ОВЦС МП | Протоиерей Геннадий Нефедов | 21.10.2004 |
Досточтимое собрание!
Всем хорошо известно: семья есть наиважнейший фактор в формировании человека — гражданина своего Отечества, патриота своей Родины, носителя веры, благочестия и духовно-нравственных традиций. Именно семья раскрывает все заложенные в человеке способности, силы и дарования. Семья призвана быть духовно-здоровой, стать источником прочности и красоты семейных отношений, твердым основанием духовного единения и единства — единства мужа и жены, готовых понимать друг друга и однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей.
Создающим семью необходимо наблюдать, чтобы Господь стал центром их семьи во всех отношениях, иначе их собственные старания окажутся напрасными. Семья развивается в правильном отношении только тогда, когда такой Центр в семейной жизни есть. Тогда однородность духовных оценок, единство и общность духовной цели у обоих создадут необходимые условия для взаимного доверия и уважения пред Лицом Божиим, и будут способствовать образованию духовной, жизненно сильной, ячейки общества, которой под силу давать детям правильное духовно-нравственное воспитание.
К сожалению, в нынешних российских семьях и детей не так много, и желания иметь Господа центром своей жизни мало, и вкус к благочестию почти утрачен. Образ семейного дома, собирающего и укрепляющего единство семьи, видится крайне размытым в своем очертании. Семьи распадаются, часто не успев возникнуть, количество неполных семей катастрофически растет, интерес и устремление их к сферам духовного опыта снижен, члены семей и их дети не учатся утверждать свое духовное достоинство, и свою свободу быть духовной личностью не реализуют.
Создавать духовно-здоровую семью значит содействовать Богу своими усилиями и делами, когда Он соединяет мужа и жену в браке и Своими законами утверждает основы их семейной жизни.
По христианской традиции моменту официального создания семьи предшествует долгая «святая» дружба юноши и девушки, ограждаемая целомудрием и порядочностью, взаимной откровенностью и расположенностью доверять друг другу, стремлением узнать друг друга. Такая дружба, по словам священника Павла Флоренского, позволяет видеть себя глазами другого, но пред лицом Третьего. Это время созерцания себя через друга в Боге. «Посему дружба, — говорит он, — есть одинаковый строй двух душ, способствующий размену и взаимному их восполнению. Тождество же достигается богатством Третьего, ибо Любовь обогащает, Бог же есть совершенная Любовь, и дает любящим осмысленность и примиренность». И действительно жениха-христианина и невесту-христианку сближает не только любовь друг к другу, но и устремление каждого из них ко Христу, которое и дает неложное основание! быть браку ради Господа. Это основание содержит в себе решимость принять Господа в свою жизнь и сделать Его Центром этой жизни.
Заручившись благословением родителей и духовника-священника, нареченные жених и невеста, посоветовавшись со старшими, назначают день свадьбы. Ради юридического признания брак должен быть зарегистрирован в гражданской инстанции (ЗАГСе); затем совершается над ними браковенчание — Святое Таинство, в котором через обручение и венчание новобрачным преподается Божественная Благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на добрую совместную жизнь, рождение и воспитание детей.
Обручение — это особое молитвенное последование. В нем перед Богом и Церковью утверждается уже созданный женихом и невестой брачный союз, утверждается молитвой и вручением колец, принесенных из алтаря со святого престола. Кольца — это знак веры в непрерывность заключенного союза, даруемого благодатью Святого Духа, и, одновременно, свидетельство свободно воспринятого обета верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения.
Венчание, своим молитвенным последованием, отображает традицию церковного осмысления основ семейной жизни. Нераздельное жительство мужа и жены представляет собой путь подвижничества, осуществляемого изучением и упражнением в заповедях Господних. Цель такого жительства — слава Божия и слава Отечества в добрых делах человеческих (Мф. 5,16), видя которые людям хочется прославить нашего Небесного Отца. Путь подвига, обретаемый семьей, тесно связан со стремлением к Совершенству и святости. Он развивает духовную природу человека, приучая членов семьи к труду, к молитве, к христианскому доброделанию: к христианской любви, умеренности во всем, послушанию Богу и законам Церкви. «Велика, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — пагуба душам там, где не жительствуют правила и утверждение душ».
Последование венчания, таким образом, полагает основания для жительства по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни. Для этой то цели Господь «славою и честию» венчает их, претворяя «воду» обыденной семейной жизни в «вино» правды Царства Божия.
Отсюда мысль о строгой нравственной чистоте, о способности рождать детей и радоваться умножению семьи. Отсюда же побуждение новобрачных достойно и непредосудительно стать причастными к делу спасения людей Сыном Божиим, подражая в этом святым, которые, как говорит святитель Григорий Богослов, являются «порождением и славой супружества».
Подражание святым пробуждает в семейном человеке его лучшие духовные, душевные и телесные силы. В подражании все имеет свою ценность. Скромная походка, благочинная беседа так же важны в семье, как и внимание к старшим и умение молчать в их присутствии, удаление от людей, подверженных страстям и угождающим своей плоти. Привычка не многословить, не смеяться по любому поводу, не говорить чего-либо поспешно, не обдумав, всегда ценилась в христианской семье наравне со скромностью и благочестием, с умением исправлять свои оплошности покаянием пред Богом и друг перед другом.
В лучших христианских семьях всегда заботились о благообразии чувств и добрых навыках тела, ибо от них рождаются добрые помыслы.
Семейный человек призван уважать и ценить благочестие, ибо оно выявляет духовное благо, наличие которого возвышает достоинство каждого и определяет честь предстоять и служить Богу. Этим благом для человека является его религиозность, то есть личный духовный опыт, который он переживает в результате живой связи своего духа с Духом Божиим и наполнения данного опыта верным содержанием по слову Божественного Откровения.
Этот опыт зиждется на традиции передачи и воспроизведения ситуаций, в которых Бог являет Себя людям и остается с ними. От человека же Бог ожидает подвига веры и сердечного созерцания, чтобы видеть ту новизну, которая изменяет его религиозной реальностью. «И найдет на тебя Дух Господень, и ты сделаешься иным человеком» (1 Цар. 10, 6), — говорит Писание. Человек традиции учится быть таким, каким он еще не был. Смысл иного бытия подскажет семейному человеку поиск боговосприятия, понимание действующей в этом мире власти Божией, духовной интенсивности в обращении к Богу и усилит жажду Божественного Откровения. Подобное благо, опытно переживаемое в семье каждым ее членом, действительно станет условием сосредоточенности всех сил духа, души и тела на верном восприятии законов Божиих и законов своей веры и основанием созидания духовно-зд! оровой семьи.
Традиция способствует вхождению человека в благодатную атмосферу Церкви Христовой, где человек должен разрешить Богу действовать в себе. И если наша страна испытывает острый демографический кризис, то одну из основных причин его следует видеть в отказе современного человека дать Богу возможность действовать в себе, в снижении интереса к сферам духовного опыта, в нежелании утверждать свое духовное достоинство и свою свободу быть духовной личностью.
Чтобы уйти от этой «горькой правды», Православная Церковь учит людей принимать, ценить и воспроизводить в своих семьях апробированные веками духовно-нравственные традиции. Она учит через них насаждать объективно-ценные, святые содержания в душах людей, воспитывать в семейной среде человека с неповрежденным душевным организмом, способным самостоятельно органически любить, органически строить и органически воспитывать. Своими Таинствами и обрядами Церковь желает утвердить в каждом члене семьи благочестие, стремление служить Богу, Церкви, Родине и людям. Именно подобное благо дает человеку силу «твердо стоять во всем, что честно» (Ис. 32, 8) и любить семейный образ жизни, любить рождение и воспитание детей, любить традиции Православия, и тем вносить свой вклад духовно воспитанного «многочадия» в демографическое богатство своего Отечества.
Каким путем мы можем достичь положительного результата в деле возрождения семейного служения Богу и Отечеству? — Сердцевиной этого служения, его вечным центром и источником духовного здравия является восприятие человеком любви Божией к людям, Его премудрости и силы. В храме Божием через Таинства Церкви под влиянием благодати Божией грешное человечество становится смиренным прекрасным богочеловечеством. Для духовного руководства церковным народом Господь поставил священство, дав ему особый дар благодати. В храме им воспитывается и укрепляется духовность, сердечная расположенность и благочестие семьи. И тогда-то семья становится главнейшим институтом воспроизводства общества людей, населяющих нашу Родину. «Благочестие (же в семье) служит основанием прочного благосостояния государства». Так говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Пользуясь историческим опытом России и для поднятия благочестия жителей нашей земли следует видеть вполне целесообразным сближение служения храма и государственных отделов регистрации актов гражданского состояния. Сделать, например, выездные или филиальные группы служащих, которые осуществляют свою работу при соборных храмах тех или иных районов. Тогда подающие заявления в ЗАГС молодые люди могли бы тут же, при храме, иметь беседы со священниками, согласовать дни венчания с церковным календарем, осваивать традиции Православия на предмет создания семьи и ее утверждения в рамках закона Божия, законов Церкви и государства.
Другими словами, вполне уместно скоординировать взаимодействие духовенства храмов с работниками филиальных отделов ЗАГСов при приоритете уставов и традиций Церкви. Создание института повышения знаний о духовности и вере семейных пар и их родителей, для раскрытия перед ними целей и задач брака, знакомство их с воспитательными процессами в семейной жизни, прояснения духовной связи семьи со своим Отечеством то же было бы вполне оправданным
Так же можно решать вопросы записи рождения детей, соотнося их с Таинством Крещения, давать навыки служения Богу и людям, освящать их жизнь Таинствами Святой Церкви, совершать духовно-нравственную работу с семьями, уже имеющими достаточный стаж совместного жительства. Уместно было бы и создание при храмах при финансовой поддержке государства «домов творчества», где могли бы проводить свой досуг и повышать свои знания как созидать свои духовно-нравственные отношения с людьми православно ориентированные семьи. Участие в духовно-нравственных традициях такого рода, верим, принесет достойные плоды и послужит славе нашего Отечества.
«Стяжи дух мирен, — говорил преподобный Серафим Саровский, — и вокруг тебя спасутся тысячи». Сделай целью своей жизни служение Богу, Церкви и Отечеству в своей семье, и благо этого служения создаст необходимые условия: да «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».