Русская линия
НГ-Религии Павел Урушев21.10.2004 

Праздник к нам приходит
Хеллоуин странствует по миру бездомным призраком

В последние годы в России широко отмечается праздник Хеллоуин. Молодежь, наряжаясь в костюмы вампиров, демонов и ведьм, съезжается в клубы и дискотеки и беснуется от заката до рассвета. В некоторых школах Хеллоуин отмечается в виде маскарадов и вечеринок. Но большинство россиян черпают сведения об этом празднике из самого ненадежного источника — продукции Голливуда, превратившего Хеллоуин в ходовой товар. Росту популярности праздника также способствует творчество рок-групп, играющих в стиле хэви-метал (Black Sabbath, Halloween, Warlock), и некоторых кинорежиссеров (например, Джона Карпентера, снявшего фильм «Хеллоуин»).

Но знает ли кто-нибудь из любителей Хеллоуина, что это за праздник? Какой смысл вкладывали в него древние?

Современный Хеллоуин берет свое начало от Нового года — одного из восьми празднеств календарного цикла древних кельтов. Обозначающее этот праздник ирландское слово Samhain произносится как «савань» и является названием месяца ноября. Русская транскрипция «самайн» восходит к искаженному английскому произношению XVIII века.

На острове Мэн, где кельтские обычаи дольше всего сопротивлялись английскому влиянию, и в наше время Новый год отмечается 1 ноября по древнему календарю. В канун этого дня островитяне собираются в праздничные процессии и распевают на мэнском наречии песню «Сегодняшний вечер — вечер Нового года».

Пытаясь бороться с язычеством, Католическая Церковь установила в Савань свой праздник — День всех святых. Современное название этого праздника — Хеллоуин (Halloween) происходит от сокращенного Hallow E"en, то есть Аll Hallows" Even — все святые вместе.

В канун праздника Савань ирландцы сгоняли стада с пастбищ в зимние хлева, затем гасили огонь во всех жилищах. С наступлением темноты из хвороста, который собирали всем миром, или старейшина, или друид (жрец) разжигал огромный костер, горевший всю ночь. А под утро еще тлеющие угли разносились по домам для розжига очагов. В XIV—XVIII вв.еках каждая ирландская семья разводила перед домом отдельный костер. «Огнями переливались целые районы; их ослепительный свет вдоль побережья Ирландского залива с высоты холмов являл собой необыкновенно живописное зрелище», — так описывал празднование кануна Дня всех святых исследователь кельтской культуры и мифологии профессор Джон Рис (1840−1915).

Вслед за праздником вступала в свои права зима: начинались заморозки, дожди сменялись снегопадами, приходили голод и болезни. Ощущение близости мира мертвых — вот еще одна из составляющих Хеллоуина. В представлении древних кельтов существовал единый загробный мир — Страна вечного лета — чудесное место, где нет ни болезней, ни страданий, ни голода. Правит этим миром «добрый бог» Дагда, хозяин чудесного котла изобилия, в котором никогда не переводится свинина — излюбленное мясо кельтов.

Связь мира живых с миром мертвых представлялась в виде круговорота: умирая, человек попадал в потусторонний мир, а при рождении ребенка одна из душ возвращалась на землю и вселялась в него. Поэтому древние кельты и их потомки не испытывали страха перед душами умерших, считая их такими же человеческими существами, но временно обитающими в другом мире. В Савань в каждом доме было заготовлено угощение и жарко растоплен очаг на тот случай, если кто-нибудь из предков пожелает навестить свою родню. «В канун первого ноября, — говорится в старинной пословице с острова Мэн, — на каждом крыльце сидит по привидению».

В ночь на Хеллоуин практиковались гадания — начало нового года считалось для этого наиболее благоприятным временем. Самый распространенный вид гадания был таков: под утро, когда праздничный костер уже прогорел, в золе очерчивали круг. В центр круга каждый из присутствующих клал белый камень с особой меткой. Считалось, что тот, кто на следующее утро не найдет свой камень или обнаружит его поврежденным, обречен умереть в течение наступившего года.

В 432 году в Ирландию вместе с миссионером-епископом Патриком пришло христианство, которое изменило представление кельтов о мироустройстве. В частности, появилась вера в раздельный загробный мир — Рай и Ад, возникло представление о злых духах, которые в ночь Всех святых приходят в наш мир, чтобы навредить человеку. Так, нечисть и ее пособники (ведьмы и колдуны) стали одними из персонажей Хеллоуина.

Праздник получил новое понимание: христиане стали считать, что в эту ночь мир мертвых приближается к миру живых и даже соприкасается с ним. Ведьмы, феи, эльфы и домовые — весь сказочный народец вольготно разгуливает по земле. Праздничные костры приобрели защитную функцию — их пламя должно было отпугивать злых духов.

Другим способом защититься от нечистой силы стал обычай рядиться в уродливые маски, причудливые одежды и устрашающе раскрашивать лица. Считалось, что тот, кто будет похож на нечисть, останется для нее не замеченным — потусторонние силы примут ряженого за своего.

Наибольшие изменения Хеллоуин претерпел среди английских и ирландских колонистов Северной Америки. Оторванный от национальных и религиозных корней, он потерял свой изначальный смысл, превратившись в веселый праздник, когда ряженые дети ходят по домам, требуя угощения и подарков, угрожая скупым хозяевам местью нечистой силы.

Символом современного Хеллоуина стала «тыквенная голова» — фонарь из тыквы с прорезями в виде глаз и зубастого рта. В канун праздника фонарь с зажженной свечой выставляется в окнах американских домов для того, чтобы бродящая в округе нечисть не заходила в дом, думая, что он уже занят кем-то из своих.

«Тыквенная голова» получила собственное имя и стала новым персонажем праздника — Лампадным Джеком. Имя позаимствовано из христианской легенды, в которой рассказывается об ирландце Джеке, душу которого дьявол пообещал не забирать в ад. Но после смерти Джек, погрязший в грехах, не попал в рай. С тех пор он вынужден скитаться по свету неприкаянным призраком.

Точно таким же бездомным призраком странствует по миру и потерявший свою национальность Хеллоуин.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru