Богослов. Ru | Игумен Петр (Еремеев) | 22.04.2010 |
Духовное образование в России на сегодняшний день находится в состоянии определения новых форм научного и образовательного процесса, определения направления своего развития в двадцать первом веке.
Наша духовная школа в лице ее лучших представителей всегда стремилась избегать мертвых форм. История свидетельствует, что реформирование духовного образования в России всегда имело целью совершенствование условий для научно-богословского развития духовных школ, повышения качества педагогико-воспитательной деятельности научно-преподавательского состава духовных академий и семинарий.
Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений.
Цели государственного лицензирования и аккредитации духовной школы
По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, в новых условиях
«главным мотивом, подвигающим нас к реформированию системы духовного образования, является необходимость повышения уровня обучения и воспитания. Она также должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем«[1]. Система духовного образования должна быть динамичной, отвечать современным требованиям государственно-конфессиональных отношений в стране, а также потребностям Церкви в успешной миссионерской, катехизаторской и иной деятельности. Как это сделать, сохранив богатое наследие нашей духовной школы и вместе с тем обеспечив успешное развитие духовного образования и церковной науки в современном мире?Поставленные в XX веке в непростые условия, находясь в ситуации вынужденной замкнутости, духовные образовательные учреждения смогли в целом сохранить традиции дореволюционной высшей духовной школы. Очевидно, сегодня Церкви предстоит не только бережно сохранять богатый научно-богословский и педагогический опыт духовных школ, но и преумножать его, развивая все основные направления деятельности высших духовных заведений с учетом новых политических, правовых, социальных условий современной России.
Условия на данном этапе развития высшего духовного образования в России таковы: сегодня, в связи с тем, что барьеры и ограничения советской эпохи перестали существовать, обнаруживается реальная возможность создать в рамках действующего федерального законодательства эффективный механизм сотрудничества Русской Православной Церкви с государством, направленный на обеспечение совместной подготовки как церковных, так и светских кадров. Сейчас данную задачу в неполной мере решают только теологические факультеты светских высших учебных заведений, отводя духовным школам, не имеющим государственную лицензию и аккредитацию, лишь подготовку специалистов, используемых исключительно для нужд самой Церкви и, как правило, не далее церковной ограды.
Теологические факультеты не менее 38 светских высших учебных заведений России ежегодно готовят дипломированных специалистов-теологов, которые находят себе применение в органах государственной власти и органах местного самоуправления, школах, вузах, различных организациях и учреждениях[2]. Нередко даже студенты духовных учебных заведений параллельно обучаются по Теологии в светских вузах с целью получить государственный диплом. В отдельных епархиях России это стало уже обычной практикой, позволяющей готовить кадры для церковного служения с самыми широкими возможностями. Тем более что благодаря проводимой с 90-х годов прошлого столетия реформе духовного образования учебные программы духовных семинарий отличаются от таковых на теологическом факультете незначительно.
Вместе с тем, изменения действующего федерального законодательства[3], произошедшие в 2008 году, позволяют учреждениям высшего профессионального религиозного образования, после прохождения определенных законом процедур государственного лицензирования и последующей аккредитации, самостоятельно готовить и выпускать с дипломом государственного образца миссионерские, научно-богословские, педагогические кадры, использование которых будет возможным в разных сферах государственной и общественной жизни России. Предоставляемая государством возможность повышения правового статуса духовных учебных заведений обладает высокой значимостью и перспективностью для системы духовного образования. Без скорейшего решения этого вопроса Церковь будет лишена возможности влиять не только на религиозную ситуацию в стране, но и на развитие социальной, экономической, политической, правовой и иных сфер жизнедеятельности нашего общества и государства. Следует согласиться с митрополитом Волоколамским Иларионом, что
«упустить этот исторический шанс было бы преступлением«[4].Именно государственная аккредитация позволит учреждениям высшего профессионального религиозного образования на равных конкурировать с высшими светскими учебными заведениями. Вместе с тем, процесс стандартизации образовательного процесса и иных форм деятельности духовных академий и семинарий по нормам высшей школы положительным образом повлияет в целом на развитие образования и науки в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.
Государственное лицензирование и аккредитация духовной школы позволит решить еще один важный вопрос. На современном этапе развития высшего духовного образования в России как со стороны церковной, так и светской науки стала более ясно формулироваться необходимость включения богословских, церковно-исторических исследований в общую государственную научно-аттестационную систему. Только интеграция духовных учебных заведений в пространство российского высшего образования позволит это сделать в рамках существующего правового поля.
Таким образом, вопрос получения государственной лицензии и аккредитации духовными школами необходимо рассматривать, как логическое завершение процесса реформирования духовного образования. Более того, сегодня все проекты, направленные на модернизацию, развитие нашего образования должны корреспондироваться с решением этой задачи.
Сохранение традиций духовного образования
Итак, совершенно очевидно, что высшие духовные учебные заведения должны стать научно-педагогическими и образовательными центрами, опирающимися на лучшие традиции русского богословия и учитывающими тенденции в образовании и науке,[5] и обеспечить это сможет должное правовое оформление и необходимая, в этой связи, доработка компонентов системы духовного образования. Причем решать эту задачу необходимо при обязательном и бережном сохранении идентичности и лучших традиций церковного богословия.
Важно помнить, что
«целью реформы духовных школ должно стать возвращение к традиционным святоотеческим истокам«[6]. И выбор образовательных стандартов для лицензирования и аккредитации духовного образования должен способствовать его развитию в лучших традициях.Государственные образовательные стандарты по направлению
«Теология» (бакалавриат и магистратура) вполне отвечают этому требованию, благодаря тому, что основными разработчиками стандартов стали церковные специалисты. Поэтому возможные опасения в секулярной направленности светского стандарта являются безосновательными. Учебные программы теологических стандартов вполне коррелируются с программами высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, разработанными в соответствии с требованиями церковного образовательного стандарта. Кроме того, новый государственный стандарт третьего поколения предоставляет учреждениям высшего профессионального религиозного образования достаточно широкие возможности в разработке собственных учебных планов и программ. Это означает, что при изменении правовой формы образовательного процесса не изменится содержание образования.Лицензирование и аккредитация духовных школ по теологическим стандартам, таким образом, не влечет за собой радикального изменения традиционного характера и содержания духовного образования. Это важно отметить, поскольку
«задача обретения равного статуса церковного высшего образования со светским никоим образом не является секуляризацией духовного образования, а лишь преодолением тех искусственных дискриминационных преград, которые все еще продолжают существовать с прежних времен, вопреки принципиально изменившемуся характеру присутствия Церкви в общественной жизни«[7].Если принять во внимание имеющиеся замечания к государственным образовательным стандартам по направлению
«Теология», справедливо будет заметить, что, лишь приступив к освоению стандартов, церковные образовательные учреждения получат возможность эффективно участвовать в их доработке и улучшении.Интеграция духовной школы в систему высшего образования России
Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви, построенная на принципах взаимодействия с действующей образовательной системой высшего профессионального образования, позволит Церкви кардинальным образом изменить ситуацию, когда в России высшие духовные учебные заведения и их выпускники причисляются к маргинальной группе, находящейся в изоляции, за рамками нормальной общественной жизни. Аккредитованные высшие духовные учебные заведения автоматически станут полноценными и равноправными членами вузовского сообщества России. Таким образом, будет положено начало процесса реабилитации в России отечественных духовных школ и высшего духовного образования, церковной науки в целом.
Трагические события 1917 года привели к тому, что сначала высшие духовные заведения, являвшиеся центрами научной и богословской жизни в России, были уничтожены, поставлены вне закона; затем претерпели унизительный этап
«разрешительного» существования в Советском Союзе, в изоляции от системы высшего профессионального образования. Государственное лицензирование и аккредитация, наряду с внутривузовской работой по совершенствованию духовного образования, позволит высшим духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви в XXI веке восстановить свой высокий традиционный статус в отечественной системе высшего образования.Церковь, согласно такой концепции реформирования духовного образования, не приобретает что-либо принципиально новое в смысле чуждого и несвойственного, она восстанавливает старое — традиционное, положенное ей по праву. Таким образом, лицензирование духовных учебных заведений Русской Православной Церкви по государственным образовательным стандартам и последующая аккредитация — это вопрос восстановления и обретения утраченного статуса, а также своего рода самоидентификация духовного образования в национальной системе высшего образования нового тысячелетия.
Интеграционная модель развития духовной школы в практике Хабаровской духовной семинарии
Хабаровская духовная семинария стала первым учреждением высшего профессионального религиозного образования в России, которое прошло все необходимые процедуры государственного лицензирования программ высшего образования. Административный персонал, а также преподавательский состав семинарии в кратчайшие сроки подготовили всю необходимую документацию для лицензирования образовательной деятельности духовной школы не только по церковному, но и по государственному стандартам. В связи с тем, что общий образовательный уровень, учебные программы, научно-методическая база, библиотечно-информационные ресурсы, количественный и качественный показатель преподавательского состава семинарии уже de facto соответствовали высоким требованиям светского стандарта, то имевшая место экспертиза не нашла каких-либо оснований для отказа в выдаче лицензии. После получения государственной лицензии на ведение образовательной деятельности по стандартам по направлению и специальности
«Теология» семинария рассчитывает в течение максимально короткого срока получить государственную аккредитацию.Опыт Хабаровской духовной семинарии со всей убедительностью показывает, что реализация на практике правовых норм, предоставляющих возможность религиозным образовательным учреждениям получать государственную лицензию, — вполне решаемая задача. Представляется, что по примеру Хабаровской духовной семинарии учреждения высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви начнут повышать свой правовой статус в системе высшего образования России, совершенствуя свою деятельность, а также обеспечивая своим выпускникам признание их квалификации не только в Церкви и церковных институциях, но также государством и обществом в целом, существенно расширяя возможности их служения.
Таким образом, излагаемая концепция развития духовного образования в России, основанная на принципах интегрирования в национальную образовательную систему и реализуемая через прохождение установленных российским законодательством процедур государственного лицензирования и аккредитации[8], на сегодняшний день имеет не только хорошо выстроенную и обоснованную теоретическую базу, обладающую материалами по моделированию, прогнозированию дальнейших этапов совершенствования духовного образования, но имеет уже и реальные положительные практические результаты.
______________________
[1] Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: http://pda.patriarchia.ru/db/text/1 061 403.html
[2] Лицензию на подготовку теологов в 2008—2009 гг. имели 38 высших учебных заведений России, из которых 23 — государственные университеты. При этом следует отметить, что во многих вузах ежегодно наблюдается неизменно высокий конкурс на обучение по специальности и направлению
«Теология», доходящий до 16−18 человек на 1 место. См.: Зубанова С.Г. «Теологам не в чем оправдываться, просто академик В. Гинзбург не знает ситуации на кафедрах теологии в высшей школе» // Официальный сайт Московского Патриархата, раздел «Наука и образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/274 983.html.[3] Принятие Федерального закона РФ от 28 февраля 2008 года N14-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)». Внесение изменений в Закон РФ от 10 июля 1992 года N3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N12-ФЗ). Внесение изменений в Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 года N125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Внесение изменений в Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 года N125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Законом устанавливается возможность получения духовными учебными заведениями государственной аккредитации, подтверждающей уровень реализуемых ими образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и дающей право на выдачу документа государственного образца, заверяемого печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения герба России. При этом свидетельство о государственной регистрации не устанавливает государственный статус образовательных учреждений профессионального религиозного образования.[4] Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Православное богословие на рубеже эпох. Изд. 2-е, дополненное. — Киев: Дух i лiтера, 2002. С. 439.
[5] См.: Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на годичном акте в Московской духовной академии 14 октября 2003 года // БВ. 2004. N4. С.336−341.
[6] Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Православное богословие на рубеже эпох. Изд. 2-е, дополненное. — Киев: Дух i лiтера, 2002. С. 10.
[7] Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на совещании ректоров духовных школ РПЦ 16.04.2003.
[8] Государственная аккредитация духовных учебных заведений, была определена как стратегическая задача реформы духовной школы Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 17 июля 2001 года. Эта позиция Священноначалия была поддержана и Архиерейским Собором 2004 года. В Определении
«О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» (п. 5) говорится: «Признано целесообразным скорейшее получение духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования». При определении концепции развития образовательной деятельности Хабаровской духовной семинарии ее администрация руководствовалась данными решениями Священноначалия.