Русская линия
Столетие.Ru Виталий Билан15.04.2010 

Египетская миссия Патриарха Кирилла
В стране пирамид Святейший налаживал непростой межцивилизационный диалог

На протяжении последних лет в стране произошли десятки конфликтов на межконфессиональной почве между мусульманским большинством и христианским (коптским) меньшинством. И потому визит Патриарха Московского и всея Руси имел особую значимость.

Горячая межконфессиональная точка

Каир постоянно демонстрирует толерантность к представителям различных конфессий, проживающим на территории АРЕ. И хотя официальной религией Египта согласно конституции является ислам, власть носит подчеркнуто светский характер.

В СМИ постоянно акцентируется внимание на том, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство. Кроме того, начиная с 2003 года, праздник Рождества Христова провозглашен властью АРЕ общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем.

Однако, власть, похоже, сильно идеализирует межконфессиональную ситуацию в Египте. Стычки на религиозной почве случаются в стране регулярно. Так, еще живо в памяти трагическое событие, произошедшее вечером 6 января сего года в канун Рождества в египетском городе Наг-Хаммади, когда вооруженные люди расстреляли толпу прихожан, возвращавшихся с праздничной литургии, которая проходила в коптской церкви. В результате стрельбы из проезжавшего мимо автомобиля погибли семь молодых людей, как минимум девять человек получили ранения.

Возможно, в ближайшее время можно ожидать дальнейшего обострения межконфессиональной ситуации. Главная причина — ситуация социально-экономическая. Ежегодный прирост населения в Египте составляет 1,2−1,3 млн. чел. Около 97% населения проживает в плодородной прибрежной части Нила, т. е. всего лишь на 4% территории страны. Таким образом, наблюдается концентрация большого количества жителей на крайне незначительной территории. Быстрый прирост населения превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня.

Высокий процент бедности, перенаселение страны создаёт все условия для роста социального напряжения, которое, в свою очередь, ведет к распространению радикальных настроений в обществе.

Межконфессиональную ситуацию в Египте может усугубить и недавняя кончина главы наиболее авторитетного суннитского исламского учебного заведения — каирского университета Аль-Азхар шейха Мухаммеда Саида Тантауи. Он считался одним из самых авторитетных суннитских богословов.

Повышенный интерес к позиции главы университета Аль-Азхар не случаен как со стороны власти, так и со стороны оппозиции. Основанный в 988 году, Аль-Азхар на сегодняшний день является главным религиозным мусульманским учебным заведением Египта, а также старейшим, самым большим и наиболее влиятельным исламским университетом в мире. Его глава — Верховный имам страны — традиционно имеет ранг премьер-министра Египта и назначается пожизненно.

Радикальные исламисты зачастую критиковали Тантауи за «чрезмерное заигрывание» с христианами-коптами. И действительно, Мухаммед Саид Тантауи и Патриарх Коптской церкви Шенуда III постоянно публично демонстрировали взаимопонимание и взаимоуважение. Оба часто выступали с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики.

В то же время, многих представителей коптского меньшинства насторожил тот факт, что глава египетского государства остановил свой выбор на кандидатуре радикального Ахмеда Аль-Тайиба, а не умеренного Верховного муфтия Египта и главы управления по изданию фетв (богословско-правовых заключений) аль-Гомаа. Очевидно, официальный Каир руководствовался, в первую очередь, желанием перехватить «пиар-инициативу» у представителей религиозной оппозиции.

В этой связи, прошедшая встреча Патриарха Кирилла с новым шейхом Аль-Азхара представляется очень важной и своевременной. Во время беседы предстоятель РПЦ пригласил шейха Ахмеда ат-Тайиба на саммит религиозных лидеров в Баку, который запланирован на 26−27 апреля сего года, а также предложил создать постоянно действующий совместный совещательный орган, который позволит Русской православной церкви и университету Аль-Азхар обсуждать важнейшие вопросы. Шейх принял приглашение патриарха Кирилла и пообещал приехать.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо подчеркнул, что РПЦ давно «почувствовала необходимость диалога с исламским миром на высоком богословском уровне».

В этой связи, он рассказал на встрече с шейхом о совместной с Ираном богословской комиссии, которая действует уже десять лет, поочередно собираясь раз в два года в Москве и Иране для обсуждения важнейших вопросов современности, волнующих последователей и православного христианства, и ислама.

«Мы давно хотим установить такие же отношения с вашим университетом, который является крупнейшим богословским исламский центром», — заявил Патриарх Кирилл.

Он отметил также, что и на Востоке, и в России есть прекрасные примеры мирного сосуществования религиозных большинства и меньшинства.

Предметом православно-мусульманского диалога, по словам Патриарха, должна стать, в частности, опасная, по его мнению, тенденция отказа современной цивилизации от понятий греха и святости, добра и зла, стирания границ между ними. По его мнению, современная западная цивилизация делает акцент на свободе человеческой личности, оправдывая и допуская любое поведение, не нарушающее свободу другого. «И это наша общая ответственность — христиан и мусульман, всех тех, кто верит в единого Бога и признает наличие объективных понятий добра и зла, всех тех людей, которые принимают такое понятие, как грех. Думаю, настало то время, когда верующие люди должны быть вместе», — заявил предстоятель РПЦ.

Очевидно, Патриарх Кирилл произвел впечатление на доселе считавшегося «бескомпромиссным» шейха Ахмеда Аль-Тайиба. Последний, в частности, заявил, что «полностью согласен» с главой РПЦ в обозначенных им проблемах цивилизации, человечества, науки и образования, отметив, что «есть особый восточный характер в православном христианстве и исламе».

Коптский крест

В схожем ключе проходила встреча Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской церкви Шенудой III. Предстоятель РПЦ особо акцентировал внимание на том, что Русская православная и Коптская церкви должны развивать богословский диалог и сотрудничество в сфере отстаивания христианских нравственных ценностей в мире. Вместе с тем Патриарх добавил, что этот диалог оказывается не таким простым, как предполагали те, кто его начинал.

Здесь надо отметить, что в 70−80-е годы прошлого века диалог между Русской православной и Коптской церквями был довольно-таки интенсивным. И сейчас обе стороны пытаются наверстать упущенное.

«Тема диалога с вашей церковью сегодня многих интересует в РПЦ. У нас появилось много молодых богословов, которые проявляют интерес, в том числе и к христологической теме. Хорошо, чтобы молодые богословы наших стран имели бы возможность встречаться, обмениваться опытом и участвовать в совместных богословских дискуссиях», — сказал Патриарх Кирилл.

Отвечая на вопросы журналистов после встречи с главой Коптской церкви, предстоятель РПЦ заявил, что семья поместных православных церквей мира и древние восточные церкви должны вместе свидетельствовать современному миру о христианских ценностях, объединять усилия, в частности, в сфере этики и морали.

«Мы испытываем в России глубокое уважение к Коптской церкви, которая является церковью-исповедницей, потому что верность Христу требовала иногда особого мужества у коптских христиан», — отметил Патриарх Кирилл.

Символично, что по завершению диалога с Шенудой III Патриарх Кирилл подарил главе Коптской церкви на память о встрече символ архиерейского служения и архиерейской власти — патриарший посох, со словами: «Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться».

Вторая среди равных

И все же главное в программе визита Патриарха — это, разумеется, встреча с египетским православием.

Вообще, официальные визиты Патриарха Кирилла в поместные Православные церкви совершаются в соответствии с диптихом — богослужебным порядком упоминания предстоятелей Православных церквей. Александрийский патриархат занимает второе место в диптихе, а первый подобный визит патриарха Кирилла состоялся в июле 2009 года в Константинопольский патриархат.

Важно отметить, что, в отличие от отношений с Константинополем, у Московского и Александрийского патриархата никогда не было сложностей в отношениях.

В частности, обе церкви развивают сотрудничество в рамках межрелигиозного диалога, а также взаимодействуют в процессе подготовки Собора всех православных церквей. Более того, Патриарх Александрийский Феодор в 1990-х годах в течение пяти лет был представителем Александрийской церкви при Московском патриаршем престоле.

Кстати, Патриарх Кирилл планировал посетить Египет еще осенью, но Патриарх Александрийский тогда, к сожалению, не смог дать согласия на этот визит по состоянию здоровья.

Надо отметить, что Православие, упадок которого наблюдался на африканском континенте во второй половине первого тысячелетия, сейчас возрождается.

Оно считается в Африке быстрорастущей религией. Почти в каждой африканской стране есть православные храмы. Богослужения проводятся на английском, греческом, арабском и языках африканских народов.

Разумеется, еще многое нужно сделать, в том числе, далеко не в последнюю очередь и Русской православной церкви. Скажем, интересной представляется идея открытия богословского факультета и храма в Университете дружбы народов, где учатся, в основном, представители африканских стран, и многое другое.

В целом же, посещение Александрии, встречи с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором II, молебен и литургия в Благовещенском соборе — кафедральном соборе Александрийской церкви, молебен в храме Димитрия Солунского в Каире, где расположено каирское подворье Русской православной церкви, встреча с соотечественниками, проживающими в Египте, посещение Старого Каира, где, по преданию, останавливалось Святое семейство во время бегства сюда, очевидно, продемонстрировало Патриарху Кириллу, что Православие на египетской земле победить невозможно.

Сам же предстоятель РПЦ в очередной раз показал умение находить точки соприкосновения с теми, кто придерживается отличных мировоззренческих ориентиров.

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/jegipetskaja_missija_patriarkha_kirilla_2010−04−14.htm

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru