Известия | Юлия Игнатьева | 22.10.2004 |
— Как минимум, — прогнозирует Михаил Мень, — слушатели факультатива перестанут смотреть на представителей других религий как на врагов. Как максимум — вступят в церковь.
Предпочтительно, чтобы вступали в одну из вышеназванных конфессий, избранных даже не по количественному (протестантов у нас гораздо больше, чем, например, иудеев), а по какому-то иному принципу. По замыслу правительства, в одном классе предлагается собрать детей верующих и неверующих и доверить их выпускнику педагогического истфака — но обязательно верующему. Педвузам перестроиться несложно: добавят еще один предметный курс в образовательный стандарт, тем более что в той или иной форме историю религии на истфаках изучают и без этого. Проблема в том, как отфильтровать материалистов: религиозность преподавателя нового предмета — обязательное условие. Следовательно, речь идет не об истории религии как многогранного феномена (на такой факультатив дети валом бы валили вместе с родителями), а о религиозном образовании в буквальном смысле.
— Люди самореализуются через преподавание, — подтвердил
подозрения корреспондента «Известий» протоиерей Всеволод Чаплин. — Атеист станет интерпретировать религию как человеческое изобретение, результат социальных и политических процессов. Верующий неизбежно будет утверждать, что именно его религия обладает истиной. Поэтому целесообразно ввести раздельное изучение этого предмета, как практикуется в странах Европы.
И у нас тоже. В Москве действуют 16 конфессиональных общеобразовательных школ, 52 школы с этнокультурным компонентом, во многом неотделимом от религиозного, десятки воскресных школ при храмах. Разработанная правительством Москвы аморфная конструкция тоже функционирует: в десяти школах в порядке эксперимента. Его итоги будут подведены в конце учебного года. Критерии успеха: посещаемость (минимальный процент пока не определен), а также впечатления детей и родителей.
Эти критерии вряд ли позволят оценить, насколько данная новация отвечает главной цели эксперимента — повышению толерантности общества. Причем толерантность трактуется как обучение православного большинства «понимать и уважать людей и мнения, которые кажутся непривычными» (из пресс-релиза).
— В правительстве Москвы появилось ощущение обострения межнациональных и межконфессиональных отношений, — сказал Михаил Мень. — Люди не всегда понимают, как мыслят приверженцы других религиозных философий.
Кто эти «другие», чиновник не скрывает:
— Ислам — неагрессивная религия, и мусульманские лидеры должны чаще об этом говорить.
Столичный департамент образования уже заказал учебник Институту всеобщей истории РАН под руководством академика Александра Чубарьяна. Он будет готов через полгода. Добрые намерения правительства не подлежат сомнению, утихомирить межконфессиональные страсти — благая цель. Но причем здесь школьный курс истории религии в предложенном виде: в смешанных группах и в исполнении вероносителя? Представьте себе картину: юная буддистка грезит о нирване и в пол-уха слушает педагога-иудея в кипе, хладнокровно толкующего Коран. А на задней парте парочка православных пацанов толерантно конспектируют любимые места из Торы.