Фонд «Русская Цивилизация» | Михаил Тюренков | 26.10.2004 |
Расколы и раздоры сопровождали Земную Церковь на протяжении всей её истории. И если в случаях отсечения от неё инородных, еретических элементов подобные размежевания были безусловным благом, то в иных ситуациях, когда некие второстепенные, зачастую политические проблемы служили причиной разделения внутри церковного тела, на нём образовывалась незаживающая рана раскола. В истории Русской Церкви подобные случаи встречались нередко, однако самым ярким и болезненным был и остаётся церковный Раскол XVII века, разделивший Церковь и народ на два враждующих лагеря: старообрядцев и сторонников церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Вот уже три с половиной столетия этот раскол разделяет православных людей, продолжая оказывать негативное влияние как на внутрицерковную ситуацию, так и на общее состояние нашего общества.
В нынешнюю эпоху тотальной секуляризации и забвения родной истории религиозные размежевания, казалось бы, мало интересуют как большую часть народа, так и власть предержащих. Однако, именно в последние годы со стороны государственных органов, и, в первую очередь, со стороны Президента последовал целый ряд инициатив, касающихся жизни Русской Церкви. И не смотря на то, что отношение верующих к подобным начинаниям властей очень неоднозначно, обходить их стороной было бы в корне неверно. Так, роль Владимира Путина в деле недавно начавшегося процесса воссоединения РПЦ МП и РПЦЗ достаточно хорошо известна. Однако мало кто отметил тот факт, что на встрече Святейшего Патриарха Алексия II и первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра с Президентом России, последний недвусмысленно заявил о необходимости привлечения староверов к процессу объединения Русской Церкви.
Безусловно, активная позиция светских властей по серьёзному религиозному вопросу не может не вызвать неких сомнений и даже опасений среди верующих. Ещё не за горами ужасный период государственного безбожия, ещё сильна связь нынешней номенклатуры с не столь далёким советским прошлым. Именно поэтому государственное вмешательство (пусть даже на уровне советов и рекомендаций) нередко воспринимается верующими «в штыки». В особенности, подобное отношение коснулось некоторых представителей РПЦЗ и старообрядческих согласий. В первом случае отторжение неудивительно по причине резко антисоветской позиции «зарубежников», многие из которых искренне считают, что связь РПЦ МП с госорганами и спецслужбами СССР была настолько порочной, что не могла не повлиять на благодатность Церкви. Таковые же настроения присутствуют и среди старообрядческих согласий. Однако, если в первом случае, более чем возможно устранение внутрицерковных разногласий через осуждение представителями РПЦ ряда действий её некоторых иерархов, касающихся сотрудничества с безбожной властью (в частности, уже состоявшееся косвенное порицание небезызвестной «Декларации» митрополита Сергия от 29 июля 1927 года о сотрудничестве с советской властью), то в разделении со староверами разногласий значительно больше, а их разрешение намного сложнее.
Мы уже писали о том, что на состоявшемся 3−8 октября этого года Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иерархи (помимо прочих вопросов) приняли решение о необходимости идти на более широкие и плодотворные диалог и сотрудничество со старообрядчеством. Спустя две недели в Москве состоялся Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (крупнейшего согласия русских староверов), на котором также были рассмотрены вопросы о возможности углубления диалога с РПЦ. В ответ на предложения, сформулированные в докладе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Архиерейском Соборе РПЦ, Освященный Собор РПСЦ выразил готовность искать пути мирного сосуществования и сотрудничества в социальных проектах, однако выразил неодобрение по поводу распространившихся в СМИ слухов о «воссоединении» РПСЦ и РПЦ. И на этом моменте, пожалуй, стоит остановиться несколько подробнее.
Любые интеграционные процессы в пределах Русской Цивилизации более чем благотворны. Тем более, если они касаются православных людей, соли Земли Русской. Однако в каждом случае мы должны внимательно смотреть в корень возможной интеграции и опасаться навредить ей своими необдуманными поспешными действиями. В вопросе взаимодействия со старообрядцами мы должны чётко осознавать те причины, которые нас разделяют. Если бы причины раскола заключались исключительно в обрядовом размежевании (проблемах двуперстия, «сугубой аллилуйи» и т. п.), то вопрос был бы достаточно просто разрешимым. Не даром ещё в апреле 1929 г. Патриарший Священный Синод, внимательно рассмотрев историю вопроса, постановил снять клятвы со старых обрядов, отменив соответствующие решения соборов XVII в., а на Поместном Соборе 1971 г. эти несправедливые клятвы были отменены окончательно и безповоротно. Подобным образом три года спустя поступила и Русская Зарубежная Церковь, на Архиерейском Соборе которой было принято «Постановление о равночестности старого обряда». Более того, представители РПЦЗ пошли ещё дальше по пути преодоления Раскола, когда в 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ обратился к старообрядцам с посланием, в котором испрашивалось прощение за гонения. Тем не менее, большинство староверов так и не приняли подобной формы церковного покаяния, продолжая считать приверженцев нового обряда еретиками. Причин тому видно несколько, но главные из них, пожалуй, следующие: фактическая невозможность признания старообрядцами благодатности обливательной формы крещения, в значительной степени воспринятой от католиков (которая, в последние годы, нередко встречает возражения и среди «новообрядцев»), а также резкое неприятие староверами любых форм церковного экуменизма, так и не осужденного всей полнотой Мирового Православия. И именно эти вопросы по мнению некоторых старообрядцев решаемы только при условии перехода всех представителей как РПЦ, так и Мирового Православия на позиции единоверия, что маловероятно в ближайшей исторической перспективе, но не является «невозможным в принципе».
Тем не менее, Соборы РПЦ и РПСЦ состоялись и, на наш взгляд, они стали значительной вехой в истории нашего размежевания. Появилась серьёзная надежда на начало доброжелательных и плодотворных (пусть для начала только в экономической и социальной сфере) взаимоотношений православных христиан, приверженцев старого и нового обрядов. И в связи с этим с особой надеждой и упованием вспоминаются слова Великой ектеньи: «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся"…
25.10.2004