Русская линия
Победа.Ru Александр Черкасов26.10.2004 

«Без молитвы оружия не обнажай..»
Значение Православия в духовно-патриотическом воспитании военнослужащих Российской Армии


Система гражданского воспитания, образования, все усилия по созданию государства из правосознательных граждан плодотворны только при наличии высокой духовно-нравственной составляющей общественного бытия. Для России такой составляющей является традиция Русского Православия. Освободившись от советской государственной идеологии, значительная часть народа России оказалась в духовном вакууме, который стал заполняться воинствующей безнравственностью, юридической вседозволенностью, бесчеловечными идеологемами и агрессивным невежеством. Однако в то же время, благодаря просветительской деятельности Русской Православной Церкви, российскому обществу были предъявлены традиционные для нашего Отечества исторические и духовные ориентиры во имя выхода из этого кризиса безвременья.

Кризис нового «смутного времени» не мог не сказаться на духовно-нравственном облике Вооруженных Сил, их личного состава. Сложнейшая социально-экономическая, общественно-политическая и информационная обстановка современной России оказали глубокое воздействие на моральное и психологическое состояние офицеров, генералов (адмиралов), прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов). До сих пор крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих всех категорий оказывает целенаправленная систематическая деятельность разного рода деструктивных общественно-политических сил по очернению истории и действительности Армии и Флота России, подрыву их авторитета. Эти щедро финансируемые извне силы пытаются добиться снижения в российском национальном сознании престижности таких дорогих для нашего народа основополагающих и державообразующих понятий, как «офицер», «генерал», «солдат», «воинская служба», «защита Отечества», «воинский долг"… Святость этих понятия для нашего многострадального народа непреходяща.

Но эти ловко управляемые социально-психологические настроения так называемого «общественного мнения» вызывают порой мучительные сомнения и нравственные колебания даже у самых стойких патриотов России. Это реалии психологической войны, реалии временной победы спецпропаганды лагеря, враждебного самобытному существованию России.

Именно поэтому у нас до сих пор в определенных слоях российского общества процветают ярко выраженные антиармейские настроения. Особенно это заметно среди части творческой интеллигенции, заметно в хорошо оплачиваемых средствах массовой информации, в массовой беллетристике, в театре, в кино и особенно на телевидении в сериалах и многочисленных «толковищах», именуемых «talk — show «.

В то же время нельзя не отметить, что значительно ухудшилась общестатистическая качественная характеристика личного состава Армии и Флота: снизился образовательный уровень молодежи, поступающей на военную службу, как по призыву, так и по контракту. Свыше одной трети призывников приходят на службу с категоричными негативными установками и взглядами на воинскую службу. Они считают не обязательным для себя исполнение воинского долга перед Родиной. Это категории социальной психологии.

Но катастрофически ухудшилось и физическое здоровье призывников и их психоневрологическое состояние, при этом среди них увеличилось число принимающих наркотики и регулярно употребляющих спиртные напитки, а также имевших судимости.

Конечно, трудно укладывается в сознании, что все это происходит в России, в которой Православие было духовной основой уникальной многонациональной российской государственности и которая всегда являла миру образцы великой культуры и высокой духовности, бескорыстного служения Отечеству и самопожертвования во имя него. Думается, что одной из важнейших причин духовного кризиса, в котором оказалась Россия сегодня, явилось разрушение традиционных для народов России нравственных ценностей, разрушение традиционного мироощущения, духовная опустошенность. Ощущая это, люди неосознанно тянутся к традиционной вере наших предков, создавших великую Россию своим трудом, воинскими подвигами, молитвенными усилиями.

Изначально Русская Православная Церковь видела в Руси, в России особый Удел Богородицы, Её Дом, находящийся под особым Покровом Царицы Небесной. Именно на Руси был утвержден впервые праздник Покрова Божией Матери и под Владимиром на реке Нерль был построен первый Покровский храм. В русских воинах и во всех исконных народах русских земель воспитывалось чувство долга и личной ответственности за защиту своего национального Отечества. В этом огромная политическая сила Православия. Все подвиги русских воинов были основаны, прежде всего, на вере в высшую правду, в Божий Промысел.

Заезжих иностранцев всегда удивляло, с какой готовностью и даже радостью шли на самопожертвование русские солдаты и офицеры. Это моральное качество наши воины пронесли через века от Евпатия Коловрата и великих князей Александра Невского, Димитрия Донского и генералиссимуса Александра Суворова, фельдмаршала Кутузова и адмирала Ушакова, генералов Скобелева и Ермолова — до маршала СССР Георгия Жукова и солдата-героя Александра Матросова, до героев афганской кампании и антитеррористических операций в Чечне.

Непредвзятый взгляд на отечественную историю позволяет утверждать, что значение Православия в объединении России и защите ее от многочисленных врагов и захватчиков исключительно. Тысячелетнее воздействие Православной веры воспитало в нашем народе и его воинах мораль подвижничества во имя Веры и Отечества, неистребимую до наших дней идею беззаветного исполнения своего Долга перед Родиной. В России воинское служение всегда было одухотворено. Все материальные аспекты войны и военного дела занимали хотя и значительное, но, безусловно, подчиненное положение. За Правду и Справедливость, за Веру, Царя и Отечество шли на смерть наши предки, им духовно подражают и наши современники. Даже когда в эпоху официального атеизма они якобы не верили в Бога, поступали они в соответствии с тысячелетней и неизгладимой Православной моралью и нравственностью, которая всегда рассматривала служение Родине, сопротивление захватчикам, защиту своего Отечества как служение Божьему делу на земле. Посвятив значительную часть своего служения в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации работе с людьми, их моралью и психикой, свидетельствую об этом со всей категоричностью: под коммунистической фразеологией мы стремились нести нашим солдатам идеи христианского по смыслу патриотизма, вдохновлять их к высоконравственному, жертвенному служению Отчизне, а не мифическому «Интернационалу». В интернационализме же мы выдели только добрососедское великодушие и терпимое отношение к национальным проблемам.

Издревле воодушевляя воинов на бой за Веру и Отечество, Православие решало и чисто прикладную задачу. Оно создавало, говоря современным языком, мотивацию, пробуждало в воинах желание идти в бой не за страх перед начальством, а по гражданской совести. Веря в свою правоту и Божью помощь, воины России свято верили в свою окончательную победу. Они знали, были уверены, что могут проиграть отдельную схватку, бой и даже сражение, но окончательная победа будет за ними, даже если придется погибнуть. Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!

Это было придумано не И.В.Сталиным и впервые сказано задолго до июля 1941 года. Это исконно Православная христианская идея Святой Земли и её законной наследницы — Святой Руси, идея, многократно повторяющаяся в Библейских текстах, в призывах Русских Князей и Царей, в словах и обращениях русских военачальников и простых воинов в самые разные времена и эпохи.

Наша Православная Вера стоит на уверенности в победе над любым злом, насилием, несправедливостью, над любым врагом, посягающим на Православное Отечество. Православный воин не боится смерти. Это определено его верой. «Чаю Воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь», — так заканчивается христианская молитва «Символ Веры». Русский воин верит, что душа его бессмертна, и заботится прежде всего о ней, а не о бренном теле. Чтобы спасти свою душу, он стремится следовать Евангельским заповедям, в том числе и утверждающей: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Так думали и поступали причисленные к лику святых воины великомученики Димитрий Солунский и Георгий Никодимийский Победоносец, благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской, преподобный богатырь Илия Муромский и архистратиг Феодор Ушаков, а также прославленные в народе Суворов, Кутузов, Нахимов и многие тысячи и миллионы защитников Руси, Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации сегодня.

Начиная с воинских уставов, созданных Императором Петром I, мы прослеживаем строгую систему организации духовного воспитания солдат и матросов. Весьма показателен тот факт, что создавая строй Армии и Флота России по западно-европейскому образцу, начиная от организационно-штатной структуры до вооружения и формы одежды, поручая их обучение иностранным «военным специалистам», дело духовно-нравственного воспитания Государь Император Петр Великий доверил только русским священнослужителям, полковым и корабельным батюшкам. Православная Церковь воспитывала в сердцах русских воинов уверенность в безусловной истинности Православия, духовно укрепляла стремление к самоотверженному служению Богу, Царю и Отечеству, пестовала в них чувство святости воинского долга, исполняла их любовью к России и укрепляла в них сыновнюю ответственности за ее судьбу.

Ясно и с любящим сердцем осознавал значение Православной веры в военно-патриотическом воспитании солдат и офицеров наш бессмертный генералиссимус и новый победоносец А.В.Суворов. Именно в Православной вере видел он корни и истоки всех своих викторий.

Составленная Суворовым тетрадь «капральских бесед» начиналась советом: «Молись БОГУ: от НЕГО победа», затем следовал текст обязательной для каждого солдата молитвы: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» и далее шло поучение: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!» (Заглавными буквами все выделено самим Суворовым. — А.Ч.) С высоты сегодняшнего дня можно скептически относиться к этим требованиям великого полководца, но при этом помнить, что он всегда побеждал меньшим числом и малой кровью. Так, в итальянской кампании на 75 убитых неприятельских солдат приходился только один русский воин.

Описывая период Смуты XVII века на Руси, русский историк В. Ключевский заметил: «Когда государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнущей земли (выделено мной. — А.Ч.). Призывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты, Кузьмы Минина».

Первым посланием, которое было обращено к народу Советского Союза после начала войны, было послание Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского), в котором от имени Русской Православной Церкви говорилось, что эта война священна, она ведется в защиту нашей родины, ее достижений, культуры, веры, семей наших и самой жизни. В первом публичном выступлении Сталина прозвучало всколыхнувшее и объединившее народ запретное и забытое православное христианское обращение: «Братья и сестры!»

Далеко не случайно в годы Великой Отечественной войны были востребованы образы великих русских святых — великих князей Александра Невского и Димитрия Донского, исконно православных полководцев Суворова, Кутузова, флотоводца Ушакова, причисленного в 2003 году к лику святых в чине святого архистратига.

Как оказалось, только образ Святой Руси оказался в пору нашей атеистической стране в годы неимоверно тяжелого испытания. Не только, а точнее не столько коммунистическая идеология явилась источником героизма и стойкости нашего народа в этой войне, но воспитанная веками внутренняя потребность защищать Отечество «не щадя живота своего», и воспитывалась она прежде всего Православием и Церковью. Несмотря на двадцатилетний воинствующий атеизм и массовые гонения на веру, основы православной нравственности были сохранены. Произошло это главным образом в семье, где старшее поколение сумело передать детям и внукам основные принципы православной морали, духовность, патриотизм, воспитать в молодежи любовь к Родине, чувство долга и ответственности за ее судьбу. Советский Союз выстоял, несмотря на полное превосходство гитлеровских полчищ в начальный период войны, и потому, что народ сохранил свою внутреннюю готовность защищать Родину. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия, и они ее защищали вместе.

Необходимо отметить, что эта тема показательна по отношению и к нашему времени. Русская Православная Церковь и сегодня видит в подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны величайшую святыню — День Победы 9 мая введен в церковный богослужебный календарь. В Постановлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об установлении особого ежегодного поминовения в день Победы» 9 мая (26 апреля) 1994 года говорится: «Руководствуясь священным долгом молитвы о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, равно как и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени, Освященный Архиерейский Собор определяет:

установить особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру. Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны — в день Победы 9 мая нового стиля (26 апреля старого стиля)».

Сегодня в России набирает силу тенденция усиления роли традиционных религий, и прежде всего Православия, во многих сферах жизни нашего Отечества. Естественно, эти процессы не могли не затронуть и Вооруженные Силы. Более того, в Армии и на Флоте эти тенденции проявились раньше и развиваются опережающими темпами. Причину можно выразить известной фразой: «В окопах неверующих нет». Годы насильственно навязываемого атеизма не смогли, да и объективно не могли уничтожить генетически обусловленную тягу нашего народа и его воинов к Православию. Православная мораль, духовность, традиции, обычаи и сегодня пронизывают живыми нитями многие сферы общественной и материальной жизни нашего народа, общества и государства, хотя большинство из нас этого не осознают и даже не подозревают об этом.

Таким образом, не греша против истины, можно сделать вывод, что Православие выполняло на протяжении веков и продолжает выполнять сегодня в нашем обществе несколько важных функций: сплачивая народы России, объединяя и мобилизуя их на защиту российской государственности — важнейшую интегративную функцию. Включая в себя морально-нравственные нормы и нравственный опыт множества поколений, которые содержатся в основах Православия, оно выполняет и регулятивную функцию. Православные идеи, ценности, установки, традиции выступают как регуляторы поведения людей. Наиболее важной функцией Православия является мировоззренческая функция. На протяжении многих веков православное мировоззрение было господствующим в обществе, государстве и Армии. Православие было основой воинского воспитания в Русской Армии и на Флоте. В этих условиях естественно, что Православие оказало исключительное влияние на становление и развитие Вооруженных Сил России, играло ведущую роль в военно-патриотическом воспитании военнослужащих и всего народа.

История и сегодняшний день свидетельствуют, что воинский долг всегда находился и находится в центре внимания Православной веры и служителей Русской Церкви. Являясь духовной опорой государства, Православие веками освящало и освящает ныне ратный труд, ибо считает, что воинское служение — важнейший фактор стабильности государства, его безопасности и обороноспособности. Поэтому Церковь обосновывает необходимость воинского служения, его важность и исключительную значимость, возвышает его до служения Богу и долгу перед православной верой. Не случайно решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в литургию включена молитва «О богохранимой стране Российской, властех и воинстве ее». Больше ни о каком институте государства и общества Церковь персонально не молится. Этот факт еще раз подчеркивает особое ее отношение к государственной идее и защитникам российской государственности.

В выступлении на I Всемирном Русском Соборе в мае 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «…Важно, чтобы каждая личность, каждый народ оставались самими собой, сохраняли свою самобытность. Отсюда со всей очевидностью следует, что каждый человек призван к заботе о благосостоянии своего народа и своего государства, к бережному отношению к своей истории и культуре, к защите своего Отечества. Это является нашим нравственным долгом. В этом мы видим основу христианского патриотизма. Вместе с тем подлинный патриотизм не должен оскверняться враждой и ненавистью к другим народам и к кому-либо в среде своего народа, национальной гордыней, стремлением к силовому решению межнациональных и межгосударственных споров, нежеланием и неумением выслушивать различные точки зрения и приходить к согласию, желанием монополизировать идею патриотизма в узко эгоистических целях. Наша Церковь открыта к сотрудничеству на общее благо с людьми всех национальностей, культур, мировоззрений… Мы, служители Церкви, видим патриотизм не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преображающим и тем подвигающим чад Божиих к святости».

История вновь распорядилась так, что сегодня только Православие и Русская Православная Церковь духовно и нравственно противостоят духовному кризису России, ее Вооруженных Сил во всей полноте. Объединение усилий Церкви и Вооруженных Сил может оказаться решающим для судьбы России.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика