огонь деятельной любви и растопим ледяное отчуждение в сердцах наших подрастающих детей. «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» — напоминает нам апостол. В рабстве вырастить наследников невозможно. Свобода требует от нас отваги и труда — терпения, смирения, внимания к «мелочам», отказа от своих амбиций и желаний, — словом, всего того, о чём мы читаем в Евангелии. Тогда и нашим детям мы сможем передать безценное наследие Христа.

Иеромонах Макарий
г. Иваново


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru