Время новостей | Кирилл Василенко | 22.10.2004 |
Напомним, что Московский патриархат впервые начал вести переговоры о сближении со старообрядцами в мае этого года. Председатель отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл пригласил на официальную встречу митрополита Андриана. Однако на ней обсуждались только общие вопросы: сотрудничество церквей в информационной и издательской деятельности, организация паломнических поездок, единая позиция по необходимости нравственного воспитания молодежи. Вероятнее всего авансом, в расчете на тесное сотрудничество в будущем, в сентябре 2004 года духовный лидер старообрядцев был включен указом Владимира Путина в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте. И неделю спустя уже участвовал в заседании глав российских конфессий, посвященном борьбе с терроризмом.
Открытый призыв к объединению прозвучал на недавнем Архиерейском соборе РПЦ. Владыка Кирилл решил глобально подойти к теме раскола русской церкви и объединил в одном докладе проблему отделившегося вскоре после революции зарубежного православия и гораздо более древнего церковного конфликта между старым и новым обрядом. «Нельзя признать собирание русской церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой», — сказал митрополит Кирилл. И пояснил, что именно сейчас, когда воссоединение с РПЦЗ уже не за горами, пора обратить взгляд на «уврачевание последствий русского церковного раскола XVII века».
Однако сами старообрядцы считают, что митрополит Кирилл напрасно надеется объединить под юрисдикцией Московской патриархии все православные конфессии. Как пояснил корреспонденту «Времени новостей» сотрудник пресс-центра митрополии РПСЦ Глеб Чистяков, старообрядческая церковь, конечно, рада наладившимся теплым и внимательным отношениям с Московским патриархатом и с государственной властью, поскольку «долгое время древлеправославие подвергалось гонениям». «Но говорить об объединении не только преждевременно, но и неправильно, — утверждает Глеб Чистяков. — Старообрядческая церковь сохранила первозданные формы богопочитания и основы богослужения, заложенные апостолами. У нас есть отличия с Московской патриархией и в представлении о том, каким должно быть церковное устройство. У нас только единая церковь, состоящая из епископов, монашествующих, священников и мирян, представляет собой Тело Христово и вправе принимать решения. И в наших соборах обязательно участвуют миряне. И верующими мы считаем не 80% россиян, а только тех, кто регулярно ходит в храм и исповедуется. Если отказаться от всего ради политического объединения, то распадется наша церковь».